SWOT-анализ предприятия: что это такое и зачем он нужен бизнесу
SWOT-анализ позволяет «препарировать» бизнес и взглянуть на него со стороны. Простой, но эффективный метод активно используют, чтобы определить положение компании на рынке, оценить возможности и риски, разработать стратегию продвижения и других целей.
Что такое SWOT-анализ
SWOT-анализ (читается как «свот-анализ») — это способ оценить перспективы компании. Метод заключается в детальном изучении четырех параметров, первые буквы которых зашифрованы в названии:
- Strengths — сильные стороны;
- Weaknesses — слабые стороны;
- Opportunities — возможности для развития;
- Threats — внешние угрозы.
Такой инструмент позволяет бизнесу оценить обстановку здесь и сейчас и выстроить стратегию развития. Лучше всего он работает как стартовая точка, которая дает импульс к обсуждению при планировании.
На мой взгляд, SWOT-анализ особенно необходим малому бизнесу или стартапам. Он помогает «ощутить» рынок, определить направление развития. Если вы не видите слабых сторон, то и не будете знать, куда расти.
Подробно метод описан в одноименной книге Джесси Рассела. А разработали его еще в 60-х годах прошлого века. Тогда профессор Стэнфордского университета Альберт Хамфри провел исследование и выяснил, что на успешность бизнеса больше всего влияют четыре фактора.
С тех пор SWOT-анализ используют не только в отношении предприятий, но и отдельных проектов и даже личных ситуаций. Например, чтобы оценить собственные перспективы на рынке труда.
Для чего нужен SWOT-анализ
Методика позволяет наглядно представить все необходимые параметры для анализа. На первый взгляд они кажутся очевидными. Но каждый из них вместе и по отдельности выступает фундаментом для дальнейших умозаключений.
Оценить текущее положение
Анализ проводят на разных этапах развития бизнеса, чтобы наблюдать за изменениями и корректировать стратегию развития. Особенно хорошо использовать метод во время значительных внешних изменений.
Компан ия построила планы на год, но спустя полгода ситуация в экономике сильно изменилась: сырье подорожало, покупательская способность снизилась. Анализ поможет понять, как адаптироваться и «обыграть» конкурентов.
Планировать
С помощью SWOT-анализа формируют стратегические планы и определяют, какие действия следует предпринять для достижения целей.
Стартап хочет выйти на рынок. Анализ поможет оценить обстановку и понять, на что следует обратить внимание. Например, что позиционирование товара сильно проигрывает конкурентам.
Принимать обоснованные решения
Понимание SWOT-факторов помогает руководству принимать взвешенные решения — а это снижает риски и повышает шансы на успех.
Бизнес планирует расширить производство. Анализ поможет понять, достаточно ли для этого ресурсов или следует повременить.
Повысить конкурентоспособность
Определив свои сильные стороны и возможности, бизнес может использовать новые точки роста для усиления позиции на рынке.
Плановый анализ показал, что компания проигрывает конкурентам лишь из-за недостатка товара в одном из регионов страны. Проблему решили точечно.
Идентифицировать риски
SWOT-анализ помогает выявить потенциальные угрозы и разработать стратегии по отработке рисков.
Компания планирует выпустить новый товар. Анализ показал, что делать это в данный момент рискованно, лучше дождаться повышенного спроса и запланировать запуск через пару месяцев.
Наша команда часто применяет SWOT-анализ, но подход у нас особый. Мы рассматриваем методику не для оценки точек роста, а как возможность увидеть угрозы и предотвратить их.
Поэтому главный квадрат, на который мы обращаем особое внимание, — это «риски». С учетом него мы планируем будущее компании и развитие того или иного направления. Когда появляется понимание, какие угрозы с большей долей вероятности встретятся на пути, можно «подстелить соломку» — заранее найти способы решения проблемы.
Это позволяет избежать авралов, серьезных финансовых и врем енных потерь. Подстраховаться намного легче и дешевле, чем исправлять последствия.
SWOT-анализ обычно проводим командой: устраиваем мозговой штурм. Человек в одиночку не может выявить столько неочевидных угроз, как это сделает коллективный разум.
Анализ проводят как для составления и корректировки стратегии бизнеса в целом, так и для отдельных его подразделений. Например, чтобы принять решение о ребрендинге, запуске новой линейки продукции и так далее.
Мы проводили SWOT-анализ, когда обновляли маркетинговую стратегию компании. И продолжаем проводить регулярно, но в более усеченном варианте — по интересующим на данный момент позициям. Я считаю, что только в таком случае он приносит нужный эффект.
Во-первых, анализ в динамике помогает увидеть, как меняются наши сильные и слабые стороны и строить дальнейшую стратегию с учетом новых возможностей.
Во-вторых, круг конкурентов со временем меняется — кто-то закрывается, а кто-то, наоборот, усиливает позиции. Это требует коррекции планов.
В-тр етьих, если понимать текущие риски, связанные с обстановкой на рынке и в стране, цели и задачи получится сформировать прицельнее.
Как провести
Преимущество SWOT-анализа в том, что провести его можно буквально на салфетке. Но удобнее, конечно, использовать Excel, «Гугл Таблицы» или аналогичную программу.
SWOT-анализ проводят следующим образом:
- Постановка цели. Поймите, для чего вы проводите анализ на этот раз. Для первичного планирования, корректировки курса, обнаружения слабых мест или чего-то еще.
- Подготовка. Соберите информацию, изучите конкурентов, обновите данные об экономической обстановке.
