Рекламный баннер
Бизнесу

SWOT-анализ предприятия: что это такое и зачем он нужен бизнесу

Ильвина Хазиева
от Ильвина Хазиева / 17 июля 16:05
3
185
10 мин.

SWOT-анализ позволяет «препарировать» бизнес и взглянуть на него со стороны. Простой, но эффективный метод активно используют, чтобы определить положение компании на рынке, оценить возможности и риски, разработать стратегию продвижения и других целей.

Смысл анализа — в изучении четырех особенностей бизнеса. Источник: Shutterstock

Что такое SWOT-анализ

SWOT-анализ (читается как «свот-анализ») — это способ оценить перспективы компании. Метод заключается в детальном изучении четырех параметров, первые буквы которых зашифрованы в названии:

  • Strengths — сильные стороны;
  • Weaknesses — слабые стороны;
  • Opportunities — возможности для развития;
  • Threats — внешние угрозы.

Такой инструмент позволяет бизнесу оценить обстановку здесь и сейчас и выстроить стратегию развития. Лучше всего он работает как стартовая точка, которая дает импульс к обсуждению при планировании.

Егор Оболенский
Егор Оболенский
Руководитель компании Obolea

На мой взгляд, SWOT-анализ особенно необходим малому бизнесу или стартапам. Он помогает «ощутить» рынок, определить направление развития. Если вы не видите слабых сторон, то и не будете знать, куда расти.

Подробно метод описан в одноименной книге Джесси Рассела. А разработали его еще в 60-х годах прошлого века. Тогда профессор Стэнфордского университета Альберт Хамфри провел исследование и выяснил, что на успешность бизнеса больше всего влияют четыре фактора.

С тех пор SWOT-анализ используют не только в отношении предприятий, но и отдельных проектов и даже личных ситуаций. Например, чтобы оценить собственные перспективы на рынке труда.

Для чего нужен SWOT-анализ

Методика позволяет наглядно представить все необходимые параметры для анализа. На первый взгляд они кажутся очевидными. Но каждый из них вместе и по отдельности выступает фундаментом для дальнейших умозаключений.

Оценить текущее положение

Анализ проводят на разных этапах развития бизнеса, чтобы наблюдать за изменениями и корректировать стратегию развития. Особенно хорошо использовать метод во время значительных внешних изменений.

Компания построила планы на год, но спустя полгода ситуация в экономике сильно изменилась: сырье подорожало, покупательская способность снизилась. Анализ поможет понять, как адаптироваться и «обыграть» конкурентов.

Планировать

С помощью SWOT-анализа формируют стратегические планы и определяют, какие действия следует предпринять для достижения целей.

Стартап хочет выйти на рынок. Анализ поможет оценить обстановку и понять, на что следует обратить внимание. Например, что позиционирование товара сильно проигрывает конкурентам.

Ещё по этой теме

Умное планирование: что такое SMART-цели

Читать статью

Принимать обоснованные решения

Понимание SWOT-факторов помогает руководству принимать взвешенные решения — а это снижает риски и повышает шансы на успех.

Бизнес планирует расширить производство. Анализ поможет понять, достаточно ли для этого ресурсов или следует повременить.

Повысить конкурентоспособность

Определив свои сильные стороны и возможности, бизнес может использовать новые точки роста для усиления позиции на рынке.

Плановый анализ показал, что компания проигрывает конкурентам лишь из-за недостатка товара в одном из регионов страны. Проблему решили точечно.

Идентифицировать риски

SWOT-анализ помогает выявить потенциальные угрозы и разработать стратегии по отработке рисков.

Компания планирует выпустить новый товар. Анализ показал, что делать это в данный момент рискованно, лучше дождаться повышенного спроса и запланировать запуск через пару месяцев.

Юлия Василевская
Юлия Василевская
Собственник рекламно-производственной компании «Геометрия рекламы»

Наша команда часто применяет SWOT-анализ, но подход у нас особый. Мы рассматриваем методику не для оценки точек роста, а как возможность увидеть угрозы и предотвратить их.

Поэтому главный квадрат, на который мы обращаем особое внимание, — это «риски». С учетом него мы планируем будущее компании и развитие того или иного направления. Когда появляется понимание, какие угрозы с большей долей вероятности встретятся на пути, можно «подстелить соломку» — заранее найти способы решения проблемы.

Это позволяет избежать авралов, серьезных финансовых и временных потерь. Подстраховаться намного легче и дешевле, чем исправлять последствия.

SWOT-анализ обычно проводим командой: устраиваем мозговой штурм. Человек в одиночку не может выявить столько неочевидных угроз, как это сделает коллективный разум.

Анализ проводят как для составления и корректировки стратегии бизнеса в целом, так и для отдельных его подразделений. Например, чтобы принять решение о ребрендинге, запуске новой линейки продукции и так далее.

Илья Алексеев
Илья Алексеев
Генеральный директор рекламно-производственной компании AmadeyPrint 

Мы проводили SWOT-анализ, когда обновляли маркетинговую стратегию компании. И продолжаем проводить регулярно, но в более усеченном варианте — по интересующим на данный момент позициям. Я считаю, что только в таком случае он приносит нужный эффект.

Во-первых, анализ в динамике помогает увидеть, как меняются наши сильные и слабые стороны и строить дальнейшую стратегию с учетом новых возможностей.

Во-вторых, круг конкурентов со временем меняется — кто-то закрывается, а кто-то, наоборот, усиливает позиции. Это требует коррекции планов.

В-третьих, если понимать текущие риски, связанные с обстановкой на рынке и в стране, цели и задачи получится сформировать прицельнее.

Как провести

Преимущество SWOT-анализа в том, что провести его можно буквально на салфетке. Но удобнее, конечно, использовать Excel, «Гугл Таблицы» или аналогичную программу.

SWOT-анализ проводят следующим образом:

  1. Постановка цели. Поймите, для чего вы проводите анализ на этот раз. Для первичного планирования, корректировки курса, обнаружения слабых мест или чего-то еще.
  2. Подготовка. Соберите информацию, изучите конкурентов, обновите данные об экономической обстановке.
  3. Заполнение таблицы для анализа. Проработайте каждый раздел.
  4. Интерпретация результатов. Решите, как вы можете использовать полученную информацию. Возможно, вы заметите изменения и поймете, как скорректировать дальнейшую работу, подсветите слабые места и увидите, к каким изменениям следует подготовиться.
  5. Принятие решений. Разработайте стратегию на основе полученных данных.
Чтобы результаты не оказались субъективными, стоит привлечь к обсуждению больше специалистов из нужной области. Источник: Shutterstock

Рассмотрим подробнее каждый раздел матрицы.

Сильные стороны

Слабые стороны

Преимущества компании, товаров, услуг, положительные отличия от конкурентов

Недостатки компании, товаров, услуг. Отсутствие возможностей, ограничения

Возможности

Угрозы

События, которые повлияют на бизнес положительно. Например, новые технологии, господдержка, изменения в законах

События внешней среды, которые могут навредить бизнесу. Например, новые конкуренты, законы, изменения пользовательского поведения

Егор Оболенский
Егор Оболенский
Руководитель компании Obolea

Благодаря SWOT-анализу я выявил, что наши сильные стороны — дизайн и доказательная база (мы разрабатываем продукцию вместе с косметологами, терапевтами). А вот охват рынка — слабая: наш показатель меньше 1%. Значит, это именно то направление, которое нужно развивать в первую очередь.

В графе «Возможности» я отметил рост на рынке в плане расширения линейки: сейчас у нас 11 наименований, и мы хотим удвоить показатель. Это коррелирует с тем, что нам нужно усилить влияние на рынке, то есть поможет усилить слабую сторону.

В числе угроз нестабильность работы с внешними подрядчиками: часть компонентов для продукции мы получаем из-за рубежа и не можем контролировать ряд процессов. Значит, здесь тоже есть возможности для роста, например движение в сторону импортозамещения.

Таким образом развязывается клубок: мы видим и проблему, и ее возможные решения, начинаем думать в этом направлении.

Хочу добавить, что базовый SWOT-анализ можно делать одному. Но если речь идет о более глубоком погружении, нужно задействовать все отделы — по представителю от каждого. Также важно, чтобы при заполнении пунктов все было максимально конкретным, без обтекаемых фраз, и касалось только главных качеств бизнеса.

Пример SWOT-анализа

Рассмотрим проведение SWOT-анализа на примере кофейни в Казани.

Кофейня Sweet Dreams в центре города работает один год. Анализ проводят, чтобы понять, как увеличить прибыль.

Сильные стороны:

  1. Расположение рядом с популярными туристическими местами и бизнес-центрами обеспечивает стабильный поток клиентов.
  2. Качественный кофе и хорошо обученные бариста привлекают ценителей напитка.
  3. Стильный дизайн притягивает клиентов всех возрастов.
  4. Посетители отмечают высокий уровень сервиса.
  5. Напитков и десертов в меню много, есть сезонные предложения.

Слабые стороны:

  1. Цены выше средних по городу.
  2. Площадь заведения маленькая по сравнению с конкурентами — не много покупателей могут разместиться за столами.
  3. Низкая узнаваемость бренда среди местного населения.

Знаете про слабые стороны бизнеса, но чтобы устранить их, не хватает финансирования? Рассмотрите помощь банков. Если вложения позволят «раскрутить» бизнес и получить больше прибыли, сможете быстро закрыть кредит и остаться в плюсе.

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.

Возможности:

  1. Расширение ассортимента.
  2. Сотрудничество с местными производителями для повышения качества продуктов и снижения издержек.
  3. Активное участие в городских фестивалях и мероприятиях для увеличения узнаваемости и привлечения новых клиентов.
  4. