Что делать, если машина застряла в снегу: 5 способов выбраться
Снегопад, тишина, зимний лес, а вокруг — никого. Но вместо того, чтобы наслаждаться моментом, вы думаете, как вызволить свою машину из сугроба. Популярные способы и несколько советов начинающим автомобилистам.
- Что должно быть в машине зимой
- Можно ли буксовать на автомате, если застрял в снегу
- Как «раскачивать» машину и буксовать на механике, если застрял
- Что делать, если машина застряла в снегу: популярные способы
- Эвакуация и буксировка автомобиля зимой: правила и нововведения
- Как водить и эвакуировать автомобиль зимой
- Популярные вопросы
- Список источников
Представьте: воскресное зимнее утро, ваша семья едет за город. Пока дети спорят, с какой горки скатиться в первую очередь, вы решаете срезать и сворачиваете на заснеженную лесную дорогу. Теперь вас мучает лишь один вопрос: как вытащить застрявший автомобиль?
Что должно быть в машине зимой
Позаботьтесь о своей безопасности зимой заранее. Купите все нужное и в конце октября сложите в багажник.
Это должно быть у каждого автомобилиста:
- тросы,
- песок,
- траки,
- топор,
- домкрат,
- компрессор,
- штыковая лопата,
- крупнозернистая соль,
- антипробуксовочные цепи,
- незамерзающая жидкость на максимальную минусовую температуру.
Дополнительно приготовьте запасную канистру с бензином, теплые перчатки, куртку и обувь, фонарик, портативную зарядку для гаджетов, а также снеки: вдруг вы застрянете на несколько часов.
Можно ли буксовать на автомате, если застрял в снегу
Если машина буксует в снегу или грязи, не паникуйте, а попробуйте вытащить ее по инструкции. Для автомобилей с автоматической коробкой передач последовательность такая:
- Включите режим D.
- Нажмите на педаль газа и проедьте вперед.
- Включите режим R.
- Осторожно откатитесь назад, легко выжимая газ.
- Снова переключитесь в D и плавно трогайтесь вперед до упора.
- Повторяйте действия, раскачивая машину по инерции.
- Поймайте ритм и момент, когда можно сильнее нажать на газ и выехать из снежной ямы.
Пробуксовка опасна для АКПП. Если сильно давить на педаль газа, прокручивая колеса на одном месте, можно «сжечь» трансмиссию, вывести из строя гидротрансформатор и перегреть масло.
Поэтому газуйте не дольше двух-трех минут, а после заглушите машину на 15–20 минут, чтобы коробка передач остыла.
Выезд враскачку подходит, если сугроб неглубокий. Тогда машина, двигаясь по инерции, утрамбовывает снег под колесами и постепенно выбирается на безопасную твердую часть дороги.
Как «раскачивать» машину и буксовать на механике, если застрял
Чтобы «раскачать» в снегу машину на механике, следуйте алгоритму:
- Выровняйте колеса.
- Включите заднюю передачу.
- Медленно нажимайте на педаль газа, стараясь сдать назад.
- Включите первую передачу.
- Аккуратно газуйте вперед.
- Снова включите заднюю и нажмите на газ.
- Повторяйте это, раскачивая авто взад-вперед.
- Двигайтесь, не допуская пробуксовки.
Самое главное — не торопитесь, действуйте аккуратно и медленно. Спешка непременно обернется проблемами со сцеплением.
Можно ли зимой включать кондиционер в машине: польза, риски и советы водителям
Читать статьюЕсть несколько одинаковых правил для автомобилей с разными конструкциями коробок передач:
- газовать можно не дольше трех минут;
- нельзя буксовать, выжимая педаль газа;
- можно раскручивать двигатель до 2000 оборотов в минуту.
Бороздить заснеженные просторы проще всего на оснащенном и укомплектованном автомобиле. Купите все необходимое сейчас: оплачивайте Халвой товары в рассрочку и будьте готовы к зимним приключениям.
Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Заявка на оформление карты
Что делать, если машина застряла в снегу: популярные способы
Независимо от обстоятельств, температуры за бортом и глубины сугробов, в которые вы заехали, не спешите давить на газ. Первое, что вы должны сделать, — выйти, осмотреться и продумать шаги. Для простоты воспользуйтесь нашим списком.
Лопата
Если автомобиль застрял в сугробе, дном «лег» на снег или встал в неглубоком сугробе, придется копать. Ваша задача — убрать лишний снег под машиной насколько возможно и сделать колею под каждым колесом. Расчистите путь длиной хотя бы в метр.
После расчистки начинайте медленно вытаскивать застрявшую машину, попытайтесь выехать на проезжую часть. Постепенно увеличивайте просветы лопатой и утрамбовывайте снег, раскачивая авто вперед-назад.
Давление в шинах
Если в багажнике есть насос или автоматический компрессор, выпустите немного воздуха из шин. Давление снизится, колеса станут податливыми, улучшится их сцепление с поверхностью. Будьте осторожны: если снег очень глубокий, машина может сесть на днище.
Ключевое правило: как только вы выехали на твердую дорогу (асфальт, укатанный грунт), немедленно накачайте шины до обычного давления, рекомендованного производителем вашего автомобиля.
Езда по твердому покрытию на спущенных шинах опасна: покрышки могут слететь с дисков.
Трос
Тросы пригодятся, если найдете помощника на полноприводном авто или грузовике, который согласится вытащить вашу машину сильными рывками на буксире. Главное, чтобы кроме троса в багажнике был специальный буксировочный крюк, который крепится к заднему или переднему бамперу.
- Прикрутите крюк.
- Присоедините трос к застрявшему авто и буксиру.
- Включите нужную передачу в зависимости от движения застрявшей машины.
- Дайте отмашку помощнику.
На безлюдных дорогах, где помощи не дождаться, действуйте самостоятельно:
- Найдите дерево как можно ближе к машине.
- Прикрепите к нему один конец троса.
- Другой конец обвяжите вокруг колеса или привяжите к буксировочному крюку.
- Сядьте за руль и очень аккуратно нажмите на педаль газа.
Если машина медленно начнет выезжать из снега, продолжайте легонько газовать.
Траки и цепи
Цепь и пластиковый трак — аксессуары, без которых не стоит выезжать за город на зимней резине без шипов. Эти аксессуары спасают, когда колеса буксуют на льду или в снегу.
Антипробуксовочные цепи и траки увеличивают сцепление с дорожной поверхностью и помогают водителям выехать на очень малой скорости. Чтобы воспользоваться ими, надо знать секреты.
Во-первых, цепи важно обмотать вокруг колес до выезда на бездорожье. Если отправляетесь на дачу или в деревню к родственникам, используйте ее перед съездом с трассы, чтобы пройти заснеженные дороги без рисков.
Траки можно использовать по факту: подставьте их под буксующие колеса и сядьте за руль. Наезжайте на площадки не торопясь. Важно, чтобы колеса зацепились за шипы на траках и не прокрутили их вокруг своей оси.
Эвакуация и буксировка автомобиля зимой: правила и нововведения
К помощи профессионалов надо прибегнуть, если вам так и не удалось выехать на своей машине. Пока смартфон не разрядился и есть сотовая связь, найдите в интернете недорогие услуги специализированной компании и вызовите эвакуатор или буксир.
Такие услуги предлагают коммерческие организации: в каждом населенном пункте цены разные и начинаются от 4000 рублей. Время подачи зависит от того, насколько далеко вы находитесь от компании.
Когда помощники приедут, действуйте так:
- Используйте правильный трос: лучше динамический (рывковый) или крепкий капроновый. Стальной трос при рывке может повредить кузов.
- Закрепите трос за штатные буксировочные проушины.
- Согласуйте действия с другим водителем: договоритесь о сигналах. Перед рывком трос должен быть натянут.
- Помогайте двигателем: на застрявшей машине, когда трос натянется, плавно добавляйте газ.
За рулем авто, которое буксируют на гибкой сцепке, то есть на тросе, должен быть водитель. На трос надо прицепить предупредительные щитки или флажки.
Исключение — жесткая сцепка, которая не позволяет машине сзади бесконтрольно двигаться из стороны в сторону и заставляет ее ехать прямо за тягачом.
Управлять буксирующим автомобилем может только водитель со стажем два года и более. При этом он не может брать пассажиров, потому что это небезопасно.
Дистанция и обозначения:
- при гибкой сцепке (на тросе) расстояние между машинами — от 4 до 6 метров;
- при жесткой сцепке (на «штанге») — не более 4 метров.
Буксировка запрещена, если у машины на буксире не работают рулевое управление и тормоза. А также если ее масса больше половины массы буксирующего автомобиля. Если масса меньше — буксировка возможна только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.
Кстати, для владельцев застрявших крупногабаритных внедорожников единственный выход — это эвакуатор, потому что не каждый буксир сможет вытащить этих тяжеловесов.
Если машина не двигается с места в городе, действуйте так:
- Включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки.
- Попробуйте убрать автомобиль с проезжей части: попытайтесь откатить его к обочине (с помощью прохожих или другого водителя).
- Вызовите эвакуатор: свяжитесь с коммерческой службой для доставки автомобиля в сервис. Точная стоимость такой услуги в каждом регионе разная, в среднем 5000–15 000 рублей. Специалисты доставят авто на домашнюю парковку или в сервис.
Как водить и эвакуировать автомобиль зимой
Если вы начинающий автомобилист, вам нужно знать, что конструкция трансмиссии автомобиля бывает трех типов:
- переднеприводная;
- заднеприводная;
- полноприводная.
