Рекламный баннер
Бизнесу

Непредвиденные расходы в смете: что входит и как правильно рассчитать

Редакция Совкомбанка
от Редакция Совкомбанка / 5 августа 14:35
0
2.5 тыс.
6 мин.
Текст изменился / 18 сентября 2025

Даже идеальный бюджет не застрахован от неожиданностей. Поэтому в смету закладывают непредвиденные расходы — резерв на случай незапланированных трат. Рассказываем, что входит в эти расходы и как заранее предусмотреть запас в бюджете.

Иногда реальность на проекте сильно отличается от проектной документации, тогда в дело вступает статья «непредвиденные затраты». Источник: Shutterstock

Что такое непредвиденные расходы в смете

Непредвиденные расходы — это затраты, которые невозможно точно спрогнозировать на этапе планирования бюджета. Такие расходы могут возникать и в бизнесе, и в госзакупках, и в IT, и в строительстве.

Чтобы учесть все — и возможное, и неожиданное, — в смете появляются две статьи: «Прочие затраты» и «Непредвиденные расходы».

Прочие затраты и непредвиденные расходы: в чем разница

Это разные статьи сметы, каждая из которых выполняет свою функцию.

Прочие затраты в смете включают в себя заранее известные, но второстепенные расходы. Например, вывоз мусора, аренду бытовок, охрану объекта, страхование, командировочные расходы и прочее.

А непредвиденные затраты в смете — это резерв на случай неожиданных ситуаций.

Что обычно закладывают в резерв сметы

Когда работа уже запущена, могут всплыть проблемы, о которых раньше никто и не подозревал. Для таких ситуаций и нужен резерв средств. Ниже — список расходов, которые попадают в эту категорию:

  • дополнительный объем работ (разбор конструкций, усиление, доработка);
  • устранение ошибок в смете и чертежах, выявленных уже после утверждения документации;
  • удорожание материалов или доставки;
  • аренда оборудования сверх графика;
  • устранение дефектов, выявленных в процессе;
  • скрытые работы;
  • оплата простоев, вызванных погодой или изменениями в проекте.

Неожиданные траты случаются у всех: потек кран, вышел из строя ноутбук, срочно понадобились лекарства. Чтобы не брать в долг у друзей — держите под рукой карту «Халва». Она поможет покупать товары в рассрочку без переплат.

Бывает ли шопинг выгодным?

Да! Если покупать с Халвой: до 10% кешбэка, покупки в рассрочку от 10 месяцев в 260 000+ магазинов-партнеров, до +4% к ставке вклада, бесплатное обслуживание.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Заявка на оформление карты

Непредвиденные расходы в строительстве

Непредвиденные затраты актуальны и для строительной отрасли, ведь даже самый детальный и продуманный расчет не гарантирует отсутствия неожиданных расходов. Поэтому в сметы обязательно закладывают резерв на такие затраты. 

Простой пример: при ремонте старого здания строители вскрывают перекрытия и обнаруживают, что несущие балки сгнили. Требуется срочная замена, а в смете это не было предусмотрено. Подобные случаи и покрываются за счет статьи непредвиденных расходов. 

Ещё по этой теме

С чего начать строительство дома: пошаговая инструкция

Читать статью

Непредвиденные расходы: сколько процентов закладывать?

Универсальной формулы для расчета внеплановых работ нет — все зависит от сферы, условий проекта и требований заказчика. Но если речь идет о строительстве, проектировании или ремонте, есть общие рекомендации, на которые ориентируются специалисты.

Ориентировочные проценты в смете:

  •  до 3% — для производственных объектов;
  •  до 2% — для жилых и социальных зданий;
  •  до 10% — если объект уникальный или технически сложный;
  •  1-2% — при капитальном ремонте.

Эти проценты есть в Методических рекомендациях МДС 81-35.2004.

Дополнительные работы и затраты: как обосновать

Если строительство ведется по договору, особенно с госучастием, любые внеплановые работы и затраты должны быть обоснованы. Ведь если работы не входят в заранее утвержденный объем, заказчик может отказать в оплате. 

Обосновать затраты придется, даже если резерв включен в стоимость контракта.

Способы обоснования непредвиденных работ в строительстве:

  • акты выполненных работ КС-2, КС-3;
  • служебные записки с описанием ситуации;
  • фотофиксация, экспертные заключения;
  • дополнительное согласование с заказчиком или технадзором.

Резерв на неожиданные затраты — разумная часть сметы. Чтобы не сорвать сроки, не потерять деньги и не останавливать стройку при первой же проблеме, важно:

  •  оставлять резерв в бюджете;
  •  фиксировать изменения в документах;
  •  ответственно вести расчеты с заказчиком или подрядчиком.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
2.5 тыс.
Редакция Совкомбанка
Редакция Совкомбанка

Пишем про финансы доступным языком, чтобы вам было легче разобраться в законах, налогах и кредитах.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно