Кто виноват
Кто и зачем набирает ваш номер и молчит в трубку? Обычно так поступают злоумышленники. Есть две версии, почему так происходит.
Во-первых, звонить и молчать в трубку могут мошенники. Когда вы оставляете номер телефона на сайтах для регистрации, в магазинах, заполняя анкету, в соцсетях, ваши данные попадают в базу. Базы номеров продаются и покупаются, а доказать отсутствие прав на эту базу очень непросто.
Завладев номерами телефонов, злоумышленники начинают прозванивать их подряд, чтобы определить, какие из них «живые». Если вы берете трубку, значит, с вами теоретически можно вступить в диалог и заболтать до того, что вы переведете мошенникам все свои кровные. Если номер долго не отвечает, значит, он «мертвый», и его вычеркивают из базы.
Во-вторых, подобным приемом пользуются нелегальные коллекторы. Они набирают номера должников в самое неподходящее время, например, ночью, и молчат. В зависимости от изощренной фантазии коллектор может начать зловеще пыхтеть в трубку или, например, наигрывать похоронный марш. Подобные действия должны запугать человека на другом конце провода. Помните, что психологическое давление на должников запрещено законом 172.4 УК РФ.
Что делать
Правило первое: по возможности не брать трубку, если звонят с незнакомых номеров. Это сложно, ведь каждому из нас приходится иногда ждать звонка от сантехника или по поводу продажи котят на «Авито». Обезопасить себя от нежелательных звонков полностью не получится, но есть возможность минимизировать риск.
Правило второе: не делиться контактами без необходимости. Не оставляйте свой номер телефона при заполнении анкет в магазинах, получении карты лояльности, в онлайн-играх. Именно оттуда ваши данные могут попасть к злоумышленникам. Это правило уже легче внедрить в жизнь: оставляйте номер только тем организациям, которым полностью доверяете и общение с которыми точно хотите поддерживать.
Правило третье: лучше почта, чем телефон. Если при оформлении карты лояльности можно выбрать предпочтительный способ связи, укажите электронную почту. Во-первых, в почтовом ящике подозрительные письма автоматически уходят в спам. Во-вторых, не имея вашего номера, злоумышленники не будут вам звонить.
Не звоните сами: лучше узнавайте важную информацию об интересующих вас продуктах самостоятельно на сайте. Например, как получить карту рассрочки «Халва» и не переплачивать в магазинах.
Правило четвертое: обратитесь к оператору. Позвоните на горячую линию вашего провайдера и пожалуйтесь. Вам подключат услугу антиспама, и, скорее всего, поток анонимных звонков прекратится.
Правило пятое: блокируйте. Да, мошенники могут звонить с разных номеров, которые они меняют как перчатки. Однако это самое эффективное, что вы можете сделать.
Сохраняйте спокойствие и помните: закон на вашей стороне, а те, кто нарушает ваш покой со злым умыслом, нарушают и Уголовный кодекс.