Рекламный баннер
Бизнесу

Метод ТРИЗ: что это и как помогает в бизнесе

Лилия Исхакова
от Лилия Исхакова / 17 октября 11:10
1
33
13 мин.

Порой обстоятельства заводят в тупик. Выбраться из него помогает метод ТРИЗ. Что это и как работает в бизнесе — рассказали в статье.

Метод помогает найти оптимальное решение. Источник: Daria Voronchuk / Shutterstock / FOTODOM

Представьте, что вы столкнулись с бизнес-проблемой. Например, чтобы увеличить прибыль, нужно повысить качество услуги, но это неминуемо приведет к росту стоимости и отпугнет часть клиентов.

Вы в тупике: негативных последствий не избежать. Скорее всего, вы найдете компромисс, то есть смиритесь с потерями. А что, если не идти на уступки, а подобрать решение, выгодное с обеих сторон?

Найти его поможет метод ТРИЗ.

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Не пугайтесь слова «изобретательских». Сегодня разрабатывают не только турбины и двигатели, но бизнес-модели или маркетинговые стратегии.

Основатель ТРИЗ — советский инженер и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

В середине XX века он проанализировал сотни тысяч патентов и сделал открытие: противоречия подталкивают изобретать новое. Еще он выявил закономерности в том, как мыслили инженеры, и вывел 40 приемов. Свои выводы Альтшуллер изложил в книге.

Технология ТРИЗ помогает найти элегантное решение сложной задачи, которое потребует минимум ресурсов. Ключевое здесь — «помогает найти»: метод не дает готовых ответов, а только подталкивает в правильном направлении.

ТРИЗ взяли на вооружение корпорации LG, Gillette, HP, Intel. К примеру, благодаря ТРИЗ Samsung разработал более 100 патентов. А General Electric находит решение проблемы в 6–10 раз быстрее.

Применяют его не только в технической сфере, но и в менеджменте, образовании, разработке софта, для решения управленческих конфликтов и даже в делах сердечных.

«"Прежде чем признать проблему нерешаемой, попробуйте посмотреть на нее как изобретатель". Этой формулировке Генриха Альтшуллера уже более 60 лет, но она идеально отражает вызовы пост-пандемической экономики — там, где старые методы буксуют, побеждает творческая логика TRIZ», — рассказала РБК тренер-консультант SellWell Екатерина Глибина.

Ещё по этой теме

Нивелируем опасность: зачем нужно управление рисками в проектах

Читать статью

Принципы

В основе ТРИЗ — несколько фундаментальных идей:

1. Стремитесь к идеальному конечному результату (ИКР)

Получайте максимум при минимуме затрат, без потерь и нежелательных последствий. Чем ближе решение к ИКР, тем лучше.

У производителя дорогих кофемашин упали продажи из-за высокой цены и конкуренции.

Команда сформулировала ИКР: клиент получает все ту же по качеству кофемашину, но дешевле. Это кажется невозможным, но задает направление мысли.

2. Ищите ответ в противоречии

В сложной задаче есть парадокс. Не бойтесь его. В нем ключ к решению.

Чтобы сделать кофемашину дешевле для покупателя, нужно упростить конструкцию, но это ухудшит качество кофе. Компромисс убьет бренд.

3. Используйте уже существующие ресурсы

Компании не всегда по максимуму используют то, что имеют: свободное время сотрудников, данные, которые уже собирают, но не анализируют. ТРИЗ предлагает обратить на это внимание.

Компания поняла, что клиенту нужна не сама кофемашина, а то, что она делает, — вкусный напиток. Главный ресурс — это кофейные капсулы, без которых кофе не сваришь.

4. Не ждите вдохновения

Изобретать велосипед не нужно. Возьмите проверенные инструменты и придете к сильному решению. Подойдет один из 40 приемов ТРИЗ.

Компания не стала искать компромисс, а применила прием «Наоборот». Она изменила бизнес-модуль: теперь продает кофемашины почти по себестоимости, а основную выручку получает с продаж специальных капсул. 

Так противоречие исчезло: клиент получил доступ к качественной технике, а компания — стабильный доход.

Если упростить, получается довольно простой алгоритм:

  1. Сформулировать задачу.
  2. Описать идеальный конечный результат.
  3. Найти противоречия.
  4. Определить, какие есть ресурсы.
  5. Применить один из 40 приемов ТРИЗ, чтобы разрешить противоречие.
Важно правильно сформулировать задачу и противоречие. Источник: MAYA LAB / Shutterstock / FOTODOM

Как сформулировать задачу

«Нам нужно увеличить продажи» — это не задача, это пожелание. ТРИЗ учит формулировать цель в виде конфликта.

Вместо этого думаем так: «Чтобы увеличить продажи, мы должны проводить больше холодных звонков (увеличить охват). Но тогда придется нанимать больше менеджеров, что увеличит расходы и снизит маржинальность».

С такой формулировкой уже можно работать. Оно подводит к противоречию: 

«Увеличение охвата — Рост затрат»

Техника призывает не искать компромисс, чтобы решить противоречие, («найдем менеджеров подешевле») — то есть такое решение, при котором что-то неминуемо пострадает. 

