- На каких основаниях можно подать жалобу
- Куда обращаться или писать жалобу
- Жалоба руководителю судебного пристава
- Какой срок дается на обжалование в порядке подчинения судебного пристава
- Обращение в прокуратуру
- Административное исковое заявление в суд
- Есть ли смысл жаловаться на судебного пристава через горячую линию
- Заключение
На каких основаниях можно подать жалобу
Для претензий к сотруднику Федеральной службы судебных приставов (ФССП) — по 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» — есть два повода:
- бездействие — пристав не принимает меры по взысканию, прекращает или приостанавливает исполнительное производство без законных оснований;
- противоправные действия — пристав превышает полномочия или незаконно возбуждает исполнительное производство.
В первом случае сотрудник ФССП может халатно отнестись к своим служебным обязанностям. Например, установить, что у должника нет возможностей для возврата средств, не обратившись в налоговые или регистрирующие органы.
Если же пристав незаконно арестовывает недвижимость, автомобиль или банковские счета, удерживает 100% зарплаты, пенсии и пособий, это основание для подачи жалобы на противоправные меры.
Все должностные обязанности, которые может нарушить или игнорировать сотрудник ФССП, перечислены в статье 12 того же закона.
Ожидая действий пристава, должники и взыскатели нередко сталкиваются еще и с давлением кредиторов. В такой ситуации могут помочь специалисты Совкомбанка.
Если вы оказались в ситуации, когда доходы не позволяют рассчитаться с кредиторами, то вам нужно пройти непростую процедуру банкротства в судебном порядке. Воспользуйтесь сервисом «Стопдолг» от Совкомбанка. Юристы компании предоставляют весь спектр услуг по консультированию, подготовке документов и сопровождению клиентов.
Куда обращаться или писать жалобу
Закон предусматривает три способа подать жалобу на судебного пристава-исполнителя (СПИ). Использовать их следует поочередно в зависимости от результата на каждом этапе.
Жалоба руководителю судебного пристава
Первым делом обратитесь к непосредственному начальнику сотрудника ФССП. Такой способ называется обжалованием в порядке подчинения.
Направить претензию можно через форму на сайте Службы судебных приставов или на портале госуслуг, заказным письмом или по электронной почте на имя главы подразделения ФССП вашего населенного пункта.
Можно также записаться на прием к руководителю сотрудника и подать жалобу лично. Но составить официальное письмо с описанием проблемы, скорее всего, все равно придется.
На сайтах ФССП и Госуслугах уже есть специальные формы, которые просто нужно заполнить. Если же вы решили отправить обращение почтой, в письме нужно указать:
- ФИО и должность руководителя отдела или подразделения, которому адресована жалоба;
- свои фамилию, имя и отчество, адрес регистрации и контактный номер телефона;
- данные должностного лица, на которое составляете жалобу;
- номер исполнительного производства;
- описание противоправных действий или факта бездействия СПИ;
- требование признать эти действия незаконными;
- перечень документов в подтверждение ваших слов.
При описании нарушений используйте четкие формулировки и опирайтесь на действующее законодательство. Обязательно укажите дату обращения и поставьте подпись.
Если вы обжалуете решение начальника отдела, то обращаться нужно уже к главному судебному приставу региона (и так по возрастанию). Все данные — адреса, должности, имена и фамилии руководителей — есть в открытом доступе на сайтах подразделений и ресурсах ФССП.
Какой срок дается на обжалование в порядке подчинения судебного пристава
С того момента, как вы узнали о нарушении своих прав или о бездействии пристава, у вас есть 10 рабочих дней на подачу жалобы. По истечении этого срока ведомство может законно не реагировать на ваше обращение (п. 8 ст. 219 КАС РФ).
Руководитель сотрудника, на которого вы подали жалобу, должен рассмотреть ее и дать письменный ответ в течение 10 рабочих дней.
Обращение в прокуратуру
Если вы не получили ответ из ФССП, можно обратиться в прокуратуру. По почте или лично в канцелярии продублируйте текст первичной претензии.
Обязательно напишите о неудачной попытке обжалования в порядке подчинения. На основании этого также просите возобновить десятидневный срок обращения.
В прокуратуре рассмотрят жалобу в течение 15–30 рабочих дней. Затем либо примут в работу и возбудят проверку, либо оставят без разрешения. Если же выяснят, что заявитель не пробовал решить проблему через руководство СПИ, обращение перенаправят к главе отдела службы судебного исполнения.
Административное исковое заявление в суд
В отличие от прокуратуры, в суд можно обратиться в обход ФССП. Но следует помнить, что инициирование судебного процесса — энерго- и финансово затратная задача: можно потратить несколько недель лишь на сбор документов для доказательства.
Также для подачи искового заявления в суд необходимо оплатить государственную пошлину. В остальных случаях при направлении жалобы дополнительных трат не требуется.
Зато в случае вашей победы суд может обязать ФССП не только вернуть дело в производство, но и выплатить вам компенсацию за причиненные неудобства или вред.
Есть ли смысл жаловаться на судебного пристава через горячую линию
По номеру горячей линии ФССП должники, взыскатели и их представители могут получить информацию по исполнительному производству и короткую консультацию.
Но оставить жалобу на судебных приставов по телефону так, чтобы ее приняли в работу, не получится. Без официального обращения — на бумаге или в электронном виде, с описанием проблемы и подписью заявителя — она не имеет силы. Вы лишь потеряете ценное время.
Заключение
Жалоба — серьезный инструмент, чтобы вернуть процесс в рамки закона, если ваши права нарушают. Обязательно следуйте регламентам, сохраняйте спокойствие и предоставьте как можно больше весомых доказательств противоправных действий сотрудника.