Сравнение по критериям
Перед тем как переходить к правовой стороне вопроса, оценим использование зимних покрышек в летнее время по нескольким критериям.
Безопасность
Есть несколько причин, по которым езда на зимней резине, даже не шипованной, летом небезопасна.
- Тормозной путь автомобиля — больше. Согласно исследованию Continental, для остановки автомобиля на скорости 100 км/ч понадобится 28 метров на летней резине и 42 метра на зимней. Разница в полтора раза, что повышает риски ДТП.
- Автомобиль рыскает по прямой. Машина становится менее устойчивой, а риск потерять управление повышается.
- Машину может занести после попадания в лужу. Структура протектора зимней шины рассчитана на прилипание к снегу, летней — на вытеснение влаги. Поэтому риск заноса становится выше.
Хотите приобрести автомобиль, но не хватает собственных средств?
Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С его помощью можно купить новое или подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!
Экономия
Перекидка шин займет время. Если делать ее не самостоятельно, то придется заплатить около 1000–2000 рублей — в зависимости от региона и радиуса колес. Однако все эти затраты незначительны, особенно в сравнении с вопросом безопасности.
Высокая температура делает резину мягкой и способствует износу протектора. Вместо того чтобы прослужить вам еще одну зиму, после использования летом колеса становятся непригодными для эксплуатации (остаток протектора уменьшается на 4 мм). Также нужно учитывать, что летом возрастает риск повреждения зимней покрышки.
Комфорт
Из неочевидных аргументов в пользу зимней резины летом можно выделить разве что более низкий уровень шума. Зимняя резина мягче летней, а еще у летней резины — широкие блоки протектора. Все это приводит к дополнительному шуму. Однако на фоне потенциальных финансовых трат и безопасности более низкий уровень шума — точно не повод использовать шипованные покрышки в летнее время.
Планируете купить комплект зимней резины? Чтобы сделать это максимально выгодно, воспользуйтесь Халвой.
Бывает ли шопинг выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процента на остаток собственных средств до 17% с подпиской «Халва.Десятка». А самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!
Правовая сторона вопроса
ПДД не отвечают на вопрос, можно ли ездить на шипованной резине летом. Вопрос урегулировали в Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС). Там установили два запрета:
- на использование автомобилей, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, летом (в июне, июле и августе);
- на использование транспорта без зимней резины в декабре, январе и феврале.
Региональные органы власти могут как увеличить период запрета, так и уменьшить его.
Таким образом, согласно ТР ТС ездить на зимних шинах без шипов можно, а с шипами — нельзя.
При этом ответственности за езду на зимней резине летом нет, КоАП РФ ее не устанавливает.
Если инспектор пытается привлечь водителя к ответственности по статье 12.5 Кодекса, то он нарушает закон, квалифицируя наличие зимней резины летом как нарушение запрета эксплуатации машины. В ПДД нет требований, связанных с запретом использования зимних покрышек летом. За нарушение норм ТР ТС ответственности нет. Поэтому штраф — неправомерный, смело обжалуйте такое решение.
Требования к зимней резине
За использование зимних покрышек в летнее время водителя не накажут. Однако нужно помнить, что в ПДД есть требования к самой зимней резине. Среди них:
- Глубина протектора зимних шин — не менее 4 мм. Если меньше, то эксплуатировать такую резину нельзя.
- Отсутствие внешних повреждений, обнажающих корд. Это могут быть порезы, расслоения каркаса, отслоения протектора и боковины, пробои и разрывы.
- Отсутствие на одной оси машины шин разных размеров, конструкций, рисунков протектора, новых и восстановленных, новых и с углубленных рисунком протектора.
- Одинаковый тип всех шин — или с шипами, или без.
- Соответствие допустимой нагрузки шин модели транспорта.
- Наличие болта (гайки) крепления, отсутствие трещин у диска и ободьев колес, соответствие форм и размеров крепежных отверстий.
Если водитель нарушит хотя бы один из пунктов, он получит штраф 500 рублей.
Не позднее 20 дней со дня вынесения постановления по штрафу его можно оплатить со скидкой в 50%.
Важно! Под требования закона подпадают только покрышки с маркировкой «M+S», «M&S», «M S». Если такой маркировки нет, то даже если шина будет с шипами и глубоким рисунком протектора, формально она не будет считаться зимней. Штраф за езду на шипованной резине летом без маркировки отсутствует.
Штраф за знак «Шипы»
Если вы ездите на зимней резине летом, а она соответствует требованиям закона, ответственность вам не грозит. Не будет штрафа и в случае, если вы используете мягкую зимнюю резину без шипов, или так называемую «липучку». Но как быть с шипованной резиной? Нужно ли клеить знак «Шипы»?
Ответ прост: нет. С 8 декабря 2018 года, согласно ПДД, буква «Ш» в белом треугольнике с красной окантовкой необязательна. Штрафовать за ее отсутствие вас никто не будет.
Что делать, если у зимней резины вылетели шипы
Если у шипованных колес вылетели шипы, закон не запрещает их использовать в летнее время. Однако нужно, чтобы зимняя резина соответствовала всем требованиям ПДД.
Штраф за шипы летом отсутствует. За нарушение нормы ТР ТС нет наказания. Но нужно помнить, что такое использование зимних покрышек летом создает риски для безопасности водителя и пассажиров.
Резюмируем.
По состоянию на 17 апреля 2023 года запрет на эксплуатацию авто с зимними колесами летом установлен только в ТР ТС. Он распространяется на летние месяцы. Штрафа за зимнюю резину летом в КоАП РФ нет.
Но его можно получить, если зимняя резина, которую водитель оставил на лето, не соответствует требованиям закона. Водителю придется заплатить 500 рублей (или 250 — со скидкой), либо он вовсе отделается предупреждением.
Правовых последствий за езду на зимней резине летом нет. Но помните о вопросах безопасности: увеличенный тормозной путь, потеря управления при езде по прямой и заносы на водных преградах — это лишь часть сложностей.