
Кто такой амбидекстр и можно ли им стать
Ученые давно исследуют амбидекстрию, и кое-что уже известно наверняка. Например, мозг таких людей работает немного иначе, а в истории немало гениев, которые свободно использовали обе руки. Способен ли обычный человек научиться этому? И если да, то как?
Кто такой амбидекстр
Большинство людей четко делятся на правшей и левшей. Но есть те, кто ломает эту схему, — амбидекстры. Так называют людей, которые умеют писать обеими руками.
Их мозг не выбирает одну ведущую руку, а позволяет одинаково свободно управлять обеими. Они могут писать, держать нож и ловко нарезать овощи, бросать мяч любой рукой с одинаковой точностью — и даже не задумываться об этом.
Точно неизвестно, почему у одних доминантная правая рука, у других — левая, а кому-то удобно выполнять сложные движения обеими. Некоторые ученые объясняют этот феномен особенностью строения мозга.
Каждое полушарие контролирует одну из сторон тела: правое полушарие — левую сторону, а левое — правую. Кроме того, у большинства людей левое полушарие управляет речью. Так как языковые навыки в человеческой жизни играют важную роль, мы бессознательно выбираем «главной» рукой ту, что находится под контролем левого полушария.
У амбидекстров же «нагрузка» распределяется иначе. Некоторые рождаются с такой особенностью, другие развивают ее годами тренировок.
Интересно, что среди амбидекстров много выдающихся личностей. Леонардо да Винчи мог писать картины одинаково хорошо обеими руками, а современники Льва Толстого и вовсе в шутку объясняли его творческую плодовитость необычной способностью: якобы, когда одна кисть уставала держать перо, Толстой перекладывал его в другую. Многие приписывают амбидекстрию Николе Тесле, Бенджамину Франклину, Альберту Эйнштейну и другим.
Современные исследования показывают, что такие люди иногда быстрее обрабатывают информацию, но есть и обратная сторона — например, им сложнее концентрироваться на одном деле.
Врожденная способность или навык
Рождаются амбидекстрами или становятся? Истина где-то посередине. Некоторые люди с детства одинаково ловко управляются обеими руками — это их природная особенность. Но это не значит, что остальным путь закрыт. Мозг устроен удивительно гибко, и при должном упорстве вы можете научить «слабую» кисть работать не хуже ведущей.
Понаблюдайте за детьми — многие из них в раннем возрасте одинаково активно используют обе руки. Со временем окружение и привычки закрепляют выбор в пользу правой или левой.
На некоторых тренингах утверждают, что, когда вы используете недоминантную руку, в мозге образуются новые нейронные связи. Тем самым вы становитесь более креативным. Научных доказательств этому нет.
Но надо сказать, что значительно улучшает состояние людей с рассеянным склерозом или пациентов, перенесших инсульт.
Да, амбидекстрами иногда рождаются. Но при желании вы можете развить этот навык. Другой вопрос — насколько это вам нужно и готовы ли вы к ежедневным тренировкам.
Как стать амбидекстром
Попробуйте прямо сейчас взять ручку неведущей рукой и расписаться. Получилось? Скорее всего, написанное напоминает детские каракули. Но не спешите разочаровываться — именно так начинается путь к амбидекстрии. Ваш мозг уже начал перестраиваться, просто вы этого пока не замечаете.
Начните с простого. Чистите зубы, расчесывайтесь или нарезайте овощи другой кистью. Сначала будет неудобно, даже раздражающе. Но через пару недель вы поймаете себя на том, что движения становятся увереннее. Главное — не бросать после первых неудач. Ваши мышцы и мозг учатся заново, а это всегда требует времени.
Переходите к письму. Выделяйте 10–15 минут в день, чтобы писать другой рукой. Не старайтесь сразу выводить идеальные буквы. Со временем увеличивайте скорость. Попробуйте вести дневник или составлять списки дел неведущей кистью. Через месяц сравните первые и последние записи — прогресс вас удивит.
Подключите творчество. Рисуйте простые фигуры, раскрашивайте, лепите из пластилина. Когда пальцы привыкнут к новым движениям, усложняйте задачи. Играйте в дартс или настольный теннис другой рукой. Такие упражнения не только развивают моторику, но и делают тренировки увлекательными.
Важно не переусердствовать. Если чувствуете усталость или раздражение — сделайте перерыв. Мозг лучше усваивает новые навыки, когда вы спокойны и сосредоточены.
Помните: вы не соревнуетесь с другими, а расширяете собственные возможности. Одним требуется полгода, чтобы уверенно писать обеими руками, другим — несколько лет.
Уже нашли подходящий для себя курс обучения, но не хватает денег? С Халвой можно оформить обучение в рассрочку без переплат.
Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. Оформляйте Халву и оплачивайте в рассрочку без переплат курсы иностранных языков и обучение топовым IT-специальностям.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Плюсы и минусы
Если вы научитесь свободно владеть обеими руками, то, возможно, ваш мозг станет более гибким. Вы сможете быстрее переключаться между задачами, легче находить нестандартные решения. Согласно исследованиям, амбидекстры мыслят несколько иначе и отличаются креативными идеями.
В критической ситуации, когда одна кисть занята или травмирована, вторая не подведет. Многие творческие профессии — от художников до хирургов — выигрывают от такого навыка.
Если вы сознательно развиваете этот навык, приготовьтесь к тому, что сначала будете делать все медленнее. Пока вторая рука учится, вы можете чувствовать себя неуклюжим. Некоторые жалуются на временную усталость — мозг действительно работает интенсивнее, когда осваивает новые движения.
