Баннер
Бизнесу

Источники финансирования бизнеса

Андрей Василенко
/ 28 июля 2023 08:00
5.0 тыс.
14 мин.
Текст изменился / 26 февраля 2024

Начинаете бизнес и не знаете, где искать средства на реализацию проекта? Рассчитывать на себя и карманы родственников можно не всегда. Познакомьтесь со всеми источниками финансирования предпринимательства и выберите, какой подойдет именно вам.

внешние источники финансирования бизнеса
Кредитование — не единственный источник привлечения денег в свой бизнес

Доходы ООО «Женевер» остаются одинаковыми на протяжении пяти кварталов. Сотрудников это устраивает: зарплата дважды в месяц, фиксированные премии и уверенность в завтрашнем дне.

Но генеральный директор хочет расширить продуктовую линейку и нанять двух новых сотрудников. Руководитель думает, как это реализовать, не подвергая опасности предприятие и подчиненных.

Захват новых рынков топ-менеджер начинает с анализа источников финансирования бизнеса.

Мы сделаем это вместе с руководителем «Женевера» и выделим:

  • внешние источники финансирования предпринимательской деятельности;
  • внутренние возможности инвестирования;
  • бюджетные механизмы денежных вливаний.

Где искать финансы

Бизнес может существовать без персонала, но не без денег. Новые проекты требуют дополнительных вливаний. Источники финансирования — инструменты для реализации бизнес-проектов.

Предприниматель вправе использовать один или сразу несколько. Итоговый вариант инвестирования зависит от результатов соответствующего анализа. Бизнесмены изучают:

  • сколько нужно денег;
  • на какие цели пойдут финансы;
  • требуется ли возврат средств;
  • на какой срок нужны инвестиции;
  • когда идея окупится.

По итогам проверки формируют список источников. Составьте его так, чтобы первые места занимали способы, позволяющие привлечь наибольший объем инвестиций.

Подходящий вариант зависит от цели. Для покупки МФУ необязательно брать кредит или искать инвесторов на стартап-турах. Загляните в амортизационный фонд или продайте старые принтеры.

Но если нужны сотни тысяч на пополнение оборотных средств, то стоит подумать о кредитовании. Нет ничего проще, чем получить заем в Совкомбанке, ведь кредитные заявки рассматривают по упрощенной процедуре.

Не хватает денег, чтобы пополнить оборотные средства или исполнить контракты? «Легкий кредит» от Совкомбанка поможет решить эти проблемы. Оформите за пару кликов и получите индивидуальную сумму на срок до двух лет.

Внутренние источники

В эту группу относят те способы финансирования, которые организация может найти у себя:

  • уставной капитал у юридических лиц;
  • средства индивидуального предпринимателя;
  • чистая прибыль бизнеса;
  • амортизационные отчисления;
  • доходы от инвестирования;
  • заработок на продаже собственности предприятия.

Сюда же относят средства учредителей.

Основное преимущество инструментов этой группы в том, что не нужно ничего искать. Загляните в бухгалтерскую отчетность и оцените ресурсы предприятия.

Средства берут из «кубышки», которую пополняют:

  • чистой прибылью;
  • отчислениями на амортизацию;
  • внутрихозяйственными резервами (возможность снизить себестоимость товара и увеличить объем производства).

Спонсирование проекта благодаря чистой прибыли называют рефинансированием. Этот источник увеличивает объемы производства и доходы компании. Это не все плюсы:

  • предприятие становится устойчивее, так как деньги находят быстро и не на стороне;
  • решение о развитии компании принимается легко, так как отчетность и деньги под рукой;
  • с собственными деньгами легче следить за проектом, ведь инвестиции при необходимости можно «перебросить» или увеличить их объем;
  • инвесторы становятся не нужными;
  • сокращаются налоговые расходы;
  • получаемая прибыль выше, чем при кредитовании, так как не нужно отдавать долг и выплачивать проценты.

Самофинансирование — надежный инструмент развития предприятия. Однако он не лишен минусов и подходит не всем. Начинающим бизнесменам трудно использовать внутренние источники, так как ресурсы ограничены.

А еще из оборота компания может взять только часть необходимой суммы. Иначе фирма рискует своевременностью расчетов перед:

  • сотрудниками,
  • контрагентами,
  • ресурсоснабжающими организациями,
  • налоговыми органами.

Минус самостоятельного спонсирования заключается в истощении «кубышки». Деньги из нее идут на постоянные и непредвиденные расходы. В случае форс-мажора придется искать средства на стороне.

При самофинансировании сильно рискуют предприятия, основная прибыль которых зависит от времени года: гостиничный бизнес и сфера туризма, ивент-агентства, точки проката и другие.

Собственные источники сохраняют финансовую стабильность предприятия, но замедляют развитие: деньги приходится забирать из оборота и рисковать другими проектами.

Внешние источники финансирования бизнеса

внутренние источники финансирования бизнеса
Внешнее финансирование можно получить и без процентов. Источник: unsplash.com

Компании прибегают к помощи кредиторов, когда не справляются самостоятельно. Займы считают основным источником привлечения средств.

Деньги предоставляют не только банки. Список внешних инвесторов обширнее:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • спонсорство в обмен на долю в компании или долговые расписки;
  • лизинг;
  • государственная поддержка;
  • страховые выплаты;
  • благотворительная помощь;
  • гранты от фондов.

Банковские кредиты, займы физических и юридических лиц и лизинг отличается тем, что всю взятую сумму с процентами необходимо вернуть. Однако сделать это нужно не единовременным платежом, а постепенно.

Чтобы получить многомиллионный кредит необходимо иметь:

  • высокий кредитный рейтинг;
  • собственность для залога;
  • поручителя. 

Но даже если бизнес не соответствует этим требованиям, то может рассчитывать на займы. Суммы и проценты меняются в зависимости от потребностей предпринимателя. Кредит направляют на конкретный проект, а прибыль — на погашение долга. Остальные доходы идут на обязательные платежи, реинвестирование, пополнение «финансовой подушки».

Эти инструменты не без недостатков:

  • прибыль от продуктов, которые появляются благодаря займам, меньше, так как приходится гасить долг и выплачивать проценты;
  • компания остается должником, даже если ничего не зарабатывает;
  • для объемных кредитов требуется поручительство или залоговое имущество.

Банки выдают не только займы, но и оформляют кредитные линии. В рамках лимита вы можете брать разные суммы. Проценты начисляются не на весь «пирог», а только на тот «кусочек», который используют.

Отдельное место занимают льготные кредиты, часть процентов по которым погашает государство. Оформить такой заем вы можете в Совкомбанке. У нас большой выбор программ от самых востребованных до узконаправленных.

Хотите оформить кредитование по льготной ставке для своего бизнеса? Совкомбанк предоставляет большой выбор льготных программ: от самых востребованных до узконаправленных. Посмотрите, что больше подходит вашему бизнесу, и оставьте заявку для получения займа.

Когда бизнес нуждается в оборудовании или технике, возьмите его в лизинг, то есть в аренду с правом дальнейшего выкупа.  

Подобный продукт получить проще, чем кредит — требуется меньше документов. Условия оплаты обсуждают индивидуально, а часть выплат пойдет на выкуп техники. К тому же с лизингом вы сэкономите на покупке оборудования, бывшего в употреблении.

Правда, в довесок к инструменту часто идет страховка. А еще собственник имущества — не тот, кто им пользуется, а тот, кто дал его в аренду. Следовательно, если арендодателя признают банкротом, то арендатор рискует потерять оборудование. То, что вы его частично оплатили, никто не учитывает.

Часто бизнес заключает сделки с отсрочкой платежа. Это значит, что сегодня вы доставили товар, а расчет по нему придет через месяц, два или позже. Покупатель вернет долг, когда у него появится необходимая сумма. В таких ситуациях поможет факторинг.

Так вы вернете до 95% стоимости продукции от факторинговой компании. Оставшиеся деньги за вычетом комиссии вы получите, когда покупатель рассчитается с долгом. Заказчик перестает быть вашим должником, теперь у него обязательства перед кредитной организацией.

