Рекламный баннер
Авто

Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2025 году

Ксения Чеглакова
от Ксения Чеглакова / 14 мая 14:40
2
67.1 тыс.
13 мин.

В последние годы правила для водителей грузовиков ужесточили. Все ради безопасности на дорогах и сохранности дорожных покрытий. Как правильно рассчитать вес и избежать перегруза? Как изменились штрафы? Ответы в материале.

Лишить прав могут за уклонение от весового контроля — законопроект уже в работе. Источник: Shutterstock

Опытные дальнобойщики освежат в памяти нюансы, а новичкам текст сэкономит кучу нервов и денег. Особенно если вы недавно получили права и постепенно разбираетесь не только с ПДД, но и с тонкостями грузоперевозок.

Что считать перегрузом

Грузовые гиганты колесят по улицам, трассам, паркуются у магазинов, тянут многотонные прицепы. Их вереницы на шоссе заставляют водителей легковых авто нервничать при каждом обгоне.

Но и кабина фуры не место для расслабления. Главный враг водителя — лишний вес в прицепе. Перегруженным автомобилем сложнее управлять: он становится неповоротливым, а тормозной путь увеличивается.

Перегруз — превышение допустимой массы транспортного средства (ТС) или нагрузки на его ось. Для каждого грузового автомобиля производитель устанавливает максимально допустимую массу (МДМ) и предельную нагрузку на ось.

Чтобы избежать перегруза, необходимо учитывать:

  • собственный вес автомобиля — указан в свидетельстве о регистрации ТС;
  • вес груза — прописан в накладной;
  • вес прицепа;
  • допустимую нагрузку на ось — описана в технической документации.

Допустимый вес грузового транспортного средства — в таблице.

Одиночный автомобиль

Автопоезд

Количество осей

Разрешенная максимальная масса (тонн)

Количество осей

Разрешенная максимальная масса (тонн)

две

18

три

28

три

25

четыре

36

четыре

32

пять

40

пять и более

38

шесть и более

44

Одиночный грузовик — это отдельная машина с кабиной и кузовом в одном корпусе. Автопоезд состоит из тягача и прицепа (или полуприцепа) — как локомотив с вагоном. Чем больше секций, тем больше груза можно перевезти, но и правила строже: по весу, габаритам и допустимым маршрутам.

Допустимая нагрузка на ось и как ее рассчитать

Недостаточно просто посчитать массу фуры с грузом, нужно правильно распределить вес между осями. Для каждой модели установлен лимит — он защищает дорожное покрытие и делает перевозки безопаснее. Допустимая нагрузка по осям:

  •  — до 11,5 тонн;
  •  — до 18 тонн;
  •  — до 25 тонн.

Нагрузка зависит не только от типа транспортного средства, но и от самой дороги: где-то разрешена нагрузка в 6 тонн на ось, а где-то — все 10. Смотрите на знаки — это главный ориентир.

Рассчитать нагрузку можно с помощью специальных датчиков, установленных на современных грузовиках, или на стационарных весовых комплексах. Чтобы понять, укладываетесь ли в лимит:

  1. Узнайте полную массу автомобиля с грузом на весах.
  2. Посмотрите, как распределен груз — не «давит» ли на какую-то ось.
  3. Сравните с допустимыми значениями в документах на автомобиль, сверьтесь с законом.

Весовые станции максимально точно измеряют массу ТС.

Ещё по этой теме

Полномочия ГАИ: какому регламенту подчиняются сотрудники

Читать статью

Когда допускается перегруз

Иногда груз нужно перевезти, даже если он слишком тяжелый. В таких случаях получите специальное разрешение. Его выдают на конкретный маршрут, а в самом документе прописывают, какая нагрузка разрешена и почему.

Без спецразрешения перегруз приведет к штрафу. Источник: Shutterstock

Система «Платон»

Водители машин с разрешенной максимальной массой более  обязательно платят за проезд по федеральным дорогам. Придется заплатить даже за перегон пустой фуры, если по документам она входит в категорию тяжеловесных.

Система контроля называется «Платон». Каждый километр оплачивают по тарифу — сейчас это 3,34 рубля. Деньги идут на ремонт и содержание дорог. Можно установить специальное бортовое устройство, которое считает километры, или оформить маршрутную карту заранее — если поездка разовая.

За неуплату — штраф в 5000 ₽, за повторное нарушение — 10 000 ₽.

Грузовики до 12 тонн в системе «Платон» не участвуют. Но это не значит, что они ездят бесплатно — на некоторых дорогах есть платные участки.

Штрафы за перегруз в 2025 году

Размер штрафа зависит от процента перегруза и наличия у перевозчика специального разрешения. Если документа нет — взыскания строже:

  • штраф за превышение от 10% до 20% — 375 000 ₽;
  • штраф за превышение от 20% до 50% — 525 000 ₽;
  • штраф за превышение более 50% — 600 000 ₽.

С разрешением:

  • штраф за превышение от 10% до 20% — 300 000 ₽;
  • штраф за превышение от 20% до 50% — 450 000 ₽;
  • штраф за превышение более 50% — 600 000 ₽.

Штрафы для грузчиков

За перегруз отвечает не только перевозчик, но и те, кто отгружал товар. Индивидуальным предпринимателям нарушение обойдется в 120–150 тысяч рублей, юридическим лицам — 375–600 тысяч рублей.

Спасет только железное правило: взвешивайте, проверяйте, перепроверяйте. Без точных весов, расчета нагрузки на оси и сверки с разрешительными документами — никуда. Эти три шага — страховка от разорительных штрафов.

Ошибки в документах и спецразрешениях

Взыскание увеличится, если в документах указаны неверные данные о грузе, нет информации о разрешении или маршруте. При этом перегруз составляет не больше 20%:

  • для физических лиц — от 2250 до 3000 ₽;
  • для должностных лиц — от 22 500 до 30 000 ₽;
  • для юридических лиц — от 300 000 до 450 000 ₽.

Перегруз больше 20% — штрафы выше:

  • для физических лиц — 7500 ₽;
  • для должностных лиц — от 37 500 до 52 500 ₽;
  • для юридических лиц — от 500 250 до 600 000 ₽.

Хотя все санкции ложатся на владельца авто, сам водитель рискует получить взыскание за нарушения правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Нарушение ПДД

Нарушение правил перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов ударит по карману всех причастных. Сам водитель заплатит 1500–2250 ₽, должностное лицо, отвечающее за перевозку, — 7500–15 000 ₽, а компания-перевозчик может лишиться 75 000–150 000 ₽.

Если водитель проигнорирует знак с ограничением допустимой нагрузки на ось — ему грозит штраф в 7500 ₽.

С 1 сентября 2025 года водители грузовиков обязаны останавливаться для весового контроля. Источник: Shutterstock

Кто выписывает штрафы

Штраф за перегруз могут выписать:

  • сотрудники ГИБДД — при остановке транспортного средства и выявлении нарушения;
  • сотрудники Ространснадзора — при проверке веса на стационарных или передвижных весовых комплексах;
  • система автоматической фиксации — при проезде через рамки весового контроля.

Можно ли оспорить штраф

Да, взыскания за перегруз можно оспорить в течение 10 дней с момента получения документа. Жалобу подают в орган, вынесший постановление, или в суд. При автоматической фиксации перегруза можно обратиться в Ространснадзор с просьбой проверить корректность работы оборудования.

Грузоперевозки — это риски. Штраф за перегруз — сотни тысяч рублей, поврежденный груз — убытки, а задержка рейса — испорченная репутация. Не ждите, пока проблемы ударят по бюджету. Страховка для перевозчиков — как подушка безопасности: бережет нервы и деньги. Платите только за рейсы, а не за ошибки.

Подберите проверенную компанию с большим количеством услуг по страхованию бизнеса (сотрудников, транспорта, товаров, грузов, ответственности). Широкий выбор предпринимателям предлагает Совкомбанк Страхование. Разделим с вами риски!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Для бизнеса» на сайте sovcomins.ru

Стать клиентом

Как избежать штрафов за перегруз

Начните с простого — посмотрите в ПТС, какая разрешенная максимальная масса у грузовика. Перед выездом взвесьте груз — лучше перепроверить вес на складе, чем платить штраф на трассе.

Изучите маршрут заранее, проверьте, есть ли на пути пункты весового контроля, особенно автоматические. Если везете тяжелый или негабаритный груз — возможно, понадобится разрешение.

Если вы перевозчик или владелец ТС, проведите с водителем краткий инструктаж. Многие штрафы приходят на компанию, а не на шофера.

Обязательное взвешивание в 2025 году

Водителям придется быть особенно внимательными — готовы поправки в Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

С 1 сентября 2025 года водители обязаны останавливаться «по требованию» для прохождения «весогабаритного контроля». Проблема в том, что дальнобойщики уклоняются от взвешиваний: закрывают тряпками номера, сбивают весы или объезжают автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК). Теперь закон строже.

Пока взыскания за отказ от весового контроля только обсуждаются — законопроект прошел первое чтение. Если его примут, водителю грозит 10 000 ₽ штрафа и лишение прав на полгода, а собственнику ТС придется заплатить 100 000 ₽.

Сегодня некоторые перевозчики просто объезжают пункты контроля или игнорируют сигналы об остановке. Новый закон призван закрыть эту лазейку и сделать контроль жестким — чтобы дороги не портились, а перегруз не создавал аварийных ситуаций.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
67.1 тыс.
Ксения Чеглакова
Ксения Чеглакова

Если жизнь — это игра, то я сделала отличную ставку. Рассказываю о цене побед и достижений.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер