
Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2025 году
В последние годы правила для водителей грузовиков ужесточили. Все ради безопасности на дорогах и сохранности дорожных покрытий. Как правильно рассчитать вес и избежать перегруза? Как изменились штрафы? Ответы в материале.
- Что считать перегрузом
- Допустимая нагрузка на ось и как ее рассчитать
- Система «Платон»
- Штрафы за перегруз в 2025 году
- Штрафы для грузчиков
- Ошибки в документах и спецразрешениях
- Нарушение ПДД
- Кто выписывает штрафы
- Можно ли оспорить штраф
- Как избежать штрафов за перегруз
- Обязательное взвешивание в 2025 году
Опытные дальнобойщики освежат в памяти нюансы, а новичкам текст сэкономит кучу нервов и денег. Особенно если вы недавно получили права и постепенно разбираетесь не только с ПДД, но и с тонкостями грузоперевозок.
Что считать перегрузом
Грузовые гиганты колесят по улицам, трассам, паркуются у магазинов, тянут многотонные прицепы. Их вереницы на шоссе заставляют водителей легковых авто нервничать при каждом обгоне.
Но и кабина фуры не место для расслабления. Главный враг водителя — лишний вес в прицепе. Перегруженным автомобилем сложнее управлять: он становится неповоротливым, а тормозной путь увеличивается.
Перегруз — превышение допустимой массы транспортного средства (ТС) или нагрузки на его ось. Для каждого грузового автомобиля производитель устанавливает максимально допустимую массу (МДМ) и предельную нагрузку на ось.
Чтобы избежать перегруза, необходимо учитывать:
- собственный вес автомобиля — указан в свидетельстве о регистрации ТС;
- вес груза — прописан в накладной;
- вес прицепа;
- допустимую нагрузку на ось — описана в технической документации.
Допустимый вес грузового транспортного средства — в таблице.
Одиночный автомобиль |
Автопоезд | ||
Количество осей |
Разрешенная максимальная масса (тонн) |
Количество осей |
Разрешенная максимальная масса (тонн) |
две |
18 |
три |
28 |
три |
25 |
четыре |
36 |
четыре |
32 |
пять |
40 |
пять и более |
38 |
шесть и более |
44 |
Одиночный грузовик — это отдельная машина с кабиной и кузовом в одном корпусе. Автопоезд состоит из тягача и прицепа (или полуприцепа) — как локомотив с вагоном. Чем больше секций, тем больше груза можно перевезти, но и правила строже: по весу, габаритам и допустимым маршрутам.
Допустимая нагрузка на ось и как ее рассчитать
Недостаточно просто посчитать массу фуры с грузом, нужно правильно распределить вес между осями. Для каждой модели установлен лимит — он защищает дорожное покрытие и делает перевозки безопаснее. Допустимая нагрузка по осям:
- — до 11,5 тонн;
- — до 18 тонн;
- — до 25 тонн.
Нагрузка зависит не только от типа транспортного средства, но и от самой дороги: где-то разрешена нагрузка в 6 тонн на ось, а где-то — все 10. Смотрите на знаки — это главный ориентир.
Рассчитать нагрузку можно с помощью специальных датчиков, установленных на современных грузовиках, или на стационарных весовых комплексах. Чтобы понять, укладываетесь ли в лимит:
- Узнайте полную массу автомобиля с грузом на весах.
- Посмотрите, как распределен груз — не «давит» ли на какую-то ось.
- Сравните с допустимыми значениями в документах на автомобиль, сверьтесь с законом.
Весовые станции максимально точно измеряют массу ТС.
Когда допускается перегруз
Иногда груз нужно перевезти, даже если он слишком тяжелый. В таких случаях получите специальное разрешение. Его выдают на конкретный маршрут, а в самом документе прописывают, какая нагрузка разрешена и почему.
Система «Платон»
Водители машин с разрешенной максимальной массой более обязательно платят за проезд по федеральным дорогам. Придется заплатить даже за перегон пустой фуры, если по документам она входит в категорию тяжеловесных.
Система контроля называется «Платон». Каждый километр оплачивают по тарифу — сейчас это 3,34 рубля. Деньги идут на ремонт и содержание дорог. Можно установить специальное бортовое устройство, которое считает километры, или оформить маршрутную карту заранее — если поездка разовая.
За неуплату — штраф в 5000 ₽, за повторное нарушение — 10 000 ₽.
Грузовики до 12 тонн в системе «Платон» не участвуют. Но это не значит, что они ездят бесплатно — на некоторых дорогах есть платные участки.
Штрафы за перегруз в 2025 году
Размер штрафа зависит от процента перегруза и наличия у перевозчика специального разрешения. Если документа нет — взыскания строже:
- штраф за превышение от 10% до 20% — 375 000 ₽;
- штраф за превышение от 20% до 50% — 525 000 ₽;
- штраф за превышение более 50% — 600 000 ₽.
С разрешением:
- штраф за превышение от 10% до 20% — 300 000 ₽;
- штраф за превышение от 20% до 50% — 450 000 ₽;
- штраф за превышение более 50% — 600 000 ₽.
Штрафы для грузчиков
За перегруз отвечает не только перевозчик, но и те, кто отгружал товар. Индивидуальным предпринимателям нарушение обойдется в 120–150 тысяч рублей, юридическим лицам — 375–600 тысяч рублей.
Спасет только железное правило: взвешивайте, проверяйте, перепроверяйте. Без точных весов, расчета нагрузки на оси и сверки с разрешительными документами — никуда. Эти три шага — страховка от разорительных штрафов.
Ошибки в документах и спецразрешениях
Взыскание увеличится, если в документах указаны неверные данные о грузе, нет информации о разрешении или маршруте. При этом перегруз составляет не больше 20%:
- для физических лиц — от 2250 до 3000 ₽;
- для должностных лиц — от 22 500 до 30 000 ₽;
- для юридических лиц — от 300 000 до 450 000 ₽.
Перегруз больше 20% — штрафы выше:
- для физических лиц — 7500 ₽;
- для должностных лиц — от 37 500 до 52 500 ₽;
- для юридических лиц — от 500 250 до 600 000 ₽.
Хотя все санкции ложатся на владельца авто, сам водитель рискует получить взыскание за нарушения правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Нарушение ПДД
Нарушение правил перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов ударит по карману всех причастных. Сам водитель заплатит 1500–2250 ₽, должностное лицо, отвечающее за перевозку, — 7500–15 000 ₽, а компания-перевозчик может лишиться 75 000–150 000 ₽.
Если водитель проигнорирует знак с ограничением допустимой нагрузки на ось — ему грозит штраф в 7500 ₽.
Кто выписывает штрафы
Штраф за перегруз могут выписать:
- сотрудники ГИБДД — при остановке транспортного средства и выявлении нарушения;
- сотрудники Ространснадзора — при проверке веса на стационарных или передвижных весовых комплексах;
- система автоматической фиксации — при проезде через рамки весового контроля.
Можно ли оспорить штраф
Да, взыскания за перегруз можно оспорить в течение 10 дней с момента получения документа. Жалобу подают в орган, вынесший постановление, или в суд. При автоматической фиксации перегруза можно обратиться в Ространснадзор с просьбой проверить корректность работы оборудования.
Грузоперевозки — это риски. Штраф за перегруз — сотни тысяч рублей, поврежденный груз — убытки, а задержка рейса — испорченная репутация. Не ждите, пока проблемы ударят по бюджету. Страховка для перевозчиков — как подушка безопасности: бережет нервы и деньги. Платите только за рейсы, а не за ошибки.
Подберите проверенную компанию с большим количеством услуг по страхованию бизнеса (сотрудников, транспорта, товаров, грузов, ответственности). Широкий выбор предпринимателям предлагает Совкомбанк Страхование. Разделим с вами риски!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Для бизнеса» на сайте sovcomins.ru
Как избежать штрафов за перегруз
Начните с простого — посмотрите в ПТС, какая разрешенная максимальная масса у грузовика. Перед выездом взвесьте груз — лучше перепроверить вес на складе, чем платить штраф на трассе.
Изучите маршрут заранее, проверьте, есть ли на пути пункты весового контроля, особенно автоматические. Если везете тяжелый или негабаритный груз — возможно, понадобится разрешение.
Если вы перевозчик или владелец ТС, проведите с водителем краткий инструктаж. Многие штрафы приходят на компанию, а не на шофера.
Обязательное взвешивание в 2025 году
Водителям придется быть особенно внимательными — готовы поправки в Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
С 1 сентября 2025 года водители обязаны останавливаться «по требованию» для прохождения «весогабаритного контроля». Проблема в том, что дальнобойщики уклоняются от взвешиваний: закрывают тряпками номера, сбивают весы или объезжают автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК). Теперь закон строже.
Пока взыскания за отказ от весового контроля только обсуждаются — законопроект прошел первое чтение. Если его примут, водителю грозит 10 000 ₽ штрафа и лишение прав на полгода, а собственнику ТС придется заплатить 100 000 ₽.
Сегодня некоторые перевозчики просто объезжают пункты контроля или игнорируют сигналы об остановке. Новый закон призван закрыть эту лазейку и сделать контроль жестким — чтобы дороги не портились, а перегруз не создавал аварийных ситуаций.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Если жизнь — это игра, то я сделала отличную ставку. Рассказываю о цене побед и достижений.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
