
Критериальное оценивание: как работает и когда применяется
Критериальное оценивание — эффективный способ подвести итоги обучения всех, кто получает новые знания: от школьников до сотрудников, повышающих квалификацию. Объяснили, что это такое и как работает.
Что такое критериальное оценивание
Это процесс оценки любых учебных достижений, когда результаты сравниваются не с успехами других, а с конкретными стандартами и требованиями.
В традиционной системе это могла быть только четверка или пятерка, потому что преподаватель ориентировался бы на свои опыт, ожидания, а еще на результаты остальных.
В критериальной субъективный фактор минимизируется: оценка основана на заранее известных, публичных и понятных критериях. Например, за сочинение учитель поставит несколько баллов.
Ключевые черты:
- прозрачность;
- объективность;
- обратная связь по каждому критерию;
- фокус на достижение конкретных целей.
Отличия от пятибалльной системы
Пятибалльная система самая привычная для большинства россиян и жителей постсоветских стран. Она выглядит просто: ученику ставят оценку от «1» (очень плохо) до «5» (отлично).
Между классической и критериальной системами есть различия.
Отличие |
Пятибалльная |
Критериальная |
Ориентир оценки |
Часто зависит от субъективного мнения и уровня класса |
Каждая работа сравнивается только с заранее установленными критериями, а не с успехами других |
Прозрачность |
Участники процесса не понимают, почему их так оценили |
Понимают, за что именно снимают или начисляют баллы |
Мотивация |
Главная цель — получить хорошую отметку, а не понять и усвоить материал |
Есть возможность проработать «слабые места» — их легко определить по критериям, за которые поставили меньше баллов |
Обратная связь |
Часто ограничивается коротким комментарием:
|
Есть развернутая обратная связь:
|
Приемы критериального оценивания
Критериальное оценивание разделено на несколько разных практических приемов.
1. Рубрики
Самый распространенный прием критериального оценивания. Визуально он выглядит как шкала с набором критериев для конкретного задания или вида деятельности.
В каждой шкале описаны разные уровни — например, от «Плохо» до «Превосходно» либо от 0 до 10.
На практике все просто: преподаватель разрабатывает новую или адаптирует готовую рубрику перед выполнением задания и знакомит с ней учащихся, которые действуют строго по описанным в ней этапам.
Потом учитель сверяет работу с рубрикой по каждому критерию, определяет оценку и дает обратную связь.
Допустим, рубрика для оценки эссе состоит из нескольких условных критериев:
- структура,
- язык и стиль,
- источники,
- орфография,
- пунктуация,
- аргументация.
Для каждого критерия описаны характеристики будущей работы — например, «Структура логична, включает четкое введение, основные части с переходами и заключение» и указан соответствующий балл.
2. Чек-листы
Список конкретных элементов будущей работы либо действий, которые должны выполнить учащиеся. По этим листам преподаватель оценивает итог и отмечает «да» (присутствует/выполнено) или «нет» (отсутствует/не выполнено).
Например, чек-лист для оформления лабораторной работы может состоять из таких пунктов:
- название,
- цель,
- список источников/оборудования,
- этапы работы,
- выводы.
3. Шкалы оценивания
Шкалы похожи на рубрики: это список критериев с уровнями оценки от 0 до 5 или от «Совсем не соответствует» до «Полностью соответствует».
Например, шкала для оценки сочинения ЕГЭ по критерию «Логика изложения» от 1 до 5, где 1 означает «Нет структуры», а 5 — «Есть структура».
4. Портфолио
Это подборка работ всех учащихся. Она показывает долгосрочный прогресс и достижения в одной или нескольких областях. Каждую работу из портфолио преподаватель оценивает критериально.
Например, портфолио по литературе состоит из пяти разделов:
- черновики,
- читательские дневники,
- готовые сочинения,
- дополнительные творческие работы.
По каждому из них дадут обратную связь по критериям:
- креативность,
- глубина анализа текста,
- развитие навыков письменной речи,
- умение рефлексировать над своей работой.
5. Самооценивание и взаимооценивание
Это приемы для самостоятельного разбора своих или чужих работ с помощью учительских критериальных инструментов.
Например, после группового проекта все заполняют рубрику для оценки вклада каждого члена команды, используя четыре критерия:
- сотрудничество,
- соблюдение сроков,
- вклад в выполнение,
- участие в планировании.
6. Наблюдение
Этот прием актуален для больших групп: учитель наблюдает за работой сразу нескольких человек и фиксирует их достижения по чек-листу с рубриками:
- предложение идей,
- умение слушать других,
- конструктивная критика,
- выполнение роли в группе.
Например, так можно оценить опыты школьников в кабинете химии или сотрудников на корпоративном обучении.
Все приемы используют по отдельности или в комбинации, в зависимости от специфики задания, возраста учащихся и целей обучения.
Этапы критериального оценивания
Внедрение, использование критериального оценивания в образовательном процессе — не одномоментное действие, а поэтапная технология.
Этапы |
Суть |
Действие | |
1 |
Определить цели обучения |
Формулирование конкретных, достижимых, значимых и ограниченных во времени образовательных целей и планируемых результатов обучения для конкретной темы, раздела или задания |
|
2 |
Разработать критерии оценивания |
Критерии должны быть прямо связаны с запланированными результатами |
|
3 |
Создать оценочный инструмент |
Рубрика, чек-лист, шкала, протокол наблюдения или что-то другое из доступных приемов критериального оценивания |
|
4 |
Познакомить учащихся с критериями и приемами |
Важный шаг для прозрачности и эффективности критериального оценивания |
|
5 |
Выполнить работу |
Учащиеся используют критерии как руководство к действию |
|
6 |
Применить критерии |
Учитель или учащиеся оценивают работу |
|
7 |
Дать обратную связь |
Преподаватель делится результатами |
|
8 |
Спланировать новую программу |
Преподаватель и ученики корректируют учебный процесс на основе результатов |
|
Плюсы и минусы
Для удобства перечислили преимущества и недостатки в таблице.
Плюсы | |
Прозрачность |
Понятно, за что выставляется оценка, какие именно компоненты учитываются |
Объективность |
Все критерии заранее известны |
Мотивация к развитию |
Понимание, какие навыки и знания надо развивать |
Формирование самостоятельности |
Анализ работы и результатов |
Минусы | |
Время |
На разработку критериев, оценочных рубрик и проверку работ уходит больше времени, чем на выставление «обычных» оценок |
Подготовка |
Переобучение преподавательского состава |
Формализм |
Иногда теряется индивидуальный подход |
Объем |
В больших классах сложно быстро давать разъяснения каждому |
Новые впечатления делают жизнь ярче: развивайте навыки, получайте знания, пробуйте себя в сферах, о которых раньше не слышали, вместе с Халвой.
Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. Оформляйте Халву и оплачивайте в рассрочку без переплат курсы иностранных языков и обучение топовым IT-специальностям.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Как формулируют критерии в оценивании
Критерии должны быть максимально понятными, измеримыми и прозрачными. Основные принципы:
1. Конкретность
Критерий не расплывчатый, например «Хорошая работа», а описывает конкретное действие или результат — допустим, «Приведены не менее двух аргументов».
2. Измеримость
Каждый пункт легко проверить, например «Без грамматических ошибок» или «Текст из 200–250 слов».
3. Ясность
Все участники процесса понимают, почему оценка именно такая.
Как составить критерии:
- Определите, что оценивается: сочинение, проект, устный ответ.
- Выделите ключевые компоненты: структуру, грамотность, аргументацию и прочее.
- Для каждого компонента сформулируйте критерий, например «В работе должно быть не менее пяти терминов».
- Разделите на уровни: высокий, средний, низкий, либо по баллам.
Где применяется
Критериальное оценивание применяется в разных сферах образования и даже за его пределами.
- В школах Европы, Казахстана, Великобритании, США и других стран знания оценивают по критериям. В России и странах СНГ оно внедряется постепенно, чаще всего — в рамках экспериментов или на отдельных предметах.
- В вузах используется для оценки курсовых, дипломных, лабораторных работ, рефератов, презентаций.
- Внеурочная деятельность: олимпиады, конкурсы и прочее.
- Дополнительное образование: языковые школы, кружки и другое.
- Профессиональная деятельность. В некоторых компаниях для оценки работы сотрудников используют .
Оценки по критериям помогают учащимся развивать самостоятельность, видеть свои сильные и слабые стороны, а преподавателям — повысить объективность и качество оценивания.
Несмотря на сложности внедрения, система уже доказала свою эффективность во многих странах. Она делает образование современным, справедливым и мотивирующим.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Сохранить деньги — мудрость, умело расходовать — искусство. С легкостью рассказываю о финансовой стороне жизни.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
