Логотип компании
3 207Просмотры

Можно ли ставить ксеноновые фары на автомобиль

Есть водители, которые постоянно совершенствуют машину: оклеивают «раптором», крепят лебедку и меняют свет на понравившийся. Рассказываем, как избежать штрафов: какие лампы можно ставить в фары по закону и разрешена ли замена других лампочек на ксенон.

Рассказы о том, что ксеноновые лампочки светят ярче и служат дольше, — миф. Источник: Shutterstock

Ксеноновые фары: ставить или нет

Среди водителей бытует ошибочное мнение, что устанавливать ксеноновые фары категорически запрещено. На самом деле можно, но не на все автомобили.

Закон разрешает ездить с ксеноном только при условии, что такие лампы вмонтировал завод-изготовитель. Согласно ПДД и государственным стандартам, световые приборы должны отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать конструкции транспортного средства — можно вставить лампочки, которые установил производитель, или похожие по параметрам;
  • отвечать заявленному строению фары — если изготовитель поставил галогеновые, то нельзя заменить их ксеноном. Он для такой оптики не предназначен.

Правила касаются всех световых приборов: линзованных, противотуманных, матричных, лазерных, светодиодных.

Технический регламент, используемый сотрудниками ГАИ, устанавливает, что лампы и оптика должны соответствовать модели и заводским характеристикам автомобиля.

Что такое ксенон

Это бесцветный и ничем не пахнущий газ. Впервые его поставили в автомобильную оптику в конце 90-х. Первая машина, которую выпустили с таким светом, — BMW 750iL (E38, классический «бумер»).

Металлогалогенная фара состоит из нескольких элементов:

  • газоразрядная колба — основной источник света. Внутри — смесь газов. Когда лампа начинает работать, ксенон насыщается ионами, при этом излучает свет;
  • балласт — блок розжига, который подает на лампочку высоковольтный импульс, чтобы она загорелась и продолжала светить;
  • отражатель — деталь, которая направляет лучи на дорогу;
  • электронный корректор — устройство, которое регулирует наклон светового пучка и предотвращает ослепление других участников движения.

Раньше изготовители устанавливали галогенные лампочки, сейчас их заменили на светодиодные. Они лучше и ярче светят, долго не перегорают, быстро включаются и выключаются, не содержат вредных веществ в составе.

Ксеноновые попали на автомобильный рынок намного раньше светодиодов, но от них стали отказываться по нескольким причинам:

  1. Дорогое производство. К самим фонарям надо закупить блоки розжига, системы коррекции световых лучей и другие приспособления.
  2. Высокое энергопотребление. Если сравнивать с диодами, то вторые лучше освещают дорогу и не потребляют много энергии.
  3. Неудовлетворительное качество света. Современные диодные системы обеспечивают лучшую видимость и не ослепляют водителей, пешеходов и других участников движения.
  4. Вред экологии. Некоторые производители добавляют в лампочки ртуть, которая выделяет вредные вещества при нагревании.

Когда запрещено использовать ксеноновые фары

Фонари состоят из нескольких компонентов — рефлектора и лампочки. На заводах элементы подбирают и устанавливают так, чтобы свет рассеивался на дорогу перед машиной и на обочину. Также изготовители собирают фары, чтобы они направляли лучи с необходимой силой: не слишком ярко или темно.

Автовладелец может самовольно поставить другие отражатели или лампы, из-за чего машина будет светить не так, как спроектировали на заводе.

Простой пример: автомобилист неправильно установил ксенон, который ярко светит и ослепляет других участников движения. Из-за этого они могут кратковременно потерять контроль над дорогой и попасть в ДТП.

Ещё по теме

Куда звонить и что делать при ДТП

Читать статью

В каких случаях можно

Ксеноновые лампы подходят только для фар, которые предназначены для их использования. Это важно по нескольким причинам:

  1. Другой рефлектор (отражатель). У ксеноновых особая конструкция отражателя, которая правильно распределяет свет и не ослепляет встречных водителей. У стандартных галогеновых рефлектор другой либо его попросту нет, поэтому они не рассчитаны на использование ксенона. Если все же установить, то освещение будет неравномерным, рассеянным и ослепляющим.
  2. Нужен электронный корректор световых приборов. Он регулирует наклон пучка света в зависимости от количества пассажиров и багажа: если нагрузка высокая, машина начинает «проседать», а лампочки запрокидываются и светят наверх. Без электрокорректора ксенон слепит других водителей.
  3. Требуется блок розжига (балласт). Он нужен для запуска  и защищает от поражения электрическим током.
  4. Может не подойти проводка. Ксенон требует высокой мощности, поэтому стандартные провода могут не выдержать нагрузки и попросту сгореть.

Кроме того, у всех фар есть маркировка. Обычно ее наносят на обратную сторону стекла, сбоку или на верхней части корпуса под капотом. На ксенон указывает буква D:

  • DC — ближний свет;
  • DR — дальний;
  • DCR — двухрежимный, биксенон.

Если говорить точнее, то не «ксеноновые», а металлогалогенные источники света. Источник: Shutterstock

Какой штраф за ксенон

За неправильное использование ксенона в автомобиле могут вынести предупреждение или выписать штраф на 500 рублей.

А вот за установку ламп, не отвечающих требованиям основных положений по допуску авто к эксплуатации, наказание другое:

  • физлицам — 3000 рублей;
  • должностным лицам — от 15 до 20 тысяч рублей;
  • юридическим лицам — от 400 до 500 тысяч.

Дополнительно сотрудники ГАИ снимут и конфискуют незаконно установленные фары.

Ещё по теме

Как узнать, за что пришел штраф

Читать статью

Могут ли лишить водительских прав

В некоторых случаях прав действительно лишают на 6–12 месяцев. Правда, нарушение должно соответствовать сразу двум условиям:

  • цвет фар не совпадает с разрешенным — например, огни желтые, а должны быть белые;
  • лампочка отличается от заводской модели — вместо диодов стоит ксенон или галоген.

Ультрафиолетовое излучение от ксеноновых фар вредит глазам. Источник: Shutterstock

Отличия ксеноновых ламп от светодиодных и галогенных

Ксеноновые, галогенные и светодиодные лампы существенно различаются по принципу работы, характеристикам и стоимости.

Если оценивать по механизму действия, то внутри колбы галогенных — тонкая вольфрамовая нить, которая нагревается электрическим током до высокой температуры и излучает свет. Сама колба заполнена инертным газом и галогенами (например, йодом или бромом). Они замедляют испарение вольфрама и увеличивают срок службы.

В ксеноновых свет создает электрическая дуга. Она проходит между двумя электродами в колбе, заполненной газом под высоким давлением. Для зажигания дуги требуется электрический разряд — его генерирует блок розжига.

Принцип работы светодиодных ламп — действие внешнего электрического поля. Когда через него проходит ток, электроны попадают на более низкий энергетический уровень, излучая фотоны света.

Если сравнивать кратко, то галогенные лампочки дешевые, простые в установке, но быстро перегорают, неярко светят и желтят.

Ксеноновые ярче и долговечнее галогенных, дают насыщенный белый свет, но дороже. Также они потребляют больше энергии и требуют специальных фар и блока розжига. Плюс сложны в установке и обслуживании.

Светодиоды наиболее яркие и долговечные из трех, неэнергозатратные, дают чистый белый свет. Но стоят дороже ксеноновых и галогенных.

Машина требует замены не только перегоревших лампочек, но и других деталей. Покупайте резину, свечи, фильтры, стойки и многое другое в магазинах-партнерах Халвы. Все покупки можно оплатить в рассрочку, чтобы не беспокоиться о потраченных деньгах.

Халва выручит в любой ситуации!

Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

Заявка на оформление карты

Выводы

Итак, ксенон можно устанавливать на автомобили, но при условии, что фары специально адаптированы под такие лампы на заводе-изготовителе.

Если они не предусмотрены конструкцией, то водителя оштрафуют на 500 рублей за управление машиной и на 3000 рублей за самовольную установку таких фар — то есть за два правонарушения.

Последствия бывают и более серьезными. Если лампа не соответствует заводской по цвету и виду, то автомобилиста могут лишить водительского удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев. В любом случае неподходящие фары потребуют снять.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Новости
25 июн.

Атаки мобильных троянов участились в 3,5 раза

Атаки мобильных троянов участились в 3,5 раза
114Просмотры
Читать полную статью
20 нояб. 2024
Новости

В сеть утекли персональные данные всех россиян

114Просмотры
Читать полную статью
25 июн.
Новости

Кража данных во время Черной пятницы: уловки мошенников

114Просмотры