В зависимости от типа водитель решает, как двигаться по снегу. Вот несколько методов:
- Передний привод. Чтобы колеса не увязли в рыхлом снегу, двигайте руль быстрыми и едва заметными рывками. Так вы увеличите сцепление передней оси с дорогой и создадите безопасную колею.
- Задний привод. Управляйте авто, фиксируя руль в одном положении, чтобы колеса стояли прямо. Когда почувствуете, что машина вязнет, остановитесь, сдайте назад и, разогнавшись, проедьте вперед. Делайте так при каждом препятствии в снегу.
- Полный привод. Двигайтесь по бездорожью или заснеженным проселочным и городским дорогам медленно, чтобы машину не заносило. Фиксируйте руль и наезжайте на сугробы осторожно.
При торможении действуйте в зависимости от того, установлена ли система в машине:
- С тормозами с ABS. В случае экстренного торможения жмите на педаль сильно и уверенно — система сама предотвращает блокировку колес.
- С тормозами без ABS. Тормозите прерывистыми, короткими нажатиями на педаль.
С 1 декабря 2025 года эксплуатация легковых автомобилей без зимних шин — это нарушение. Глубина протектора должна быть не менее 4 мм. Давление в шинах зимой рекомендуется держать на 0.2–0.3 бара выше, чем летом. За несоблюдение всех этих требований вам выпишут штраф в 500 рублей.
Советы, к которым стоит прислушаться всем водителям независимо от опыта:
- При температуре –20°C даже исправная батарея теряет до 40% емкости. Перед сезоном проверьте ее заряд и состояние клемм.
- Залейте незамерзающую жидкость («незамерзайку») в омыватель. Проверьте состояние и плотность антифриза в системе охлаждения. Замените моторное масло на зимнее с низкотемпературной вязкостью, если температура в вашем регионе опускается ниже –30°C.
- Перед каждой поездкой полностью очищайте от снега и льда стекла, зеркала, фары, крышу.
- В заносах не нажимайте резко на тормоз. Поверните руль в сторону заноса (куда «несет» зад машины), а затем, как только автомобиль начал выравниваться, плавно верните руль в нейтральное положение.
- Всегда выбирайте скорость, соответствующую дорожным условиям. Помните, что тормозной путь на льду и укатанном снегу увеличивается в несколько раз. Дистанцию до впереди идущего транспорта всегда увеличивайте, чтобы случайно не попасть в ДТП.
- Будьте особенно осторожны на мостах, эстакадах и в тоннелях — там лед появляется раньше и держится дольше. На спусках используйте торможение двигателем, заранее включив пониженную передачу.
- Не тормозите и не перестраивайтесь резко, не дергайте руль.
Популярные вопросы
Ответили на вопросы, которыми чаще всего задаются многие водители.
Как понять, что машину можно вытащить самостоятельно?
Оцените глубину погружения колес: если засели менее чем на половину высоты — шансы есть. Проверьте, есть ли зацеп хотя бы у одного ведущего колеса. Попробуйте откатить машину назад на 10–15 см — если поддается, справитесь сами.
Если колеса проваливаются глубже при любых попытках, днище упирается в грунт, машина села «на брюхо» — нужна помощь или лебедка. Также оцените плотность грунта вокруг: если рядом твердая поверхность — выехать возможно.
Как предотвратить повторное застревание?
Выехав, не останавливайтесь и двигайтесь до твердого покрытия. Если дальше надо ехать по заснеженной и непредсказуемой дороге, снизьте давление в шинах до 1.0–1.2 атм для увеличения пятна контакта. Двигайтесь на низкой передаче с постоянной скоростью без резких газов и торможений.
Выбирайте траекторию по колее или следам другой техники. Если впереди опасный участок — разгонитесь заранее и двигайтесь ходом. Зимой всегда возите с собой траки, трос и лопату.
Помогает ли раскачка авто?
Раскачка эффективна только для автомобилей с механической коробкой передач (МКПП). Используйте инерцию, поочередно включая первую и заднюю передачи, добавляя минимальный газ в момент смены направления. Для машин с автоматической коробкой (АКПП) этот метод опасен, может сломать трансмиссию.
Вредит ли двигателю длительное буксование?
Буксование редко наносит прямой вред двигателю, но оно критически опасно для трансмиссии (сцепление, коробка передач, приводы). Главный признак перегрева — устойчивый запах гари.
Также пробуксовка закапывает колеса глубже, под днищем образуется ледяная корка, что полностью блокирует автомобиль. Поэтому буксовать нужно осторожно и строго по инструкции.
Главная ценность автомобилиста — опыт и знания. Но не торопитесь учиться на своих ошибках — старайтесь их предотвратить.
Удачи за рулем!
Список источников
- Постановление правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения» (дата обращения: 12.12.2025).
- Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) (дата обращения: 12.12.2025).

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Как убрать или вставить разрыв страницы в Word без потери форматирования

Как разблокировать профиль на «Авито»: причины блокировки и способы восстановить