Что до минусов природной амбидекстрии, ее обладателям часто сложнее концентрироваться. Их внимание может рассеиваться, будто мозг иногда «запутывается», какой рукой удобнее действовать. Детям-амбидекстрам нужно больше времени для усвоения учебного материала, большее пояснений. Им порой труднее дается письмо в школе — они дольше определяются с ведущей кистью.
Исследования показывают, что во взрослой жизни «природные» амбидекстры более эмпатичны в сравнении с правшами и левшами, но вместе с тем более тревожны и менее уверены в себе. Им сложнее не идти на поводу собственных желаний и адаптироваться в новых для себя условиях.
Кроме того, анализ состояния 2,5 тысяч ветеранов армии США показал, что от в два раза чаще страдают именно амбидекстры.
Безусловно, все исследования касаются только урожденных амбидекстров.
Стоит ли игра свеч? Решать вам. Если вам нравится бросать себе вызов и вы готовы проявить терпение, попробуйте. Но не ждите чудес — даже развитая амбидекстрия не сделает вас гением. Главное — подходить к тренировкам без фанатизма и получать удовольствие от процесса.
Как распознать амбидекстра в ребенке
Вы замечали, как ваш малыш тянется к игрушкам то одной, то другой кистью? Это может быть не просто детская нерешительность. Присмотритесь внимательнее — возможно, перед вами маленький амбидекстр.
Дети с природной амбидекстрией не выбирают одну ведущую руку надолго. Сегодня они рисуют правой, завтра левой, а послезавтра могут держать ложку в обеих по очереди. В отличие от правшей или левшей, которые к трем-четырем годам явно предпочитают одну кисть, такие малыши сохраняют «двурукость» гораздо дольше.
Проведите простые тесты. Дайте ребенку карандаш и посмотрите, какой рукой он возьмет его первым. Затем предложите бросить мяч, открыть коробку, поймать шарик одной рукой. Настоящий амбидекстр будет одинаково успешно справляться с этими задачами обеими руками, хотя может немного колебаться при выборе.
Обратите внимание на почерк. Если ребенок одинаково неразборчиво пишет обеими руками — это может быть признаком амбидекстрии. Но не путайте с трудностями в освоении письма — у настоящих амбидекстров почерк хоть и не идеален, но выглядит примерно одинаково при письме разными руками.
Иногда такие дети дольше осваивают сложные движения — завязывание шнурков, вырезание ножницами. Их мозг тратит больше времени на выбор стратегии действия. Но когда навык закрепляется, они могут выполнять задачу любой рукой без потери качества.
Если вы обнаружили эти признаки, не торопитесь «исправлять» ребенка. Лучше поощряйте его природную гибкость — советуют психологи. Предлагайте попробовать делать вещи разными руками, но не настаивайте на выборе. Со временем он либо определится с предпочтением, либо сохранит уникальную двурукость, что во взрослой жизни станет преимуществом.
Помните: детская амбидекстрия — не проблема, а особенность развития. Ваша задача — помочь ребенку использовать этот дар, а не бороться с ним.
Методика Монтессори: что это такое, как работает, за что ее любят и критикуют
Читать статьюКак поддержать ребенка-амбидекстра
Воспитывая такого ребенка, важно не ломать его природу, а помочь раскрыть потенциал.
Не пытайтесь искусственно сделать из него правшу или левшу. Когда видите, что он сам колеблется, какой рукой взять карандаш, просто положите предмет посередине и дайте время выбрать. Если он регулярно меняет руки, значит, так ему комфортнее — не корректируйте этот процесс.
Развивайте обе руки, но без давления. Предлагайте рисовать то одной, то другой, бросать мяч попеременно, застегивать пуговицы разными руками. Делайте это в игровой форме — например, устройте соревнование, кто аккуратнее обведет фигуру левой рукой. Так ребенок не почувствует, что его «тренируют», а будет воспринимать это как веселую игру.
Уделяйте больше внимания подготовке к письму. Детям-амбидекстрам иногда сложнее даются прописи, потому что их мозг дольше выбирает ведущую руку. Купите специальные тренажеры для пальцев (например, бизиборд), рисуйте пальчиковыми красками, лепите из пластилина — это укрепит мышцы и улучшит координацию.
Помогите организовать пространство. Если ребенок пишет левой рукой, следите, чтобы свет падал справа, когда правой — слева. Выбирайте школьные принадлежности, которые удобно держать в любой руке.
Будьте терпеливы с уроками. Такому ребенку может потребоваться больше времени на выполнение заданий, особенно тех, где подключается мелкая моторика. Не торопите его, не ругайте за неаккуратность — лучше отметьте, как здорово, что он может делать одно и то же разными кистями.
Объясните учителям и родственникам, что двурукость — не недостаток, а особенность. Попросите их не заставлять ребенка выбирать одну, если он сам к этому не готов. Чем спокойнее будут взрослые, тем увереннее почувствует себя малыш.
«Прежде всего, учителям начальных классов не стоит слишком сильно акцентировать внимание на неуспехах отдельных учащихся. Возможно, что эти дети — амбидекстры. И в силу того, что на данном этапе обучения они в своем психическом развитии “отстают” на один этап в развитии мышления по сравнению со своими одноклассниками-правшами, они просто не в состоянии усваивать материал так же, как и учащиеся-правши», — дает рекомендации для учителей кандидат психологических наук Евгения Бойко.
Главное — создайте атмосферу, где ребенок не стесняется своей уникальности. Рассказывайте, что многие известные ученые и художники одинаково хорошо владели обеими руками. Подчеркивайте, что эта особенность делает его исключительным, а не странным.
Помните: перед вами не проект по воспитанию гения, а живой человек со своим темпом развития. Ваша поддержка поможет ему не растерять природные способности, а научиться использовать их в жизни.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Знаю, как трудно найти исчерпывающий ответ на интересующий вопрос. Я собрала и обработала всю полезную информацию за вас.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