ТРИЗ нужна, чтобы выиграть в обоих случаях. 

Бывает и так, что проект уже отлично работает, но его хочется масштабировать. В этом случае нужны финансовые вливания. Главное в этом деле — найти надежного партнера.

Кредит для ИП как глоток свежего воздуха для небольшого бизнеса. Получите до 50 млн рублей уже на следующий день после подачи заявки. Пакет документов — минимальный.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Бизнесу»/«Кредиты» на сайте банка sovcombank.ru

Подать заявку

Что такое противоречия ТРИЗ

Противоречие бывает:

1. Административным

Когда нет ясности, как именно решить задачу. Например: «Надо увеличить продажи, но я не придумал как» или «руководство не выделяет бюджет»

Часто проблема — в незнании или непонимании того, что уже есть у компании. Обычно ее можно решить путем обучения или переговоров.

2. Техническим

Позитив в одной стороне вопроса невозможен без негатива в другой.

«Если мы сделаем наш продукт более долговечным, он станет дороже».

3. Физическим

Есть два взаимоисключающих запроса. 

«Процесс найма должен быть быстрым, чтобы закрывать вакансии, но при этом длительным, чтобы тщательно проверять кандидатов».

Как искать противоречия

Задайте вопрос: «Что мешает?».

  • Хотим повысить качество услуги

Что мешает? — На одного клиента уходит больше времени, мы обслуживаем меньше людей, выручка падает.

  • Хотим запустить рекламу

Что мешает? — Можем привлечь нецелевую аудиторию, вырастет нагрузка на службу поддержки, испортится репутация.

Когда обнаружите противоречие, то увидите и корень проблемы.

Остается подобрать прием — и дело в шляпе. Источник: Jacob Lund / Shutterstock / FOTODOM

Приемы решения

Здесь вы найдете полный список 40 приемов Альтшуллера с реальными примерами. Выделим самые популярные, которые легко применить в бизнесе.

Дробление 

Разделите продукт на независимые части или сделайте его разборным.

Вместо продажи  в виде единой дорогой лицензии (монолит) компания перешла на модульную . Клиент платит только за нужные функции. 

Так она разрешила противоречие «Много функций — Высокая цена».

Вынесение

Отделите от продукта ненужное или, наоборот, выделите единственно нужное.

Банк хочет давать персональные консультации, но не может позволить себе финансового советника для каждого.

Финорганизация подключает искусственный интеллект. Теперь основная масса клиентов получает базовую помощь бесплатно, а в сложных случаях ИИ подключает к диалогу живого эксперта.

Принцип местного качества

Перейдите от однородной структуры системы к неоднородной.

Универсальная рекламная кампания работает плохо. Гораздо лучше запустить несколько, каждую — на свою аудиторию. Заодно подберите подходящие площадки. К примеру, для молодежи — соцсети, для старшего поколения — телевидение.

Предварительное исполнение

Заранее выполните требуемое действие (полностью или частично).

Клиент хочет получить товар сразу, но организация не может держать на складе все позиции из-за затрат. В этом случае внедрите систему предзаказов. Компания собирает заказы и получает предоплату до начала производства — уходят риски, снижаются затраты на склад.

Ещё по этой теме

Метод управления производством Just in Time (точно в срок): что это такое, какие у него плюсы и минусы

Читать статью

«Наоборот»

Вместо действия, которое диктует условие задачи, сделайте обратное.

Компания Gillette продает бритвы недорого (это было бы прямым действием). Основную прибыль она получает с картриджей (обратное действие).

Самообслуживание

Продукт должен сам себя обслуживать, использовать побочные ресурсы.

IKEA успешно разрешила противоречие «Низкая цена — Высокие затраты на сборку и логистику» — клиенты сами собирают мебель.

Что не так с ТРИЗ

У метода есть существенные минусы:

  1. Чтобы применять ТРИЗ, нужно хорошо понимать систему, продукт и рынок. Без этого сложно найти нужные ресурсы и сформулировать противоречие.
  2. ТРИЗ сложно назвать интуитивно понятной: первые попытки работы по методу будут неуклюжими и долгими.
  3. ТРИЗ изначально применяли для технических систем. В маркетинге, HR-сфере и управлении приемы требуют более гибкой, метафорической интерпретации.
  4. ТРИЗ генерирует принципы, а не сами решения. «Использовать принцип вынесения» — это идея. Ваша задача — придумать, как именно ее воплотить в бизнесе.

ТРИЗ — система, которая заставляет отказаться от компромиссов в пользу прорывных решений. Она не обещает, что будет легко. Она обещает, что вы перестанете ходить по кругу и начнете видеть корень проблем и элегантные пути решения.

ТРИЗ — необходимый навык для любого, кто хочет думать на шаг вперед.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
33
Лилия Исхакова
Лилия Исхакова

Знаю, как трудно найти исчерпывающий ответ на интересующий вопрос. Я собрала и обработала всю полезную информацию за вас.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно