Логотип компании
1 388Просмотры

Критериальное оценивание: как работает и когда применяется

Критериальное оценивание — эффективный способ подвести итоги обучения всех, кто получает новые знания: от школьников до сотрудников, повышающих квалификацию. Объяснили, что это такое и как работает.

Критериальное оценивание применяют в некоторых школах. Источник: Shutterstock

Что такое критериальное оценивание

Это процесс оценки любых учебных достижений, когда результаты сравниваются не с успехами других, а с конкретными стандартами и требованиями. 

В традиционной системе это могла быть только четверка или пятерка, потому что преподаватель ориентировался бы на свои опыт, ожидания, а еще на результаты остальных. 

В критериальной субъективный фактор минимизируется: оценка основана на заранее известных, публичных и понятных критериях. Например, за сочинение учитель поставит несколько баллов.

Ключевые черты: 

  • прозрачность;
  • объективность;
  • обратная связь по каждому критерию;
  • фокус на достижение конкретных целей.

Отличия от пятибалльной системы

Пятибалльная система самая привычная для большинства россиян и жителей постсоветских стран. Она выглядит просто: ученику ставят оценку от «1» (очень плохо) до «5» (отлично). 

Между классической и критериальной системами есть различия. 

Приемы критериального оценивания 

Критериальное оценивание разделено на несколько разных практических приемов. 

1. Рубрики

Самый распространенный прием критериального оценивания. Визуально он выглядит как шкала с набором критериев для конкретного задания или вида деятельности. 

В каждой шкале описаны разные уровни — например, от «Плохо» до «Превосходно» либо от 0 до 10. 

На практике все просто: преподаватель разрабатывает новую или адаптирует готовую рубрику перед выполнением задания и знакомит с ней учащихся, которые действуют строго по описанным в ней этапам. 

Потом учитель сверяет работу с рубрикой по каждому критерию, определяет оценку и дает обратную связь. 

Допустим, рубрика для оценки эссе состоит из нескольких условных критериев: 

  • структура,
  • язык и стиль,
  • источники,
  • орфография,
  • пунктуация,
  • аргументация.

Для каждого критерия описаны характеристики будущей работы — например, «Структура логична, включает четкое введение, основные части с переходами и заключение» и указан соответствующий балл. 

2. Чек-листы

Список конкретных элементов будущей работы либо действий, которые должны выполнить учащиеся. По этим листам преподаватель оценивает итог и отмечает «да» (присутствует/выполнено) или «нет» (отсутствует/не выполнено).

Например, чек-лист для оформления лабораторной работы может состоять из таких пунктов: 

  • название,
  • цель,
  • список источников/оборудования,
  • этапы работы,
  • выводы.

3. Шкалы оценивания

Шкалы похожи на рубрики: это список критериев с уровнями оценки от 0 до 5 или от «Совсем не соответствует» до «Полностью соответствует». 

Например, шкала для оценки сочинения ЕГЭ по критерию «Логика изложения» от 1 до 5, где 1 означает «Нет структуры», а 5 — «Есть структура». 

4. Портфолио

Это подборка работ всех учащихся. Она показывает долгосрочный прогресс и достижения в одной или нескольких областях. Каждую работу из портфолио преподаватель оценивает критериально.

Например, портфолио по литературе состоит из пяти разделов: 

  • черновики,
  • читательские дневники,
  • готовые сочинения,
  • дополнительные творческие работы.

По каждому из них дадут обратную связь по критериям: 

  • креативность,
  • глубина анализа текста,
  • развитие навыков письменной речи,
  • умение рефлексировать над своей работой. 

5. Самооценивание и взаимооценивание

Это приемы для самостоятельного разбора своих или чужих работ с помощью учительских критериальных инструментов. 

Например, после группового проекта все заполняют рубрику для оценки вклада каждого члена команды, используя четыре критерия: 

  • сотрудничество,
  • соблюдение сроков,
  • вклад в выполнение,
  • участие в планировании. 

6. Наблюдение

Этот прием актуален для больших групп: учитель наблюдает за работой сразу нескольких человек и фиксирует их достижения по чек-листу с рубриками: 

  • предложение идей,
  • умение слушать других,
  • конструктивная критика,
  • выполнение роли в группе.

Например, так можно оценить опыты школьников в кабинете химии или сотрудников на корпоративном обучении. 

Все приемы используют по отдельности или в комбинации, в зависимости от специфики задания, возраста учащихся и целей обучения.   

Результаты учеников оценивают по разным критериям. Источник: Shutterstock

Этапы критериального оценивания

Внедрение, использование критериального оценивания в образовательном процессе — не одномоментное действие, а поэтапная технология.

Плюсы и минусы 

Для удобства перечислили преимущества и недостатки в таблице. 

 

Новые впечатления делают жизнь ярче: развивайте навыки, получайте знания, пробуйте себя в сферах, о которых раньше не слышали, вместе с Халвой

Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра.

Оформляйте Халву и оплачивайте в рассрочку без переплат курсы иностранных языков и обучение топовым IT-специальностям.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

Как формулируют критерии в оценивании

Критерии должны быть максимально понятными, измеримыми и прозрачными. Основные принципы: 

1. Конкретность

Критерий не расплывчатый, например «Хорошая работа», а описывает конкретное действие или результат — допустим, «Приведены не менее двух аргументов».

2. Измеримость

Каждый пункт легко проверить, например «Без грамматических ошибок» или «Текст из 200–250 слов».

3. Ясность

Все участники процесса понимают, почему оценка именно такая. 

В России система применяется не во всех учебных заведениях. Источник: Shutterstock

Как составить критерии: 

  1. Определите, что оценивается: сочинение, проект, устный ответ.
  2. Выделите ключевые компоненты: структуру, грамотность, аргументацию и прочее.
  3. Для каждого компонента сформулируйте критерий, например «В работе должно быть не менее пяти терминов». 
  4. Разделите на уровни: высокий, средний, низкий, либо по баллам.

Где применяется

Критериальное оценивание применяется в разных сферах образования и даже за его пределами. 

  1. В школах Европы, Казахстана, Великобритании, США и других стран знания оценивают по критериям. В России и странах СНГ оно внедряется постепенно, чаще всего — в рамках экспериментов или на отдельных предметах. 
  2. В вузах используется для оценки курсовых, дипломных, лабораторных работ, рефератов, презентаций.  
  3. Внеурочная деятельность: олимпиады, конкурсы и прочее. 
  4. Дополнительное образование: языковые школы, кружки и другое. 
  5. Профессиональная деятельность. В некоторых компаниях для оценки работы сотрудников используют .

Оценки по критериям помогают учащимся развивать самостоятельность, видеть свои сильные и слабые стороны, а преподавателям — повысить объективность и качество оценивания. 

Несмотря на сложности внедрения, система уже доказала свою эффективность во многих странах. Она делает образование современным, справедливым и мотивирующим.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Семья
16 дек.

Словесные игры для детей и взрослых: 9 способов весело провести время

Словесные игры для детей и взрослых: 9 способов весело провести время
77Просмотры
Читать полную статью

Как создать свою игру без навыков программирования

88Просмотры
Читать полную статью
18 дек.
Новости

Минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы в 2026 году: что изменилось

87Просмотры