Что такое обходной лист
Многие работодатели требуют при увольнении подписать обходной лист и даже грозят не выдать трудовую книжку без этого документа. Что же это такое и действительно ли без него никак не покинуть место работы?
Обходной лист раньше называли еще бегунком. Это своего рода чек-лист, который подтверждает, что увольняющийся работник оставил рабочее место в порядке, сдал все полученное имущество и оформил все положенные документы. А значит, после его ухода не останется никаких спорных моментов, связанных с имуществом компании или оплатой труда.
Образец обходного листа закреплен внутренними нормативными актами. Как правило, в шапке листа указаны ФИО, должность, подразделение и дата увольнения. В документе проставляют подписи руководители всех связанных с работником отделов и другие должностные лица, с которыми он взаимодействовал.
Например:
- Отдел кадров. Подтверждает, что все необходимые документы оформили и выдали, сотрудник забрал трудовую книжку.
- Бухгалтерия. Здесь вам должны выдать все справки и документы о вашей заработной плате, необходимые для начисления пособий и больничных.
- Служба безопасности. Ставит подпись как подтверждение, что работник сдал пропуск, ключи от помещений, которые ему выдали во время работы. Это важно и для работника, чтобы потом не всплыли претензии, поэтому нужно вместе убедиться, что все сдано.
- Технический отдел. Здесь отвечают за компьютеры, телефоны и любые гаджеты, которые выдали для работы.
- Склад. Сюда нужно вернуть материалы, оборудование, спецодежду, если сотрудник что-то из этого получал.
Обязательно ли заполнять обходной лист
На самом деле закон не обязывает вас заполнять обходной лист при увольнении, и неважно, по собственному желанию вы уходите или по другим причинам.
По ТК РФ схема увольнения такая:
- Работник пишет заявление.
- Руководитель компании подписывает приказ, с которым сотрудника знакомит кадровый работник.
- В день увольнения бухгалтерия делает окончательный расчет.
- Кадры получают подпись работника в его личной карточке и выдают бумажную трудовую книжку или сведения из электронной.
Заметьте, ни слова про обходной лист.
Обходной лист при увольнении — возможное, но ни к чему не обязывающее требование. Работодатель может добавить его в свои внутренние правила. И даже написать очень строгую формулировку: «Увольнение происходит только после того, как сотрудник сдал подписанный всеми ответственными лицами обходной лист». Но даже в этом случае компания не может заставить вас заполнять его, если вы считаете, что это нарушает ваши права. Тот самый случай, когда вы можете, но не обязаны.
К тому же бывают самые разные ситуации, когда ответственных нет на месте, начальник отдела в отгуле, а заведующий складом заболел. Вы не должны из-за этого подвергаться дополнительному стрессу.
Организация не может удерживать ваши документы и расчет, пока вы не заполните бегунок. Вас не могут лишить положенных денег или справок. Устанавливать дисциплинарную ответственность за отсутствие этого документа предприятие не имеет права.
Обходной лист — не обязательный документ, а скорее инструмент, который помогает работодателю быть уверенным, что вы сдали все ценности, принадлежащие компании, такие как ключи, пропуск, ноутбук.
Что делать, если работодатель настаивает:
- Не бойтесь отстаивать права.
- Помните, что вам обязаны выдать трудовую книжку и рассчитать зарплату в день увольнения.
- Если работодатель нарушает закон, обратитесь в трудовую инспекцию или суд.
За задержку выплаты заработной платы работодатель несет административную и уголовную ответственность.
Совкомбанк — надежный работодатель, который всегда соблюдает права работников. А еще это возможности для роста и развития, дружная команда и достойная оплата труда.
Работа в Совкомбанке — это возможности для самореализации и достойная заработная плата; это интересные проекты и неформальное общение; это ДМС для сотрудников и детей и коворкинг на море. Хотите так же? Ищите подходящие вакансии в вашем городе и присоединяйтесь к команде мечты!
Значение обходного листа
Бегунок, хоть и не является обязательным документом, имеет важное значение. Он нужен, чтобы снизить риски и избежать взаимных претензий после ухода работника.
Чаще всего эта практика используется на крупных предприятиях, где много структурных подразделений: отделов, цехов, складов. В этом случае предприятию важно, чтобы при увольнении не осталось незакрытых вопросов по выданному имуществу, оборудованию или документам. Это важно и для работника.
Представьте, что вы работали в крупной компании с несколькими удаленными друг от друга складами. Вам выдали спецодежду и инструменты для работы. После окончания трудового договора вы сдаете все в отделе материально-технического снабжения и получаете отметку в обходном листе. Но до складов эта информация не доходит.
Проходит время, и ваш бывший работодатель обвиняет вас в том, что вы не вернули инструменты. В такой ситуации обходной лист с подписью ответственного лица будет доказательством того, что вы компании ничего не должны.
Конечно, работодатель может и сам обойти все подразделения и уточнить информацию о том, сдал ли работник имущество. Или сделать письменные запросы по электронной почте или через корпоративный портал, если в компании есть такая возможность.
Но обходной лист упрощает этот процесс и позволяет задокументировать все действия, связанные с увольнением. Обязательно попросите себе копию.
При этом заполненный бегунок не становится гарантом от любых споров. Например, если работодатель не выплатил зарплату или не выдал трудовую книжку, обходной лист не станет защитой от ваших законных претензий.
Подведем итог. Практика заполнения обходного листа есть на многих предприятиях. По закону он не обязателен, но помогает работодателю проконтролировать вопросы, связанные с уходом сотрудника, а сам работник получает своего рода гарант, документ об отсутствии претензий со стороны отделов.