К такому выводу пришли аналитики НИУ ВШЭ после изучения данных «СПАРК-Интерфакс». Выяснилось, что треть всех российских «креативщиков» (33,7%) родились в Москве или переехали сюда из-за работы, еще 8,3% живут в Петербурге. При этом в двух этих городах живет всего 12,4% населения страны.
Креативные индустрии (или экономика знаний) — это отдельный сектор экономики, в основе которого — продажа результатов интеллектуальной деятельности. К этой сфере относят 16 отраслей, в том числе IT, архитектуру, фотографию, кино и анимацию, производство видеоигр, издательскую деятельность, дизайн и др. В 2022 году в этих профессиях были заняты 2,3 млн россиян.
Авторы исследования отметили, что сектор креативных индустрий растет стремительнее экономики в целом, но этот процесс неравномерен. Причина в том, что «креативщики» в основном сконцентрированы в небольшом количестве городов. Например, в Москве доля специалистов в IT и видеоиграх в 3,1 раза выше, чем в среднем по стране, примерно такая же ситуация — в телерадиовещании, рекламе и пиаре.
Быстрее всего число работников растет в области информационных технологий и видеоигр (рост на 42%), дизайна (рост на 30%) и образования в сфере креативных индустрий (рост на 14%), а вот число занятых художественным творчеством постепенно снижается (минус 29%). Меньше становится также фотографов (снижение на 27%) и различных специалистов в сфере телерадиовещания (снижение на 26%).
Вероятно, популярность этих сфер будет продолжать снижаться из-за использования технологий, которые становятся все менее актуальными (например, плоскостная живопись и фотография, вещание в потоковом формате и т. д.). При этом снижение численности работников менее значительно (но все же в пределах 10%) в сферах, напрямую зависящих от текущего состояния рынка (например, в архитектуре, рекламе и PR) и в отраслях, занимающихся сохранением и передачей культурного наследия (музеи, библиотеки, кино, издательская деятельность).