Баннер
Авто

Стоит ли переводить автомобиль на газовое оборудование

Анастасия Андреева
/ 7 июля 2023 10:00
1.8 тыс.
14 мин.
Текст изменился / 26 марта 2024

Цены на бензин ниже не становятся. Каждая новость о повышении вызывает негативные эмоции, а впоследствии — смирение. Но не у всех. Некоторые водители решают перейти на ГБО (газобаллонное оборудование). А о том, стоит ли это делать, мы рассказали в статье.

газобаллонное оборудование
Согласитесь, цена в 20 рублей за литр метана греет душу больше, нежели вводящие в ступор 50 рублей за бензин?

Что такое ГБО

ГБО — это особое оборудование, при установке которого авто может работать на бензине или дизеле и газе. Чаще всего демонтировать топливную систему ДВС не требуется. Автомобиль может ехать на газе, а когда баллон опустеет — на жидком топливе.

Состав ГБО:

  • газовый баллон;
  • редуктор;
  • форсунки;
  • электронный блок;
  • датчик уровня газа;
  • топливный насос высокого давления (на поздних поколениях газовой аппаратуры).

Поколения газобаллонного оборудования

Только два вида газа подходят для заправки машины: метан и смесь пропана и бутана. Аппаратура для каждого типа разная: та, что подходит для метана, не сгодится для смеси, и наоборот.

Шесть поколений ГБО:

  • Первое. Электронного управления нет, либо оно существует, но подходит исключительно для контроля за работой механических форсунок. Такое ГБО устанавливали только на старые карбюраторные или моновпрысковые авто. В 2006 году его запретили.
  • Второе. Тип управления такой же, как у предшествующего. Не подходит для машин 2000 года выпуска и моложе. Годится только для инжекторных автомобилей.
  • Третье. Одновременный впрыск топлива обеспечивает компьютерный блок управления. Встречается на авто, которые привозят в Россию из Европы.
  • Четвертое. Аппаратурой управляют электронный блок и электромагнитные форсунки. Самый популярный вид ГБО, который считают более надежным и экономичным, чем остальные поколения.
  • Пятое. Дороже предыдущего поколения. Имеет собственный топливный насос высокого давления.
  • Шестое. Получило не только насос, но и умные форсунки. За счет них авто может ездить исключительно на газе.

Что выбрать: на машины старше 2000 года можно установить газобаллонное оборудование любого поколения. На новые, возраст которых от полугода до года, — четвертого и пятого. Система шестого поколения подходит не для всех авто, она невыгодная. Лучший вариант — ГБО четвертого поколения.

гбо на авто
Минэнерго считает, что к 2030 году в России будет 1875 газовых заправок

Переводим машину на газобаллонное оборудование

Все узлы ГБО подбирают к конкретной машине индивидуально. Основной элемент — газовый баллон. Его объем соответствует бензиновому баку. Зачастую баллон помещают в отделение для запасного колеса.

Остальные детали газовой установки подбирают с учетом мощности мотора. Например, магистраль, редуктор и мультиклапан.

Профессионалы советуют покупать все детали ГБО у одного производителя. Устанавливать систему лучше в специализированных мастерских, которые зарегистрированы в налоговой. Перед началом работ узнайте, есть ли у них сертификат и другие документы, которые могут потребовать в ГИБДД.

Как выбрать компанию по установке ГБО

Выбор надежной организации похож на поиск квалифицированного психолога или стоматолога: предложений много, но кто соответствует всем требованиям — неясно.

На что обратить внимание:

  1. Автосервис должен работать легально и быть зарегистрирован в ФНС.
  2. В помещении должен быть порядок. Когда владелец следит за чистотой в мастерской, вероятно, он с таким же рвением относится к качеству выполняемых работ.
  3. Автомеханик не должен диагностировать проблему по телефону. Если такое произошло, не задумываясь ищите другой сервис.
  4. У компетентного механика будет очередь. Да, ждать долго, но это гарантия качества.
  5. СТО не только устанавливает газовое оборудование, но и делает техосмотр, подготавливает пакет документов для регистрации в ГИБДД. Если Госавтоинспекция откажет, компания должна вернуть деньги.
  6. Организация обязана проводить ТО и давать гарантию на установленное ГБО.

Чтобы не мучиться с переходом на ГБО, можно купить новую или подержанную машину на газе.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С его помощью можно купить новое или подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

Регистрация ГБО в ГИБДД

Автовладелец не может просто установить ГБО и спокойно ездить. Сотрудники ДПС имеют право оштрафовать его на 500 рублей за внесение изменений в конструкцию авто. Повторное нарушение — 5000 рублей и угроза лишения прав на срок до трех месяцев. 

Еще хуже, если ГИБДД откажет в регистрации автомобиля или аннулирует действующий документ.

Пошаговая инструкция:

  1. Найдите испытательный центр Таможенного союза для проведения предварительной техэкспертизы. После проверки лаборатория выдаст разрешение на установку ГБО.
  2. Подайте заявление в ГИБДД через сайт госуслуги.
  3. Получите разрешение на внесение изменений в конструкцию авто.
  4. Установите ГБО.
  5. Пройдите ТО и получите диагностическую карту.
  6. Подайте документы об изменениях в ГИБДД, чтобы зарегистрировать их.

Какие нужны документы:

  • паспорт владельца машины;
  • паспорт ТС;
  • СТС;
  • разрешение на изменение конструкции;
  • заявление-декларация на переоборудование;
  • сертификат автосервиса;
  • диагностическая карта;
  • сертификат на газовое оборудование;
  • паспорт на газовый баллон;
  • решение предварительной экспертизы;
  • протокол техэкспертизы после установки ГБО;
  • чек об уплате государственной пошлины.
установка гбо на авто
Чаще всего газовый баллон устанавливают в багажник

Плюсы и минусы машин на газе

Если вы решили перевести автомобиль на газ, изучите преимущества и недостатки перехода. Утверждения о безопасности таких машин и продлении жизни двигателя правдивы лишь частично.

Плюсы

Минусы

Экологическая безопасность. В газе низкое содержание примесей и разных видов смол, если сравнивать с жидким топливом. Продукты горения наносят меньший вред окружающей среде

Взрывоопасность. Авария или перегрев баллона потенциально могут привести к серьезным последствиям

Бóльший интервал замены масла. Потемнение и разжижение происходит намного медленнее. Двигатель будет чище в ходе эксплуатации после установки ГБО

Нехватка пространства в машине. Газовый баллон — габаритное устройство. Его кладут в нишу для запаски. Если такого отделения нет, придется занять львиную долю багажника

Экономия. Если говорить об одинаковом расходе топлива, то газ дешевле в два-три раза. Окончательная стоимость зависит от региона, вида смеси и мощности ТС

Бюрократические проволочки. Чтобы установить ГБО, придется собрать кипу документов и посетить множество ведомств и организаций

Факт дня
В Южной Америке индейцы пользовались какао-бобами в качестве денег до 17-го века, пока не вырос спрос на шоколад.

Мифы о машинах на голубом топливе

Многие автомобилисты знают об экономии с машинами на газе, но продолжают их бояться. Постарались разоблачить самые популярные страшилки о газомоторном топливе.

Миф 1. Это непрестижно

Нет. ГБО выбирают люди, которые не хотят тратить лишние деньги. Чем мощнее и больше ТС, тем обоснованнее это стремление. Современные поколения газового оборудования работают и с двигателями большого объема. 

Сейчас газифицируют не только подержанные машины премиум-класса, которые прошли через нескольких владельцев, но и новые. 

Сэкономить еще больше поможет Халва. Оформите карту, чтобы покупать в магазинах-партнерах в рассрочку или расплачиваться своими деньгами и получать кешбэк.

Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 15% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!

Миф 2. Стоимость обслуживания превосходит экономию на топливе

Беспочвенное опасение. Качественное оборудование служит годами. Его необходимо обслуживать не чаще, чем основные автомобильные системы. 

В плановое техобслуживание входят замена фильтров и слив конденсата из редуктора. Некоторые виды ГБО требуют очистку форсунок.

Миф 3. Газ не подходит любителям погонять

Мы не говорим о спортивных машинах. Авто с турбодвигателями требуют специального блока управления, деталей газовой магистрали, особых форсунок и газовый баллон большего объема.

Высокооборотистые ДВС, например, на автомобилях марки Honda, тоже предполагают особый подход. Им нужны дополнительные датчики. Есть модели ГБО, которые автоматически переключаются на бензин, когда количество оборотов в минуту достигает 4500–5000.

Миф 4. Машины источают запах газа

Только неисправные. Если с ТС все в порядке, то и неприятного запаха не будет. 

С другой стороны, запах может стать неким индикатором проблемы. Сам газ ничем не пахнет. В него добавляют специальное вещество — одорант. Именно оно спасает в случае утечки.

Запах газа — повод съездить в автосервис.

Стоимость установки и обслуживания ГБО

Установка газового оборудования на автомобиль — лишь малая часть этапов, которые придется пройти. Перед ней надо пережить несколько проверок, а после — зарегистрировать внесение изменений в конструкцию ТС и получить соответствующий документ в ГИБДД.

А о том, сколько все это стоит, — в таблице. 

Для расчета возьмем автомобиль Honda Civic, зарегистрированный в Ярославской области. Год выпуска — 2010. Объем двигателя — 1,8 л; мощность — 140 л. с. Расход топлива на 100 км — 9,5 л, на 1 км — 0,095. Для заправки подходит бензин АИ-95.

Автовладелец Алексей решил установить ГБО четвертого поколения под метан. Техобслуживание в таком случае надо проводить раз в год или каждые 10 000 км пробега.

Стоимость установки ГБО

Стоимость обслуживания

Пропан, пакет «под ключ» с подготовкой документов и регистрацией в ГИБДД — от 25 000 рублей

Компьютерная диагностика, замена фильтров и слив конденсата — от 1500 рублей

Метан, пакет «под ключ» с подготовкой документов и регистрацией — от 48 000 рублей

Комплект фильтров редуктора и газовой магистрали — около 1000 рублей

Итого: от 25 000/48 000 тысяч

Итого: 2500 рублей в год

Сколько можно сэкономить на топливе за год

В среднем разница в расходе метана и бензина составляет 10%. В этом случае она снижается. Получается, что расход газа на 100 км будет 8,55 л, а на 1 км — 0,0855 л.

За год Алексей проезжает на своей машине 20 000 км. Таким образом, расход бензина составит 1900 л, а метана — 1710. 

Стоимость метана в Ярославле — 20,9 рубля, бензина АИ-95 — 50,1.

На АЗС водитель потратит за год 95 190 рублей, а на АГЗС — 35 739.

Расчет показал, что авто на ГБО намного экономичнее. Разница составила почти 60 000 рублей.

Что важно сделать перед переходом на газовое оборудование? Рассчитать экономию. Если пробег машины за год выше 10 000 км, установка рентабельна. Разовые траты на ГБО впоследствии окупятся.

Не забудьте изучить информацию об АГЗС. Если есть только одна заправка (и та на другом конце города), переход на ГБО будет бессмысленным.

Найдите сертифицированную СТО, если понимаете, что установка газовой аппаратуры экономически обоснована. Важно, чтобы в автосервисе занимались подготовкой необходимых документов для регистрации изменений в ГИБДД.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Статьи на автотематику у вас в почте

Подпишитесь на подборку статей на автомобильную тематику. Все самое интересное из автомобильной рубрики будем присылать вам на почту.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
1.8 тыс.
Анастасия Андреева
Анастасия Андреева
Не так важно количество денег, как важна привычка правильно обращаться с ними. Расскажу простыми словами, как это делать.
Баннер