
Математические игры для детей: попроще и посложнее
Как спорт качает мышцы, так головоломки развивают ум. Играя, можно подготовиться к школе, научиться анализировать и находить неожиданные решения сложных задач.
Попроще: игры по математике для дошкольников
Собрали несколько забавных математических игр для дошкольников: от кубиков и карточек до постройки лестниц и лабиринтов. Просто, весело и полезно.
Для одного
Когда малыш теребит, чтобы с ним поиграли, а вам прямо сейчас не отвлечься от дел и в голову не приходит, чем его занять, предложите числовые задания.
«Волшебные числа»
- Что потребуется: карточки с числами от 1 до 20 и кубик.
Ребенок бросает кубик — и умножает выпавшее число на 2 (или прибавляет 5, вычитает 1 — задание можно менять). Ответ ищет среди карточек и выкладывает перед собой.
Как усложнить: используйте два кубика, добавьте деление или примеры со скобками.
«Сколько яблок у ежика?»
- Что потребуется: игрушка или рисунок ежика и 10 небольших предметов (пуговицы, фишки, фасоль).
Взрослый (или карточка) задает условие: «У ежика семь яблок. Три он отдал другу. Сколько осталось?»
Ребенок выкладывает «яблоки», убирает нужное количество — и находит ответ.
Как усложнить: попросите малыша составлять задачи самому и записывать их в тетрадь.
«Построй лестницу»
- Что нужно: кубики или конструктор.
Задание — построить лестницу от 1 до 10: в первом ряду — 1 кубик, во втором — 2, в третьем — 3 и так далее.
Можно считать вслух: «Один плюс два — три» и т. п.
Как усложнить: разобрать лестницу, считая в обратном порядке.
В школу с 8 лет: как и на каких основаниях можно отправить ребенка учиться на год позже сверстников
Читать статьюЧисловой лабиринт
- Что понадобится: лист бумаги с нарисованной сеткой 5×5, в каждой клетке сетки написаны случайные числа от 1 до 5.
Задание — добраться от старта до финиша, двигаясь по клеткам вправо, влево, вверх и вниз. Перемещения возможны только на клетки, числа которых в сумме с уже посещенными не превышают 30.
Как усложнить:
- варьируйте диапазон чисел в клетках — например от 1 до 10;
- установите дополнительные ограничения на тип чисел (например, только четные или только нечетные);
- уменьшите максимально допустимую сумму чисел для перемещения.
«Собери десятку»
- Что потребуется: карточки с числами от 0 до 10 — по два экземпляра каждого. Всего 22 карточки.
Ребенок раскладывает карточки лицом вверх и старается как можно быстрее найти все пары, которые в сумме дают 10: 1+9, 2+8, 3+7 и т. д.
Как усложнить: выложите карточки до 20 и считайте по три или четыре карточки.
Для группы
Если на празднике малышня заскучала, предложите им числовые игры. Собрали простые, но увлекательные задачки.
«Быстро в круг»
- Что понадобится: карточки с числами от 1 до 20.
Дети двигаются по комнате под музыку. Когда мелодия останавливается, ведущий поднимает карточку с числом и говорит: «Соберитесь в группы по...» Например: «По четыре!»
Дети быстро объединяются — тот, кто остался в одиночестве, должен выполнить фант: станцевать или пройтись на четвереньках.
Как усложнить: используйте не число напрямую, а формулу — например, «по числу, которое на 2 меньше 6» (ответ: 4).
Математическая эстафета
- Что нужно: примеры на карточках и мелкие предметы (фишки, кубики, прищепки).
Дети делятся на команды. На старте каждому дают карточку с заданием, например: «Сколько будет 3+2?». Первый ребенок решает и бежит к столу, где должен выложить нужное количество предметов. Затем возвращается, хлопает ладошкой следующего — и так по цепочке.
Побеждает команда с наибольшим числом правильных решений.
Можно варьировать: добавить задания на сравнение («Где больше?»), на счет в обратную сторону или даже на состав числа.
«Кто быстрее?»
- Что понадобится: доска или большой лист бумаги, маркеры, карточки с заданиями.
Дети делятся на две команды. Ведущий по очереди вытаскивает карточки с простыми примерами: сложение, вычитание, состав числа.
Представители команд бегут к доске и пишут ответ.
Правильно — команда получает балл. Неправильно — ход передается сопернику.
Как усложнить: добавьте примеры со скобками, задачи в словах или задания на логику.
«Сосчитай шаги»
- Что понадобится: ничего — только немного свободного места.
Дети встают в ряд. Ведущий называет задание, например: «Сделай столько шагов, сколько будет 2 плюс 3».
Ребенок считает и делает пять шагов вперед. Следующий игрок получает другое задание — например, «6 минус 2» и делает четыре шага.
Можно играть всей группой или по одному.
Как усложнить: добавьте команды «назад» и «в сторону», используйте более сложные примеры (например, «6 плюс 2 минус 1»), а также задачи на умножение или деление.
«Сколько у меня за спиной?»
- Что нужно: 10 небольших предметов (карандаши, кубики, фишки).
Один ребенок показывает остальным часть предметов (например, четыре), а остальное прячет за спиной. Остальные должны угадать, сколько предметов спрятано, если всего их 10.
Кто угадал — становится ведущим.
Альтернатива: можно менять общее количество предметов — 12, 15, 20.
Зачисление в первый класс: какие документы нужны, сроки, как записаться через Госуслуги
Читать статью«Чет или нечет»
- Что потребуется: карточки с числами от 1 до 20 или счетные палочки с числами.
Ведущий показывает число, а дети быстро говорят: «чет» или «нечет». Кто ошибается — выходит из игры или отдает фант.
Можно играть в парах: кто первым правильно ответит — получает балл.
Как усложнить: вместо «чет/нечет» можно называть, делится ли число на 3, больше или меньше 10 и так далее.
Головоломки посложнее
Собрали подборку занимательных задач от Якова Перельмана — автора популярных книг о науке. Помимо этого, он был известным педагогом — умел просто объяснять сложное и превращал математику в игру.
Попробуйте решить эти задачи вместе с детьми — кто догадается быстрее?
«Мишины котята»
Миша всегда подбирает бездомных котят, но не говорит, сколько у него их дома.
Когда у него спрашивают, он отвечает: «У меня три четверти от всех котят и еще три четверти одного котенка». Сколько всего у него котят?
Решение: если три четверти одного котенка — это то, чего не хватает до полного числа, значит, это одна четвертая часть. Умножим на 4 — получится 3 котенка.
«Квадратный метр»
Алеша узнал, что в квадрате размером метр на метр — миллион маленьких квадратов (по миллиметру). Он решил пересчитать их вручную, по одному в секунду.
Сможет ли он сделать это все за один день?
Решение: в сутках — 86 400 секунд, а клеточек — миллион. Значит, за день он не успеет. Даже без остановки ему бы понадобилось почти 12 дней, а если считать по 8 часов в день — целый месяц.
Вместе с играми по математике и логике, развивайте финансовую грамотность со специальным детским стикером «Халвау». Переводите на детский счет деньги, награждайте за хорошие отметки и стимулируйте копить на игрушки.
Стикер клеится на смартфон ― можно не переживать, что деньги потеряются.
Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Задача о волосах
У каждого школьника примерно по 200 000 волос на голове. В стране — миллионы школьников. Есть ли среди них двое с одинаковым числом волос?
Решение: да, точно есть. Возможных вариантов (до 200 000) меньше, чем школьников. Значит, кто-то обязательно совпадет — это называется .
«Как поделить яблоки?»
Шесть мальчиков, и у них пять яблок. Делить нужно поровну, но каждое яблоко можно разрезать максимум на три части. Как быть?
Решение: три яблока делим пополам — получаем шесть половинок. Оставшиеся два яблока делим на три части — получаем шесть третей.
В итоге каждому ребенку достается по половинке и трети яблока.
«Заработная плата»
Весь заработок кузнеца составляет 130 рублей. Основная зарплата на 100 рублей больше, чем сумма за сверхурочные. Сколько составляет основная зарплата?
Решение: пусть сверхурочные — x. Тогда основная часть — x + 100.
x + (x + 100) = 130 → x = 15
Проверка: 115 (основная) + 15 (сверхурочные) = 130 — все верно.
И основная часть действительно на 100 рублей больше сверхурочных.
«Сколько лет?»
У любителя загадок поинтересовались, сколько ему лет. Он ответил не напрямую, а загадкой: «Умножьте мой возраст через три года на три, затем вычтите утроенный возраст, который у меня был три года назад — и получите мой настоящий возраст».
Сколько же ему лет?
Решение: на первый взгляд задача кажется сложной, но на самом деле решается легко.
Пусть текущий возраст — x лет. Тогда через три года ему будет x + 3, а три года назад — x – 3.
Составим уравнение по условию задачи: 3(x + 3) – 3(x – 3) = x. Раскроем скобки: 3x + 9 – 3x + 9 = x. Получаем: 18 = x. Значит, сейчас ему 18 лет.
Проверка: через три года — 21 год, три года назад — 15 лет. Тогда:
3 × 21 = 63,
3 × 15 = 45,
63 – 45 = 18 — как раз его нынешний возраст.
«Семья Ивановых»
18 лет назад Иванов был в 3 раза старше сына. Сейчас он в 2 раза старше. Сколько им лет?
Решение: пусть сыну сейчас x лет, отцу — 2x.
18 лет назад: 2x – 18 = 3(x – 18)
Решаем: x = 36 → сыну 36, отцу 72 года.
«Тысяча»
Сможете ли вы получить число 1000, используя восемь одинаковых цифр?
Разрешается применять любые математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление, скобки, степени и другие.
Решение (один из вариантов): 888 + 88 + 8 + 8 + 8 = 1000
Тут использованы восемь цифр 8 и обычные действия сложения. Можно придумать и другие варианты — задача на смекалку.
На этом список игр не заканчивается, можно придумать бесконечные вариации вышеприведенных.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Понимаю боли тех, кто день за днем выстраивает отношения с деньгами. Подскажу, как делать меньше ошибок.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
