
Что такое телематика для автомобиля и как она помогает сэкономить на страховке
После поездки на каршеринге пришел штраф за резкое торможение? Значит, за вами следила телематическая система — сегодня она установлена почти в каждой арендованной машине. Но она может работать на вас: установите ее в свое авто и снизьте страховые взносы.
Что такое телематика
Термин «телематика» придумали в 1978 году французские исследователи Симон Нора и Ален Минк. Изначально он обозначал передачу информации с помощью телекоммуникаций — что-то вроде симбиоза связи и информатики.
Сейчас телематику используют в умных домах, телемедицине, дистанционном обучении, банкоматах, лифтах и для мониторинга качества воздуха и воды — везде, где устройства обмениваются данными без человека.
Но именно в транспорте система получила наибольшее развитие. Владельцы компаний хотят видеть, где находятся их грузовики, сколько топлива они тратят и как ездят водители. В такси и каршеринге телематические системы помогают контролировать движение машин и поведение клиентов.
Телематика — это область, объединяющая телекоммуникационные, информационные и компьютерные системы для передачи, обработки и хранения данных на расстоянии.
Где используют телематику
В транспортной сфере телематика внедрена практически повсеместно, ее используют для самых разных задач. Среди них:
- работа диспетчерских систем городского пассажирского транспорта;
- оптимизация маршрутов в автопарках;
- обмен данными при морских и портовых перевозках;
- мониторинг и дистанционная диагностика сельхозтехники;
- техническое обслуживание и сервисный ремонт личных авто;
- информирование пассажиров о движении транспорта, состоянии дорог;
- безопасность дорожного движения.
Без телематических систем полноценный умный город невозможен. Их используют для сбора данных в ЖКХ, управления энергоресурсами, контроля безопасности, видеонаблюдения и мониторинга экологии.
Это непрерывный поток данных от датчиков, камер и приемников — элементов единой цифровой системы «Интернет вещей» (IoT) — к городским службам, которые на основе этих сведений принимают решения.
Как работает телематика в страховании
Что касается страховщиков, они давно смотрят не только на возраст, стаж или марку машины. Последние годы растет внимание к телематике.
О том, что может влиять на стоимость полиса, подробно рассказал первый заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин на «Деловом завтраке» в «Российской газете»:
«Это может быть возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение водителя — от этого тоже зависит аккуратность, с которой он водит. Владение иными видами собственности тоже может говорить об осторожном отношении к имуществу.
Страховщики могут учитывать установку телематических устройств. В какое время эксплуатируется автомобиль — ночью или днем. Все эти факторы в той или иной степени могут влиять на стоимость страховки для конкретного автовладельца.
Но страховые компании должны устанавливать их не произвольно, а на основе актуарных расчетов. То есть на той статистике, которая есть у страховой компании. И это мы и планируем контролировать».
В авто ставят — по вашему согласию — небольшой датчик, который фиксирует пробег, скорость, резкие торможения и частоту поездок. Эти данные анализируют, и на их основе составляют ваш личный профиль водителя.
Usage-based insurance (UBI), или страхование на основе использования, — это современный подход к автострахованию, когда цена полиса зависит не от усредненной статистики, а от того, как именно вы водите и как часто пользуетесь машиной.
По сути, аккуратный водитель получает преимущество: чем спокойнее и безопаснее он ведет себя на дороге, тем дешевле страховка. А любителям резких маневров и высоких скоростей придется платить больше.
Какие показатели фиксирует телематика
Вот основные метрики, которые «видят» телематические системы:
Показатель |
Что он показывает / зачем нужно |
Средняя и максимальная скорость |
Как часто водитель увеличивает скорость |
Время поездки (начало, конец) |
Когда автомобиль реально в движении |
Геолокация / маршрут |
Где и каким путем ехал автомобиль |
Ускорения / торможения |
Резкие маневры — признак агрессивного вождения |
Изменения курса / маневры |
Плавность вождения, устойчивость контроля |
Остановка / простой |
Когда машина простаивает — это влияет на расход и износ |
Поездки ночью или в опасные часы |
Рисковые периоды считают выше по цене |
Пробег |
Общее расстояние, которое прошел автомобиль |
Интересно, что стоимость страховки зависит не только от того, как вы водите, но и когда — частые поездки ночью или в час пик увеличат платежи.
Тем, кто не хочет переживать о коэффициентах, проще оформить каско от Совкомбанк Страхования. Полис покроет убытки, есть несколько программ на выбор, а оплатить можно в рассрочку с Халвой. Наслаждайтесь дорогой и не беспокойтесь о рисках.
С каско от Совкомбанк Страхование неприятности на дорогах и противоправные действия злоумышленников не застанут вас врасплох.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Автомобиль»/«Каско» и оформите полис всего за несколько минут на сайте sovcomins.ru
Зачем водителю и автовладельцу это нужно
Телематика — это не только про скидки, но и про удобство, безопасность и даже спокойствие. Посмотрите на примерах:
- Мама каждый день возит детей в садик и школу. Устройство фиксирует ее аккуратный стиль вождения: плавные разгоны, без резких маневров. В результате она получает скидку на страховку.
- Студент берет ночные смены в пиццерии и развозит заказы. Из-за поездок в это время система снижает его скидку на страховку — они считаются более рискованными.
- Молодой водитель любит шашковать и ехать на оранжевый. Азарт и адреналин берут верх, но такие привычки приводят к ДТП и повышенным страховым платежам.
- В семье с одной машиной отец через приложение следит за тем, как ездят сын и дочь. При необходимости дает советы.
- Компания с автопарком отслеживает передвижение служебных машин.
Как телематика помогает сэкономить на страховке
Экономия — это, пожалуй, главный стимул. К тому же есть программы лояльности — бонусы, кешбэк и скидки на дополнительные опции. Участие добровольное, а персональные данные надежно защищены. Вот как это работает:
- Вы устанавливаете в автомобиль телематическое устройство или мобильное приложение, которое отслеживает ваш стиль вождения.
- На основе собранных данных страховая компания рассчитывает риски.
- Если вы ездите безопасно, аккуратно, вам предложат скидку или, например, отменят франшизу.
Такую услугу предоставляют не все страховые компании, а иногда она адаптирована под конкретные модели. Так, в Совкомбанк Страховании есть тариф «Киберкаско: для Solaris», который учитывает фактический годовой пробег.
Клиент выбирает пакет километров (например, 5, 10 или 15 тысяч), и стоимость полиса формируется пропорционально пройденному расстоянию. Добавить километры можно через контакт-центр или онлайн-чат.
Эти примеры — не рекомендация к покупке. Актуальные условия уточняйте у страховой компании.
Плюсы и минусы
Хотя телематические системы активно используют городские службы и предприятия, не каждый водитель соглашается установить прибор в автомобиль. Многих пугают утечки данных, хакерские атаки и возможные ошибки в системе.
Но масштаб угроз не такой большой. Телематический модуль работает примерно как смартфон или компьютер, и при надежной защите данные остаются в безопасности.
Как и у любой технологии, у телематики есть свои сильные и слабые стороны. Давайте посмотрим на плюсы и минусы системы:
Плюсы |
Минусы и риски |
Экономия на страховке, особенно если вы аккуратный водитель |
Для агрессивных, невнимательных водителей тариф выше |
Тариф зависит от реального риска, а не только от возраста или стажа |
Дополнительные затраты на установку и обслуживание оборудования |
Развивается привычка ездить аккуратнее |
Ошибки в интерпретации — экстренное, но необходимое торможение система может принять за «агрессивное» |
Удобный контроль машин в автопарке или каршеринге |
Опасения за приватность |
Повышение безопасности и снижение аварийности на дорогах |
Технические сбои — потеря сигнала, неправильная работа модуля |
В каршеринге, кстати, пользователи часто жалуются, что телематика может неправильно считывать движение автомобиля. Например, машина будто перемещалась по парковке, хотя стояла на месте.
Скидки — лишь приятный бонус. Настоящая цена аккуратной езды — жизни тех, кто рядом. Ваша внимательность за рулем может спасти ребенка на переходе или близких в машине. Деньги всегда можно заработать, а вот здоровье вернуть сложнее.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Если жизнь — это игра, то я сделала отличную ставку. Рассказываю о цене побед и достижений.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