- Заполнение таблицы для анализа. Проработайте каждый раздел.
- Интерпретация результатов. Решите, как вы можете использовать полученную информацию. Возможно, вы заметите изменения и поймете, как скорректировать дальнейшую работу, подсветите слабые места и увидите, к каким изменениям следует подготовиться.
- Принятие решений. Разработайте стратегию на основе полученных данных.
Рассмотрим подробнее каждый раздел матрицы.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Преимущества компании, товаров, услуг, положительные отличия от конкурентов |
Недостатки компании, товаров, услуг. Отсутствие возможностей, ограничения |
Возможности |
Угрозы |
События, которые повлияют на бизнес положительно. Например, новые технологии, господдержка, изменения в законах |
События внешней среды, которые могут навредить бизнесу. Например, новые конкуренты, законы, изменения пользовательского поведения |
Благодаря SWOT-анализу я выявил, что наши сильные стороны — дизайн и доказательная база (мы разрабатываем продукцию вместе с косметологами, терапевтами). А вот охват рынка — слабая: наш показатель меньше 1%. Значит, это именно то направление, которое нужно развивать в первую очередь.
В графе «Возможности» я отметил рост на рынке в плане расширения линейки: сейчас у нас 11 наименований, и мы хотим удвоить показатель. Это коррелирует с тем, что нам нужно усилить влияние на рынке, то есть поможет усилить слабую сторону.
В числе угроз нестабильность работы с внешними подрядчиками: часть компонентов для продукции мы получаем из-за рубежа и не можем контролировать ряд процессов. Значит, здесь тоже есть возможности для роста, например движение в сторону импортозамещения.
Таким образом развязывается клубок: мы видим и проблему, и ее возможные решения, начинаем думать в этом направлении.
Хочу добавить, что базовый SWOT-анализ можно делать одному. Но если речь идет о более глубоком погружении, нужно задействовать все отделы — по представителю от каждого. Также важно, чтобы при заполнении пунктов все было максимально конкретным, без обтекаемых фраз, и касалось только главных качеств бизнеса.
Пример SWOT-анализа
Рассмотрим проведение SWOT-анализа на примере кофейни в Казани.
Кофейня Sweet Dreams в центре города работает один год. Анализ проводят, чтобы понять, как увеличить прибыль.
Сильные стороны:
- Расположение рядом с популярными туристическими местами и бизнес-центрами обеспечивает стабильный поток клиентов.
- Качественный кофе и хорошо обученные бариста привлекают ценителей напитка.
- Стильный дизайн притягивает клиентов всех возрастов.
- Посетители отмечают высокий уровень сервиса.
- Напитков и десертов в меню много, есть сезонные предложения.
Слабые стороны:
- Цены выше средних по городу.
- Площадь заведения маленькая по сравнению с конкурентами — не много покупателей могут разместиться за столами.
- Низкая узнаваемость бренда среди местного населения.
Знаете про слабые стороны бизнеса, но чтобы устранить их, не хватает финансирования? Рассмотрите помощь банков. Если вложения позволят «раскрутить» бизнес и получить больше прибыли, сможете быстро закрыть кредит и остаться в плюсе.
Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.
Возможности:
- Расширение ассортимента.
- Сотрудничество с местными производителями для повышения качества продуктов и снижения издержек.
- Активное участие в городских фестивалях и мероприятиях для увеличения узнаваемости и привлечения новых клиентов.
- Коворкинг поблизости закрывается — можно переманить часть клиентов.
Угрозы:
- Высокий уровень конкуренции со стороны других кофеен и кафе.
- Возможные экономические кризисы и снижение покупательной способности населения.
- Смена трендов и предпочтений клиентов.
- Риск увеличения стоимости сырья и перебоев с поставками.
Учитывая эти данные, можно понять, что делать для роста прибыли. Например:
- Ввести программы лояльности для постоянных клиентов, специальные предложения и акции.
- Проводить мероприятия (дегустации, мастер-классы, вечеринки) для привлечения местных жителей.
- Рассмотреть аренду соседнего помещения и поставить там больше столов, удобных для работы за компьютером.
- Ввести новые позиции с учетом трендов. Например, готовить не только кофе, но и чай.
- Найти запасных поставщиков на случай перебоев.
Так выглядит упрощенный пример анализа. Для каждой компании результаты будут уникальными.
Я регулярно провожу SWOT-анализ не только для школы, но и отдельных продуктов и себя как руководителя. Рассматриваю метод как отправную точку для стратегического планирования.
Приоритетное направление развития выявляется на пересечении сильных сторон и возможностей рынка. Например, сильная сторона нашей школы — интерактивные методы обучения. А новая возможность в виде нейросетей усилит этот аспект и добавит конкурентные преимущества.
Слабая сторона — ограниченный маркетинговый бюджет в сочетании с запретом использовать западные рекламные площ адки. Учитывая это, мы использовали для развития стратегию органического (бесплатного) трафика: SEO-оптимизацию сайта и продвижение в социальных сетях за счет коротких роликов.
SWOT-анализ — достаточно простой инструмент. У него есть недостатки: метод субъективный, не учитывает количественные показатели и сильно привязан ко времени. Тем не менее со своими задачами он справляется отлично. А отзывы представителей бизнеса говорят сами за себя.
Бизнес-рассылка для занятых
Подпишитесь на рассылку избранных статей о бизнесе. Все об открытии своего дела, налогах, новых законах и других нюансах предпринимательства.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
Расскажу интересно о скучном и сложном. И пусть ваши финансовые страхи исчезнут!
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу