Логотип компании
190Просмотры

Расход топлива зимой: нормы, коэффициент, как снизить потребление

С наступлением холодов водители замечают: машине требуется больше топлива, чем при плюсовой температуре. Холод меняет условия работы двигателя, шин, трансмиссии и электрооборудования. Разбираемся, можно ли контролировать расходы горючего.

Зимой бензина уходит больше, и причин много. Можно ли контролировать расход? Источник: RossHelen / Shutterstock / FOTODOM

Почему зимой нужно больше топлива

Возросшие расходы ГСМ зимой — это норма, а не повод для паники. Многие причины очевидны, а некоторые проявляются незаметно, но влияют не меньше. Разберемся, что происходит с автомобилем зимой, чтобы выяснить источники перерасхода.

Прогрев двигателя

В мороз трансмиссионные масла густеют, и мотору нужно больше усилий, чтобы выйти на стабильный режим. Поэтому машину сперва держат на «холостых» оборотах, чтобы прогреть двигатель, жидкости и другие компоненты — отсюда и повышенный расход.

В теории можно обойтись и без прогрева, но тогда возрастает износ системы. Оптимально дать мотору время, чтобы он достиг минимум +40–50℃. При температуре воздуха до −15℃ на это нужно примерно две минуты, при −20℃ — пять. Затем можно ехать, машина продолжит греться, но уже на ходу.

Электроэнергия

Зимой почти все электрические элементы работают интенсивнее: вентилятор печки, подогрев стекол, зеркал, фары и так далее. Генератор производит больше энергии, и двигатель расходует дополнительное топливо.

В мороз аккумулятор «садится» быстрее, поэтому система подзарядки работает активнее — опять же за счет бензина. В итоге даже несколько «комфортных» функций могут добавить литр-другой к общему расходу.

Ещё по теме

Можно ли зимой включать кондиционер в машине: польза, риски и советы водителям

Читать статью

Зимние дороги

Снег, ледяная крошка, рыхлая каша создают сопротивление качению. Зимой машине приходится преодолевать пробуксовку и скольжение. Даже качественные зимние шины не спасают полностью.

Замерзшая смазка в подшипниках и редукторах затрудняет вращение колес. В результате авто медленнее разгоняется и быстрее «теряет» инерцию, что напрямую сказывается на расходе.

Снижение скорости

Зимой средняя скорость транспортного потока ниже из-за плотного снега, недостаточной видимости, аварийных участков и пробок. На низких передачах расход бензина выше.

На трассе ситуация лучше, но плотный холодный воздух увеличивает сопротивление на высоких скоростях.

Давление в шинах

Холодный воздух сжимается, и давление в колесах падает. Если его не контролировать, ехать сложнее. Машина буквально «прилипает» к дороге и заставляет двигатель использовать больше топлива.

Некоторые водители специально слегка уменьшают давление, чтобы улучшить сцепление. Но тут тоже есть минусы: ухудшается износ шин и управляемость. Зимой проверять показатель особенно важно, ведь слишком сильное или низкое давление увеличивает тормозной путь и ухудшает управление.

Нагруженность автомобиля

Зимой в багажнике больше вещей: незамерзайка, инструменты, теплая одежда, цепи, тросы. Это добавляет лишние килограммы, которые повышают расход бензина.

Лед и снег на кузове и в арках тоже увеличивают массу и ухудшают аэродинамику. Даже пустой багажник на крыше создает лишнее сопротивление. Поэтому регулярно очищайте кузов и проводите «ревизию» в багажнике.

Зимой в багажнике вещей больше, особенно если едете за город. Источник: Pressmaster / Shutterstock / FOTODOM

Другие причины

Среди других факторов выделяют:

  • Плотность воздуха. В мороз она выше, из-за чего увеличивается аэродинамическое сопротивление, особенно на скорости.
  • Манера езды. Резкие ускорения на скользкой дороге приводят к пробуксовкам и перерасходу топлива.
  • Неполадки с тормозными цилиндрами. Даже из-за небольшого подклинивания автомобиль постоянно подтормаживает, что резко увеличивает расход.
  • Полный привод. Системы 4×4 нагружают трансмиссию, а на скользком покрытии подключаются чаще, что повышает расход топлива.

Влияет ли качество топлива

В холод двигатель работает в напряженных условиях, а если залить в бак бензин или дизель с примесями, водой или избытком ароматических углеводородов, сгорание становится нестабильным.

