Рекламный баннер
Бизнесу

Фулфилмент: что это и как его открыть

Ирина Маслакова
от Ирина Маслакова / 23 апреля 16:30
0
2.7 тыс.
10 мин.

Раньше систему обработки и доставки товаров называли «логистикой по принципу одного окна», а сегодня все чаще звучит термин «фулфилмент». Что это такое, кто пользуется услугой и как открыть фулфилмент-компанию — рассказываем в статье.

Фулфилмент — комплекс услуг по работе с интернет-заказами. Источник: Shutterstock

Чтобы хорошо зарабатывать и выдерживать конкуренцию на онлайн-рынке, мало продавать качественный товар. Нужно быстро и в надлежащем виде доставлять его заказчику.

Если продавец не успевает следить за этим, он обращается к -оператору.

Что такое фулфилмент

Это полный цикл обработки интернет-заказов: от приема и хранения товаров до их комплектации, упаковки и отправки клиенту.

Выполняют эту работу сотрудники маркетплейсов или сторонние компании — fulfillment-операторы. Без их участия сложно обойтись как крупным продавцам, так и начинающим .

Татьяна продает косметику на Ozon. Она может самостоятельно забирать продукцию у поставщика, собирать заказы дома, упаковывать и отвозить в пункт приема.

Или же Татьяна может передать работу фулфилмент-оператору, а сэкономленное время потратить на другие вопросы бизнеса.

Отличия фулфилмента от логистики и курьерской доставки

Комплексная обработка заказов — это не логистика в чистом виде и не доставка. Услуга объединяет оба направления. Бонусом оператор может хранить продукцию, маркировать и комплектовать интернет-заказы вместо продавца.

Олег закупил товар и срочно уехал в командировку. Но продукцию нужно забрать у поставщика, и предприниматель обращается в фулфилмент.

Оператор забирает продукцию, доставляет на свой склад, смотрит качество и целостность. Далее упаковывает по стандартам маркетплейса и отвозит в приемный пункт. 

Второй вариант: продукция Олега хранится на складе фулфилмент-центра, пока ее не купят. Купленные позиции оператор упаковывает в брендированные коробки и везет на склад маркетплейса готовые заказы для доставки покупателю.

Помощь с обработкой заказов нужна как крупному, так и малому бизнесу. Источник: Shutterstock

Кому нужна услуга

Обычно фулфилмент представляют как услугу для маркетплейсов, но ей также пользуются интернет-магазины и крупные супермаркеты.

Чаще всего обращаются:

  • Интернет-магазины и маркетплейсы. Fulfillment-оператор ускоряет сборку и доставку заказов и снижает расходы на хранение у продавца, так как товары на складе оператора.
  • Торговые сети. В компаниях с онлайн- и офлайн-магазинами фулфилмент обслуживает интернет-продажи, а «живые» торговые точки — сотрудники сети.
  • Селлеры и стартапы. Услуга избавляет от затрат на аренду склада, логистику и персонал. Меньше риск ошибок в упаковке, маркировке и документах.

Запускаете бизнес на маркетплейсе и ищете деньги для развития? Воспользуйтесь специальным кредитом от Совкомбанка. Гибкий график платежей и привлекательная ставка позволяют сосредоточиться на продвижении бизнеса, а не рутинных задачах.

Мозг закипает от инновационных бизнес-идей? Дайте им реализоваться! Поможет кредит на стартап от Совкомбанка. Получите до 50 млн рублей разовым переводом или после открытия кредитной линии.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Бизнесу»/«Кредиты» на сайте банка sovcombank.ru

Подать заявку

Что входит в комплексную услугу

Любой фулфилмент состоит из этапов:

  1. Оператор забирает товар или принимает у себя на складе.
  2. Проверяет на брак, маркирует и заносит в систему.
  3. Хранит, пока товар не купят.
  4. Собирает и упаковывает заказы.
  5. Отправляет в пункты выдачи или напрямую покупателю.

Все процессы автоматизированы и понятны клиенту.

Какие модели работы бывают

Есть три формы комплексной обработки заказов.

Fulfillment by Operator (FBO) 

Продавец заранее отгружает продукцию на склад маркетплейса и делегирует всю работу с товаром. Сотрудники склада обрабатывают и доставляют заказы.

По такой схеме работают Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет».

Сергей отправил 200 коробок с пазлами на склад Wildberries (WB). Они хранятся там, пока кто-нибудь не закажет.

Когда покупатель оформит покупку, сотрудники WB соберут заказ и отправят в пункт выдачи. Сергею как продавцу нужно следить за отчетами и пополнять запасы.

Перевести работу с заказами на фулфилмент можно частично или полностью. Источник: Shutterstock

Fulfillment by Seller (FBS)

Сценарий 1. Продавец хранит товары на своем складе, пока их не купят. Когда покупатель делает заказ, продавец упаковывает продукт и отправляет в пункт приема заказов. Маркетплейс только отправляет покупку в пункт выдачи или доставляет курьером заказчику.

Сценарий 2. Продавец обращается в специализированную компанию. Оператор забирает продукцию на свой склад и хранит до момента покупки. Когда товар купили, оператор комплектует заказ и доставляет в пункт приема маркетплейса. Торговой площадке вновь нужно только переправить покупку покупателю.

По FBS работает Ozon.

Марина продает свечи ручной работы и переживает за их сохранность на большом складе Ozon. Но и дома негде хранить товар, поэтому сотрудничает с фулфилмент-оператором. Продукция хранится на его складе.

Когда у Марины покупают свечи, оператор собирает заказы и отвозит готовые коробки в пункт приема.

Delivery by Seller (DBS)

Продавец сам выполняет всю работу — от хранения до логистики. Маркетплейс — просто витрина для товаров.

Супруги Анна и Алексей продают товары на «Яндекс Маркете». Продукция хранится на арендованном предпринимателями складе, а при покупке — уезжает клиенту с курьером.

Плюс самостоятельной обработки интернет-заказов — экономия, не надо платить за услуги оператора. Минус — нужно иметь много времени и уметь оформлять товары без ошибок.

Ещё по этой теме

FBS или FBO: какую схему работы с маркетплейсом выбрать

Читать статью

Дополнительные услуги

Помимо основных услуг, компании предлагают дополнительные опции:

  • фотосъемку продукции — создание фото- и видеоконтента для карточек товара;
  • продвижение на маркетплейсах — создание магазина с нуля,  карточек, запуск рекламы;
  • маркировку продукции — нанесение штрихкодов, этикеток и индивидуальной маркировки по требованиям торговой площадки;
  • отчетность — подсчет остатков, контроль за сроками хранения, отчеты по логистике и продажам;
  • работу с возвратами — осмотр возвращенных заказов, устранение брака, переупаковка и возвращение в сток.

В разных центрах перечень дополнительных услуг отличается. Не забудьте уточнить список у оператора перед сотрудничеством.

Как открыть фулфилмент-центр

В эпоху стремительного роста -бизнеса открыть fulfillment-центр — перспективный план.

С чего начать

Для начала проанализируйте рынок: определите, с кем будете работать — с маркетплейсами, интернет-магазинами или напрямую с производителями.

Затем решите, какие услуги готовы оказывать, на каких условиях и в каком объеме. Обязательно составьте бизнес-план.

Ещё по этой теме

Как правильно составить бизнес-план

Читать статью

Какие затраты предстоят

Для запуска понадобятся деньги на:

  1. Аренду склада — ищите помещение с удобной транспортной развязкой.
  2. Складское оборудование — стеллажи, упаковочные столы и самоходные подъемники.
  3. Системы автоматизации дел — , CRM и другие.
  4. Зарплаты сотрудникам.
  5. Юридическое оформление бизнеса.

Типичные ошибки при запуске

Опыт показывает: первые месяцы работы могут быть убыточными, так как пока нет стабильного потока клиентов. Поэтому подготовьте подушку безопасности.

Начните с основных услуг и постепенно расширяйте перечень. Не нужно сразу браться за все, что делают конкуренты.

Фулфилмент — это полноценная экосистема, позволяющая бизнесу работать эффективнее. Передав рутинные дела, можно сосредоточиться на главном: развитии продукта и работе с клиентами.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
2.7 тыс.
Ирина Маслакова
Ирина Маслакова

Научу искать выгодные решения, грамотно планировать бюджет и тратить в удовольствие.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно