
Фулфилмент: что это и как его открыть
Раньше систему обработки и доставки товаров называли «логистикой по принципу одного окна», а сегодня все чаще звучит термин «фулфилмент». Что это такое, кто пользуется услугой и как открыть фулфилмент-компанию — рассказываем в статье.
Чтобы хорошо зарабатывать и выдерживать конкуренцию на онлайн-рынке, мало продавать качественный товар. Нужно быстро и в надлежащем виде доставлять его заказчику.
Если продавец не успевает следить за этим, он обращается к -оператору.
Что такое фулфилмент
Это полный цикл обработки интернет-заказов: от приема и хранения товаров до их комплектации, упаковки и отправки клиенту.
Выполняют эту работу сотрудники маркетплейсов или сторонние компании — fulfillment-операторы. Без их участия сложно обойтись как крупным продавцам, так и начинающим .
Татьяна продает косметику на Ozon. Она может самостоятельно забирать продукцию у поставщика, собирать заказы дома, упаковывать и отвозить в пункт приема.
Или же Татьяна может передать работу фулфилмент-оператору, а сэкономленное время потратить на другие вопросы бизнеса.
Отличия фулфилмента от логистики и курьерской доставки
Комплексная обработка заказов — это не логистика в чистом виде и не доставка. Услуга объединяет оба направления. Бонусом оператор может хранить продукцию, маркировать и комплектовать интернет-заказы вместо продавца.
Олег закупил товар и срочно уехал в командировку. Но продукцию нужно забрать у поставщика, и предприниматель обращается в фулфилмент.
Оператор забирает продукцию, доставляет на свой склад, смотрит качество и целостность. Далее упаковывает по стандартам маркетплейса и отвозит в приемный пункт.
Второй вариант: продукция Олега хранится на складе фулфилмент-центра, пока ее не купят. Купленные позиции оператор упаковывает в брендированные коробки и везет на склад маркетплейса готовые заказы для доставки покупателю.
Кому нужна услуга
Обычно фулфилмент представляют как услугу для маркетплейсов, но ей также пользуются интернет-магазины и крупные супермаркеты.
Чаще всего обращаются:
- Интернет-магазины и маркетплейсы. Fulfillment-оператор ускоряет сборку и доставку заказов и снижает расходы на хранение у продавца, так как товары на складе оператора.
- Торговые сети. В компаниях с онлайн- и офлайн-магазинами фулфилмент обслуживает интернет-продажи, а «живые» торговые точки — сотрудники сети.
- Селлеры и стартапы. Услуга избавляет от затрат на аренду склада, логистику и персонал. Меньше риск ошибок в упаковке, маркировке и документах.
Запускаете бизнес на маркетплейсе и ищете деньги для развития? Воспользуйтесь специальным кредитом от Совкомбанка. Гибкий график платежей и привлекательная ставка позволяют сосредоточиться на продвижении бизнеса, а не рутинных задачах.
Мозг закипает от инновационных бизнес-идей? Дайте им реализоваться! Поможет кредит на стартап от Совкомбанка. Получите до 50 млн рублей разовым переводом или после открытия кредитной линии.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Бизнесу»/«Кредиты» на сайте банка sovcombank.ru
Что входит в комплексную услугу
Любой фулфилмент состоит из этапов:
- Оператор забирает товар или принимает у себя на складе.
- Проверяет на брак, маркирует и заносит в систему.
- Хранит, пока товар не купят.
- Собирает и упаковывает заказы.
- Отправляет в пункты выдачи или напрямую покупателю.
Все процессы автоматизированы и понятны клиенту.
Какие модели работы бывают
Есть три формы комплексной обработки заказов.
Fulfillment by Operator (FBO)
Продавец заранее отгружает продукцию на склад маркетплейса и делегирует всю работу с товаром. Сотрудники склада обрабатывают и доставляют заказы.
По такой схеме работают Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет».
Сергей отправил 200 коробок с пазлами на склад Wildberries (WB). Они хранятся там, пока кто-нибудь не закажет.
Когда покупатель оформит покупку, сотрудники WB соберут заказ и отправят в пункт выдачи. Сергею как продавцу нужно следить за отчетами и пополнять запасы.
Fulfillment by Seller (FBS)
Сценарий 1. Продавец хранит товары на своем складе, пока их не купят. Когда покупатель делает заказ, продавец упаковывает продукт и отправляет в пункт приема заказов. Маркетплейс только отправляет покупку в пункт выдачи или доставляет курьером заказчику.
Сценарий 2. Продавец обращается в специализированную компанию. Оператор забирает продукцию на свой склад и хранит до момента покупки. Когда товар купили, оператор комплектует заказ и доставляет в пункт приема маркетплейса. Торговой площадке вновь нужно только переправить покупку покупателю.
По FBS работает Ozon.
Марина продает свечи ручной работы и переживает за их сохранность на большом складе Ozon. Но и дома негде хранить товар, поэтому сотрудничает с фулфилмент-оператором. Продукция хранится на его складе.
Когда у Марины покупают свечи, оператор собирает заказы и отвозит готовые коробки в пункт приема.
Delivery by Seller (DBS)
Продавец сам выполняет всю работу — от хранения до логистики. Маркетплейс — просто витрина для товаров.
Супруги Анна и Алексей продают товары на «Яндекс Маркете». Продукция хранится на арендованном предпринимателями складе, а при покупке — уезжает клиенту с курьером.
Плюс самостоятельной обработки интернет-заказов — экономия, не надо платить за услуги оператора. Минус — нужно иметь много времени и уметь оформлять товары без ошибок.
Дополнительные услуги
Помимо основных услуг, компании предлагают дополнительные опции:
- фотосъемку продукции — создание фото- и видеоконтента для карточек товара;
- продвижение на маркетплейсах — создание магазина с нуля, карточек, запуск рекламы;
- маркировку продукции — нанесение штрихкодов, этикеток и индивидуальной маркировки по требованиям торговой площадки;
- отчетность — подсчет остатков, контроль за сроками хранения, отчеты по логистике и продажам;
- работу с возвратами — осмотр возвращенных заказов, устранение брака, переупаковка и возвращение в сток.
В разных центрах перечень дополнительных услуг отличается. Не забудьте уточнить список у оператора перед сотрудничеством.
Как открыть фулфилмент-центр
В эпоху стремительного роста -бизнеса открыть fulfillment-центр — перспективный план.
С чего начать
Для начала проанализируйте рынок: определите, с кем будете работать — с маркетплейсами, интернет-магазинами или напрямую с производителями.
Затем решите, какие услуги готовы оказывать, на каких условиях и в каком объеме. Обязательно составьте бизнес-план.
Какие затраты предстоят
Для запуска понадобятся деньги на:
- Аренду склада — ищите помещение с удобной транспортной развязкой.
- Складское оборудование — стеллажи, упаковочные столы и самоходные подъемники.
- Системы автоматизации дел — , CRM и другие.
- Зарплаты сотрудникам.
- Юридическое оформление бизнеса.
Типичные ошибки при запуске
Опыт показывает: первые месяцы работы могут быть убыточными, так как пока нет стабильного потока клиентов. Поэтому подготовьте подушку безопасности.
Начните с основных услуг и постепенно расширяйте перечень. Не нужно сразу браться за все, что делают конкуренты.
Фулфилмент — это полноценная экосистема, позволяющая бизнесу работать эффективнее. Передав рутинные дела, можно сосредоточиться на главном: развитии продукта и работе с клиентами.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Научу искать выгодные решения, грамотно планировать бюджет и тратить в удовольствие.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