Блок управления «видит», что смесь не соответствует норме, и увеличивает подачу. В итоге мотор тратит больше горючего, чтобы удержать обороты и температуру. У дизельных автомобилей ситуация хуже: некачественное топливо может забить фильтр, из-за чего насос будет работать с перегрузкой. Это также увеличивает расход.

Вода в составе горючего в холод превращается в кристаллы льда. Это нарушает подачу, и двигатель «съедает» больше.

Отдельная тема — «экономия» на октановом числе или попытки перевести машину на более высокую марку бензина вопреки рекомендациям производителя. Если октановое число ниже нормы, двигатель начинает работать с детонацией и просит больше топлива. Если выше, выигрыш в мощности минимален, а риск нарваться на низкокачественный бензин с искусственно завышенными показателями увеличивается.

Зимой лучше не экспериментировать и заправляться только на проверенных АЗС. Качественное топливо удержит расход в разумных пределах. Избавиться от лишних волнений поможет каско — дополнительная защита автомобиля.

С каско от Совкомбанк Страхование

неприятности на дорогах и противоправные действия злоумышленников не застанут вас врасплох.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Автомобиль»/«Каско» и оформите полис всего за несколько минут на сайте sovcomins.ru

Купить онлайн

Зимние нормы расхода топлива

Нормы расхода горючего, в том числе зимние надбавки для разных регионов, устанавливает Минтранс. Их разработали для организаций с автопарками, чтобы бухгалтер корректно списывал расход ГСМ с учетом холода, утепления салона, прогрева и увеличенных нагрузок на двигатель.

Рядовым водителям эти цифры тоже полезны. Они подсказывают, какой расход топлива считается нормой в зимний период в регионе.

Примеры зимних надбавок из таблицы:

Объем расхода топлива зависит от климата: чем дольше морозы, тем выше зимний коэффициент. В столичных и южных областях минимальные надбавки, а на северных территориях — самые значительные, ведь там холодный сезон может длиться больше полугода. Это позволяет адекватно оценивать реальный расход и не искать проблемы там, где их нет.

Как посчитать расходы топлива

Затраты на ГСМ могут стать значительной статьей семейного бюджета, поэтому полезно вести их учет. Конечно, проще всего воспользоваться данными бортового компьютера (если он записывает данные по топливу) или вносить информацию в мобильное приложение, которое анализирует расходы.

Но их также можно подсчитать и вручную. Сделать это довольно просто.

Подготовьте данные

Чтобы получить честные цифры, проведите небольшой эксперимент. Перед началом:

  1. Выберите заправку, которой вы доверяете, и используйте ее на всех этапах. Так будет меньше разница в качестве топлива.
  2. Убедитесь, что пробег можно сбросить. Если нельзя, зафиксируйте исходные показания одометра.
  3. Планируйте поездку так, чтобы в нее вошли разные режимы движения: город, трасса, умеренные пробки. Это снижает погрешность, особенно зимой.

Если бортовой компьютер не показывает расход или вы хотите получить более точные данные, проведите измерения два раза, а затем усредните результат. Так даже лучше: зимой данные «гуляют», и одна поездка редко показывает реальную картину.

Подсчитать расход зимой вручную проще, чем кажется. Но понадобится время. Источник: Olezzo / Shutterstock / FOTODOM

Проведите эксперимент

Теперь соберите цифры для расчетов:

  1. Заправьте полный бак. Ориентируйтесь на индикатор на панели приборов. Но более точным способом проверки считается «пистолет» подачи топлива — он автоматически отключается, когда бак полный.
  2. Обнулите суточный пробег или запишите показания одометра.
  3. Проедьте 200–300 км. Старайтесь делать длинные поездки. Короткие зимой не подходят, так как значительная часть топлива уходит на прогрев.
  4. Снова заправьте бак до полного. Запишите, сколько литров вошло. Это и есть фактический расход за весь маршрут.
  5. Проделайте все еще раз. Два замера сгладят влияние пробок, погоды, манеры езды и покажут более надежную цифру.

Сделайте расчеты

Воспользуйтесь формулой:

Расход = литры / километры × 100.

Например, если за 200 км ушло 35 литров, расход составит:

45 / 200 × 100 = 17,5 л на 100 км.

Чтобы узнать расход на один километр, поделите результат на 100:

17,5 л / 100 = 0,175 л на 1 км.

Усредним два замера — сложите результаты и разделите на два:

(17,5 + 16,5) / 2 = 17 л на 100 км.

Особенность зимних расчетов

Зимой фактические цифры почти всегда выше «паспортных». И это нормально: производители тестируют машины в условиях, далеких от реальности. Обогрев салона и стекол, холодные жидкости, плотный снег повышают расход на 10–40%, а в морозных регионах — еще больше.

Чтобы снизить погрешность:

  • придерживайтесь одинакового стиля езды на всех этапах;
  • старайтесь заправлять бак одинаково (для максимального контроля используйте свои мерные емкости);
  • проводите не два, а три-четыре замера — чем больше данных, тем надежнее итог.

Расчет смешанного расхода

Если поездки включают и город, и трассу, выведите усредненный «зимний» показатель. Формула:

(городской расход × км в городе + трассовый расход × км по трассе) / общий пробег.

Например, если зимой проезжаете 40 км по трассе и 20 км по городу, а расход составляет 10 и 13 л на 100 км соответственно, итог будет:

(13×20 + 10×40) / 50 = 13,2 л на 100 км.

Ещё по теме

Когда лучше и выгоднее покупать зимнюю резину

Читать статью

Как снизить расходы

Есть множество способов экономить топливо зимой. Разделим их на две группы: технические возможности автомобиля и усилия водителя.

Технические возможности автомобиля

Современные машины дают немало возможностей компенсировать неизбежные потери ГСМ.

Система «старт-стоп»

Экономит горючее и снижает выброс вредных веществ в атмосферу. Система отключает мотор на полной остановке, например в пробке или на светофоре, и запускает в нужный момент, например при нажатии на педаль сцепления. По сути, она снижает работу двигателя в холостом режиме.

Да, есть свои минусы, один из них — дополнительная нагрузка на стартер и аккумулятор из-за частого перезапуска. Но, если нужно сэкономить топливо зимой, это один из действенных способов.

Интеллектуальная климат-система

Она не греет весь автомобиль сразу, а распределяет тепло. Например, на подогрев только сидений или руля нужно меньше энергии, чем на целый салон. В результате мотор тратит меньше горючего.

Электронная система управления двигателем

ЭСУД подстраивает подачу топлива под температуру, стиль езды и состояние дороги. Это заметно снижает потери в условиях, когда двигатель испытывает дополнительную нагрузку.

Режим Eco

Делает реакцию на педаль газа более спокойной, подстраивает коробку передач под мягкое ускорение и ограничивает пики мощности. Режим особенно полезен зимой: снижает расход и риск пробуксовок.

Отдельно скажем о гибридных авто. Зимой их эффективность несколько падает из-за работы отопления, но предварительный обогрев поможет значительно сэкономить заряд и топливо. Теплый старт всегда лучше холодного — как для батареи, так и для расхода.

Важную роль играет общее техническое состояние машины: зимнее масло нужной вязкости, исправная система впрыска, корректное давление в шинах. Все это позволяет электронике и двигателю работать так, как задумал производитель.

Что может сделать водитель

Хорошо, когда есть техника, которая помогает. Но личные действия водителя играют гораздо большую роль. Что может сделать человек:

  1. Парковать авто в теплом гараже или хотя бы под навесом. Это сокращает прогрев и снижает нагрузку на аккумулятор. 
  2. Смените масло на более подходящее по вязкости. Чем оно гуще на холоде, тем больше топлива уйдет на прогрев.
  3. Планируйте маршрут. Избегайте дорог с большим числом светофоров и старайтесь объезжать пробки.
  4. Снимите пустой багажник на крыше, не возите ненужное. Машина станет легче — так меньше сопротивление воздуху.
  5. Убирайте снег с крыши — это не только лишняя нагрузка, но еще и опасность. Он может повредить автомобили, едущие сзади.
  6. Вовремя меняйте шины и следите за давлением в них. Зимняя резина не увеличивает расход (как иногда считают), а наоборот, помогает избежать пробуксовки и лишних «газов» на снегу. Низкое давление увеличивает потребление: проверяйте его еженедельно и каждый раз после скачка температуры.
  7. Следите за манерой вождения. Плавные старт и торможение, движение «накатом», своевременный переход на высокие передачи — эти приемы снижают расход ГСМ в разы.

Зима предъявляет свои требования к технике и стилю езды, но при разумном подходе расход топлива можно контролировать. Главное, не ожидать летних показателей, а работать с тем, что действительно можно изменить.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Новости
27 дек. 2023

Подержанные автомобили в России под конец года подорожали на 22%

Подержанные автомобили в России под конец года подорожали на 22%
94Просмотры
Читать полную статью
12 нояб. 2024
Новости

Люксовые электромобили Avatr появятся в России официально

93Просмотры
Читать полную статью
19 фев.
Новости

Продажи машин с пробегом в январе выросли на 30%

93Просмотры