Куда жаловаться на коллекторов, если они нарушают закон и ваши права
Все коллекторы обязаны работать в рамках закона №230-ФЗ. Там указано, что они имеют право делать, чтобы взыскивать долги. Любое превышение полномочий — повод жаловаться в контролирующие организации. Рассказываем, как оформить жалобу и куда ее отправить.
- Куда жаловаться на коллекторов
- Законно или нет: на какие действия коллекторов можно жаловаться
- Как правильно составить и подать жалобу
- Частые вопросы и ответы (FAQ)
Что же теперь ждет того, кто допускает просрочки по кредитам или займам в микрофинансовой организации (МФО), если долг передали коллекторам? Не более пары звонков, восьми сообщений и одной встречи в неделю. Все — в строго определенное время, днем или вечером (с 8:00 до 22:00 в рабочие дни и с 9:00 до 20:00 — в нерабочие).
Все общение — без грубого давления, угроз, запугивания. Не хотите — можете не отвечать на звонки и сообщения, а если взыскатели пришли к вам — не пускать их в квартиру.
Спустя четыре месяца с момента образования просрочки можно и вовсе написать отказ от взаимодействия с коллекторами или доверить общение с ними юристу. Тогда напоминать вам о задолженности представители агентства, банка или МФО смогут только заказными письмами.
Но понятно, что такими способами взыскивать долги сложно и неэффективно. Поэтому в ход иногда идут и незаконные методы: звонки учащаются, общение перестает быть вежливым, начинаются угрозы. В этом случае нужно не поддаваться панике, а собирать доказательства нарушений и жаловаться на них.
Раньше коллекторский произвол нередко попадал в криминальные и новостные хроники. Но постепенно взыскание долгов как сервис легализовали, агентства обязали регистрироваться, а его сотрудников — взаимодействовать с должниками строго в рамках закона.
Куда жаловаться на коллекторов
Куда обратиться, зависит от того, кто прислал взыскателей и как именно они нарушили закон.
Антон Михайлов
Основатель и генеральный директор юридической компании «Банкрот-Сервис»
У коллекторов есть свой «большой брат» — ФССП (Федеральная служба судебных приставов). Это главный надзорный орган, стоящий над профессиональными взыскателями. Туда стоит обращаться в первую очередь. Жалобу можно направить через электронную приемную либо заказным письмом с уведомлением.
Также у коллекторских агентств есть свой «профсоюз» — НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств), которая блюдет моральный облик своих членов. Все крупные организации состоят в ней, поэтому подать жалобу на коллекторов можно непосредственно туда, также через электронную приемную или письмом.
Ответ от приставов должен прийти в течение максимум 30 дней, из НАПКА — в среднем в течение недели.
В эти инстанции нужно обращаться, если вас беспокоят сотрудники компаний, официально зарегистрированных в реестре профессиональных коллекторских организаций, который ведет ФССП.
ФССП или НАПКА примут меры, если по поводу взыскания долгов вам звонят или приходят домой чаще, чем положено, продолжают названивать, хотя вы уже оформили отказ от взаимодействия, угрожают, «достают» друзей и родственников без вашего и их согласия или еще как-либо нарушают статью 4 ФЗ-230.
Одну и ту же жалобу на коллекторов можно направить одновременно и в ФССП, и в НАПКА. А также в несколько других инстанций.
Ренат Ходжаев
Муниципальный депутат, помощник депутата Государственной думы РФ
В зависимости от того, с какими нарушениями вы столкнулись, жаловаться также можно:
- В Центральный банк РФ. Он контролирует все финансовые учреждения и коллекторские агентства. Если нарушители пришли от имени банка или микрофинансовой организации, это одно из первых мест, куда стоит пожаловаться.
- В Роскомнадзор — если ваши персональные данные использовали незаконно или распространили без вашего согласия. Например, опубликовали информацию о ваших долгах в интернете или без вашего письменного согласия кому-то рассказали о них.
- В полицию — если нарушение попадает в список перечисленных в статье 172.4 УК РФ. Например, когда вас запугивают, грубят или применяют шантаж. Причинение вреда здоровью или вашему имуществу — это преступление, за которое положено наказание в виде лишения свободы на срок от трех лет и крупные штрафы.
- В прокуратуру — если приставы или сотрудники МВД игнорируют ваши жалобы на коллекторов.
Обращения во все ведомства, кроме полиции, можно оформить онлайн, что значительно экономит время. Чтобы подать заявление в МВД, придется сходить в ближайшее отделение.
Но помните: обращаться стоит только тогда, когда есть доказательства явных нарушений ваших прав. Жалобы без оснований только усложнят ситуацию или приведут к нежелательным последствиям.
Законно или нет: на какие действия коллекторов можно жаловаться
Первые четыре месяца или до того момента, как вы подпишете отказ от взаимодействия, вам могут звонить, писать и даже приходить домой.
Но ваши права нарушают, если:
- поступает более одного звонка и двух сообщений в течение одних суток;
- встречи для обсуждения долгов назначают чаще раза в неделю;
- взыскатели используют ненормативную лексику, угрозы, шантаж;
- рассказывают о ваших долгах без вашего согласия родственникам, коллегам, соседям (согласие можно отозвать в любой момент);
- публикуют информацию о вас как о должнике на своем сайте, в соцсетях или на других ресурсах;
- вредят вашему имуществу — например, наклеивают на дверь листовки, которые невозможно снять, не повредив поверхность;
- вводят вас в заблуждение — например, коллектор представляется судебным приставом или сотрудником полиции;
- обращаются за взысканием долга, у которого истек срок исковой давности (подробнее в статье 200 ГК РФ);
- требуют погасить уже погашенный или чужой долг.
По закону даже с долгами вы имеете право на спокойную жизнь. Коллекторам разрешено только время от времени информировать о задолженности и предлагать варианты ее погашения. Эти предложения, к слову, хоть раз нужно рассмотреть и попытаться договориться. Иногда так получается решить проблему, не доводя дело до крайних мер — суда, банкротства.
Избавиться от долгов можно разными способами. Один из них — рефинансирование. Совкомбанк предлагает объединить несколько долгов в один, подобрав комфортный график погашения и размер платежа. Такой шаг часто снижает не только финансовую нагрузку, но и уровень стресса — жить становится легче.
Предоставьте паспорт и неудобные кредитные договоры, которые нужно закрыть. Совкомбанк рассчитается по старым кредитам и предоставит один новый с выгодными условиями и комфортным платежом. Оставьте заявку онлайн и платите меньше!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Кредиты»/«Рефинансирование кредита» на сайте банка sovcombank.ru
Как правильно составить и подать жалобу
Вы уже знаете, куда обращаться, если коллекторы угрожают или еще как-то нарушают закон. Рассказываем, что делать пошагово и как правильно подать жалобу.
Поможет обращение в контролирующие органы или нет, зависит от того, насколько ваши претензии обоснованы и подкреплены доказательствами. Поэтому первый шаг — собрать доказательную базу.
Что прикрепить к жалобе как доказательства нарушений:
- Аудиозапись телефонного разговора. В начале разговора предупредите коллектора о записи, затем назовите дату и время, спросите имя звонящего и название его компании.
- Скриншоты переписки в смс, мессенджерах или электронной почте.
- Видеозапись личного визита коллекторов (соблюдайте осторожность, не провоцируйте конфликт).
- Свидетельские показания (например, соседей или коллег, которым звонили из агентства). Их также лучше заранее попросить записывать подобные разговоры.
- Распечатки времени звонков (и вам, и родным, коллегам) за период, в котором вам звонили или писали чаще, чем разрешает закон. Их можно получить в личном кабинете в приложении или на сайте оператора мобильной связи, запросив детализацию.
Когда наберется достаточно доказательств, приступайте к составлению жалобы в произвольной форме. Шапку заполняйте в зависимости от того, куда жалуетесь, там будет наименование организации — например, конкретного отделения ФССП.
Заголовок: «Жалоба на незаконные действия коллекторского агентства [Название агентства]».
Содержание: укажите свои паспортные данные («Я, ФИО, паспорт…»), подробности образования задолженности — где, когда и сколько взяли в долг, у кого (реквизиты организации — банка или МФО — ищите в кредитном договоре).
Затем перечислите нарушения и доказательства, которые прилагаете к жалобе, попросите провести проверку и привлечь виновных к ответственности. Приложите копии паспорта, кредитного договора и доказательства нарушений.
Можно подготовить один документ и дублировать его содержание, чтобы подать жалобу:
- на сайте ФССП;
- в онлайн-приемной НАПКА;
- через форму на сайте Центробанка РФ;
- через электронную приемную Роскомнадзора (если нарушения касаются разглашения персональных данных).
Жалобу можно также направить заказным письмом или отнести в отделение организации лично.
Александр Козлов
Юрист по банкротству, компания «Финансово-правовой Альянс»
В заявлении важно указывать только факты и прилагать доказательства. В нашей практике при подаче жалобы в службу судебных приставов по факту чрезмерных звонков к заявлению прикладывали детализацию, скриншоты переписок и подтверждение принадлежности номеров агентству.
В результате приставы возбудили административное производство и привлекли нарушителей к ответственности. После этого незаконные действия прекратились, а нарушившего закон коллектора оштрафовали.
Что делать, если вам угрожают
Угрозы — повод как можно быстрее обезопасить себя и близких. Если угрожают в момент телефонного разговора, постарайтесь сохранить спокойствие. Включите запись и попросите собеседника представиться и четко повторить суть его угроз. Не вступайте в пререкания и не угрожайте в ответ. После окончания разговора немедленно обращайтесь в полицию.
Подайте заявление в ближайшее отделение. Обязательно потребуйте номер регистрации документа.
Параллельно напишите жалобу в прокуратуру. Укажите, что уже подали заявление в полицию, и приложите его копию.
В этом случае ФССП все равно нужно уведомить, хоть и не в первую очередь. Важно, чтобы приставы провели проверку и, если информация подтвердится, исключили агентство из реестра.
Частые вопросы и ответы (FAQ)
У человека, который впервые сталкивается с работниками коллекторского агентства, возникает немало вопросов. Постарались ответить на самые распространенные.
Звонят на работу, сообщают о долге начальству. Это законно?
Нет, это прямое нарушение закона. Коллектор не имеет права разглашать информацию о вашей задолженности третьим лицам. Фиксируйте такие звонки (например, через показания коллег) и жалуйтесь в ФССП и Роскомнадзор.
Обязан ли я общаться с коллекторами?
Нет, не обязаны. Вы можете игнорировать звонки и сообщения, а через четыре месяца с момента образования просрочки направить им заявление о прекращении взаимодействия, кроме связи через почту или в суде. После этого все звонки и личные встречи станут незаконными.
Что делать, если требуют погасить чужой долг?
Не платите ничего. Направьте им письменное требование прекратить взаимодействие в связи с отсутствием долга. Если звонки не прекратятся, подавайте жалобу в Центробанк РФ и другие инстанции, приложив ваше требование и доказательства последующих звонков.
Как проверить, легально ли работает коллекторское агентство?
Проверить компанию можно на официальном сайте ФССП. Если агентства нет в реестре, его деятельность незаконна.
Можно ли взыскать с коллекторов компенсацию за моральный вред?
Да, но только через суд. Потребуется собрать весомые доказательства причиненных нравственных страданий (например, приложить справку от врача о повышенном давлении, рецепт на выписанные вам успокоительные и т.д.).
По каким статьям коллекторов могут наказать за нарушения?
Административная ответственность предусмотрена статьей 14.57 КоАП РФ, а уголовная — статьей 172.4 УК РФ.
Артем Попов
Арбитражный управляющий с опытом более 10 лет в банкротстве
Был случай, когда коллекторы буквально терроризировали женщину — звонили ей, детям, соседям. Я помог ей составить жалобу в ФССП.
Мы указали даты звонков, номера телефонов, имена звонивших (которые представлялись), содержание разговоров. Также прикладывали скриншоты переписок, записи звонков. Чем больше фактов, тем быстрее отреагируют.
В результате агентство получило крупный штраф. Естественно, их настойчивость резко снизилась.
Но стоит понимать: если долг действительно есть и коллекторы действуют в рамках закона — жалобы не помогут. В таких случаях лучше решать вопрос цивилизованно: попросить о реструктуризации, обдумать рефинансирование и другие варианты избавления от долгов, в крайнем случае — пройти процедуру банкротства.
Защититься от произвола коллекторов реально и не так уж сложно. Для этого нужно только спокойно собрать доказательства и заполнить несколько форм. Помните: закон на вашей стороне.

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