Привлеченные инвестиции

Компании получают деньги не только в банке. Такие вливания относятся к внешним источникам, но зависят от ресурсов фирм. Эти инструменты разнообразнее банковских услуг и имеют больший потенциал привлечения средств, чем внутренние источники.

В группу включают деньги и активы предприятия:

  • гранты,
  • благотворительные выплаты,
  • акции,
  • облигации,
  • сертификаты,
  • векселя,
  • программные разработки.

Облигации — долговые бумаги, с конкретной датой погашения. Пока они в обороте, предприятие выплачивает купоны.

У долговых бумаг низкие процентные ставки, поэтому не вся прибыль будет уходить на выплаты инвесторам. Кроме того, эти средства можно использовать пару лет и более. Однако механизм больше подходит компаниям с именем.

Например, ООО «Женевер» может выпустить облигации на пять лет под 11,5%. Но общество не известно массовому инвестору, оно неустойчиво. Если бы «Женевер» был успешен так же как «М.Видео», «Аэрофлот», «Почта России» или «Автодор», то успешно использовал бы этот инструмент.

Еще один механизм, похожий на облигации, но более трудоемкий, — выпуск акций. Фактически, инвесторы становятся совладельцами организации. В обмен на это бизнес:

  • получает деньги на длительный срок;
  • улучшает кредитный рейтинг;
  • повышает лояльность сотрудников.

Собственники открывают возможности безболезненного ухода из проекта.

Но для выпуска ценных бумаг придется потратиться. Чтобы стоимость акций не падала, придется постоянно наращивать прибыль и проходить регулярные проверки.

Инвесторы, вкладывающие в фирму большие деньги, получают взамен долю в компании. Таким образом, деньги, хоть и привлеченные, находятся внутри компании. К тому же за это не выплачивают проценты и комиссию. Совладелец получает доход раз в год в зависимости от прибыли.

Минус в том, что единоличный контроль над фирмой становится коллективным.

Государственное финансирование

источники финансирования бизнеса кредит
За государственную поддержку нужно серьезно отчитываться

Бюджетное финансирование — серьезная поддержка бизнеса. Не всегда удается привлечь частные средства. С проблемой сталкиваются капиталоемкие проекты. Государство может позволить себе дождаться окупаемости, ведь компания создает рабочие места и платит налоги.

В эту группу включают:

  • бюджетные кредиты — ставка по ним ниже, чем по банковским займам;
  • субсидии — денежная выплата, которая выдается без процентов и необходимости возврата;
  • государственный заказ — реализовав проект, вы получаете деньги для развития.

Госконтракт — это текущая деятельность организации, но с высоким объемом заказа. Значит, компания получает деньги за продажу не единицы товара, а оптовой партии.

Государственные и частные структуры создают венчурные фонды. Эти организации вкладывают деньги в стартапы в надежде, что они принесут прибыль. Это очень рискованный шаг. Поэтому далеко не каждый спонсор вкладывает средства в предпринимательские авантюры.

Но если стартап выстреливает, риски многократно окупаются.

Не стоит забывать и о краундфандинге. С ним предприятия получают пожертвования, рассказав о проекте. Возвращать деньги не нужно. Но и необходимую сумму собрать непросто. Порой это сделать не удается.

Инструмент актуален для творческих проектов, где привлечь финансирование можно благодаря яркой и неповторимой идее.

Источников финансирования предпринимательства достаточно. Какой выбрать, зависит от цели и необходимого объема. Если не хотите рисковать бизнесом и требуется маленькая сумма, обратитесь за помощью к родственникам и друзьям.

Но подготовьте бизнес-план. Верить на слово, когда речь касается денег, трудно.

Правда, есть нюанс. Если идея не выстрелит, нужно будет не только вернуть займы, но и сохранить дружбу с кредиторами.

Чтобы избежать таких рисков, проще обратиться в банк или попробовать найти инвестора. Но у каждого инструмента свои особенности.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
5.0 тыс.
Баннер