Баннер
Бизнесу

Что такое амортизация средств

Ольга Романова
/ 13 июля 2022 13:25
9 мин.
Текст изменился / 20 июля 2023

Теперь можно не бояться закупать новое оборудование и модернизировать бизнес. Есть простой способ вернуть потраченные средства. Просто нужно включить их в стоимость товаров. Как это сделать, сейчас расскажем.

амортизация
Придется повозиться с цифрами. Но усилия того стоят

Понятие амортизации

Амортизация означает, что стоимость активов переносят на стоимость продукции.

Звучит непонятно, но давайте вместе во всем разберемся. Сначала мы объясним несколько понятий, а затем раскроем их суть на примерах.

Актив – любое имущество, материальное или нематериальное, которое приносит доход предприятию. Например, это недвижимость (склады, магазины), оборудование (медицинские инструменты, станки), транспорт, сырье, деньги на счетах и т.д. В бухгалтерском учете активы еще называют основными средствами (ОС).

Покупка нового актива – это всегда расходы, которые должны окупаться. Поэтому потраченную сумму включают в себестоимость продукции. Купленное оборудование рано или поздно придется заменить, и есть способ вернуть потраченные средства.

Благодаря этому отпадет необходимость резко повышать цены на товары. Весь объем затрат условно распределяют на части и постепенно включают в стоимость на протяжении определенного времени. И на этом этапе появляется еще одно понятие.

Срок полезного использования (СПИ) – период, когда предмет можно эксплуатировать, изготавливать продукцию и получать прибыль. Например, закупленный инструмент исправно прослужил три года, и с его помощью постоянно изготавливали детали, а затем его заменили на новый. Это и есть СПИ.

Первоначальная стоимость (ПС) – это вся сумма, затраченная на приобретение ОС. В нее входит не только покупка, но и доставка, страхование, установка, подключение, настройки и т.д. При этом акцизы и НДС не включены.

амортизация средств
Хочешь – не хочешь, а любое предприятие требует обновлений спустя время

Как все происходит:

  1. Предприятие покупает актив, например, технику.
  2. Вычисляет первоначальную стоимость.
  3. Устанавливает наценку на товар.
  4. Производит регулярные отчисления.

Рассмотрим на примере. Медицинский центр приобрел аппарат для рентгена за 980 тысяч рублей. При этом доставка обошлась в 10 тысяч рублей, установка и настройка – еще в 10 тысяч. В итоге первоначальная стоимость составила 1 млн рублей.

Аппарат должен прослужить 10 лет. При делении ПС на 10 получится 100 тысяч рублей – именно на эту сумму каждый год будет уменьшаться его стоимость. И именно ее закладывают в размер стоимости услуги каждый год.

Предполагается, что за 10 лет средство окупится.

Для чего все это нужно?

Смысл в том, чтобы товар приносил такую прибыль, на которую можно заменить устаревшие активы на новые. Ведь в цену услуги должны быть заложены все шаги производственного процесса.

Если проигнорировать этот момент, то в итоге оборудование выйдет из строя, заменить его будет не на что, а предприниматель останется без средств для создания продукции.

Бизнес полон непредсказуемых моментов. Если срочно необходимы деньги, то выручит кредит от Совкомбанка.

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.

Какие основные средства подлежат амортизации

На первый взгляд кажется, что вернуть затраты таким образом можно на все, ведь понятие «актив» очень широкое. Но есть свои правила и исключения.

Что можно: все имущество, включая нематериальные средства: транспорт, помещения, компьютерное оборудование, патенты, программы и т.д.

Что нельзя (п.28 ФСБУ 6/2020):

  • инвестиционную недвижимость по переоцененной стоимости;
  • нестареющие предметы (природа, земля, музейные экспонаты и т.д.);
  • неиспользуемые объекты в собственности компании – их держат для осуществления законодательства о мобилизации.

А как же быть со всеми остальными предметами, которые находятся в организации, но просто временно не применяются?

Если основные средства подлежат амортизации, неважно, пользуются ими или нет, их по-прежнему надо учитывать (п.30 ФСБУ 6/2020). При подсчете СПИ нужно лишь учитывать эту паузу.

Срок использования

Напомним, СПИ – это время, на протяжении которого средство должно исправно работать и приносить прибыль. Но кто его определяет?

амортизация основных средств
Без хорошего бухгалтера в этом деле не обойтись

Дело в том, что у каждого ОС есть свой срок использования, и выражается он по-разному. Например, для техники он исчисляется в годах.

В других случаях СПИ показывает объем продукции или работ, который можно получить при использовании. Ведь некоторые предметы можно применять ограниченное количество раз, хотя срок годности у них может быть долгим. Например, одноразовый инструмент.

Как правило, производитель сам указывает СПИ в техническом паспорте. Но если срок отсутствует, то его можно установить самостоятельно.

Для этого есть специальный классификатор, который применяется вместе с разработанными нормами. При этом, если ОС можно отнести сразу к нескольким группам, то следует ориентироваться на их основной диапазон, а также на предполагаемое время использования средства.

Помимо этого, в п.9 ФСБУ 6/2020 указаны основные моменты, на которые стоит обратить внимание.

  • Как долго руководство планирует использовать актив.

Это мощность работы, производительность, различные ограничения (нормативные, договорные и т.д.), а также планы на дальнейшую судьбу ОС.

  • Какой износ ожидает ОС.

Например, количество смен, возможности ремонта, естественные условия, агрессивная среда и т.д.

  • Моральное устаревание.

Будет ли ОС соответствовать будущей модернизации производства, какой будет спрос на продукцию, произведенную им, и т.д.

  • Дальнейшие планы по замене ОС, его улучшению или реконструкции.

Для подсчета амортизации за определенный период с учетом СПИ необходимо сначала установить дату, когда ОС ввели в эксплуатацию, а затем подсчитать объем ежемесячных показателей.

Рассмотрим еще один пример. Гостиница приобрела автобус для встречи гостей из аэропорта за 1 миллион рублей. Начало эксплуатации – 1 июля 2019 года. Какая сумма амортизации будет за два года пользования на 1.07.2022?

Автобус относится к третьей группе, согласно классификатору. Его СПИ составляет от 3 до 5 лет, для расчета мы возьмем 5 лет. Все-таки автобус должен служить долго.

Если СПИ составляет 5 лет, то за год стоимость автобуса уменьшается на 20%: 100% / 5 = 20%. Соответственно, в рублях это выглядит так: 1 000 000 х 20% = 200 000.

Каждый месяц амортизация равна: 200 000 / 12 месяцев = 16 666 руб.

Гостиница начала эксплуатировать автобус 1.07.2019. На 1.07.2022 средство находилось в эксплуатации 24 месяца (6 + 12 + 6).

16 666 х 24 = 399 984 рублей – именно столько составят начисления за 2 года.

Факт дня
В 16 веке в Венеции платили монетку-«газетту» за чтение публичного листка с информацией. Позже это название перешло к листку — так появилось слово «газета».

Способы начисления

Есть три способа:

  • линейный;
  • уменьшаемый остаток;
  • списание стоимости пропорционально объему продукции или работ.

Линейный

Этот способ самый простой и самый распространенный. Для него нам потребуются ПС, СПИ и норма амортизации. Мы проиллюстрировали подсчет этим способом в примере выше.

начисление амортизации
Точные расчеты – залог успеха

Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 15%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку до 24 месяцев. Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

Способ уменьшаемого остатка

Благодаря ему можно начислить большую часть в самом начале. А затем постепенно уменьшать суммы.

Берутся два показателя: стоимость актива и норма амортизации, выведенная на основе СПИ.

В вычислениях используется еще одно число: коэффициент ускорения. Это такой показатель, который принимается при расчетах, если объект быстро изнашивается во время работы. Например, это позволяет учитывать интенсивную работу станка. Как правило, максимальное число коэффициента – 3.

Организация может сама устанавливать этот показатель. Правда, это должно быть обосновано и соответствовать закону. Ориентироваться можно на техпаспорт средства, интенсивность его будущей работы, постановления местных органов и т.д.

Возьмем все тот же пример с гостиницей и автобусом. Напомним данные: стоимость ТС – 1 млн рублей, срок полезного использования – 5 лет.

Применим максимальный коэффициент 3, т.к. автобусом пользуются каждый день. За год отчисления достигнут 20% или 200 тысяч рублей. Умножаем это число на коэффициент: 60% (20 х 3).

Расчеты за 5 лет выглядят так:

1 год: 1 млн х 60% = 600 тыс. руб.

2 год: 1 млн – 600 тыс. = 400 тыс. руб.; 400 тыс. х 60% = 240 тыс. руб.

3 год: 400 тыс. – 240 тыс. = 160 тыс. руб.; 160 тыс. х 60% = 96 тыс. руб.

4 год: 160 тыс. – 96 тыс. = 64 тыс. руб.; 64 тыс. х 60% = 38 400 руб.

5 год: 64 000 – 38 400 = 25 600 руб.; 25 600 х 60% = 15 360 руб.

В итоге за 5 лет амортизация вернет 989 760 рублей.

1 000 000 – 989 760 = 10 240 рублей – это ликвидационная стоимость ОС (показывает, сколько объект стоит под конец эксплуатации).

Списание стоимости пропорционально объему продукции или работ

Этот метод используют для вычисления при натуральном показателе ОС (в штуках, килограммах и т.д.). Для этого берется соотношение стоимости основного средства и объема продукции.

Например, станок может произвести 100 тысяч деталей. Его стоимость – 50 тысяч рублей. За год на нем было создано 30 тысяч деталей. Годовой показатель составит:

50 тыс. / 100 тыс. х 30 тыс. = 15 тыс. рублей.

А за весь период этот показатель будет следующим:

100 тыс. х 50 тыс. / 100 тыс. = 50 тыс. рублей.

По правилам бухучета, делать отчисления можно раз в квартал или раз в год.

Учет начисленной амортизации

Для внесения изменений по начисленной амортизации в бухгалтерии используется счет 02.

Сюда относятся следующие операции:

  • списания суммы за весь срок эксплуатации;
  • списания по проданным объектам;
  • учет объектов, которые вернули.

Все это применяют в упрощенной и общей системах налогообложения.

Учет амортизации – это не просто формальность для бухучета. Она помогает возвращать затраты на производство и уменьшать налоговую базу на прибыль. Поэтому предприниматели не должны упускать ее из внимания.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
Ольга Романова
Ольга Романова
На стороне финансовой грамотности. Люблю изучать новое и писать об этом. Уверена: банки — это не страшно!
Баннер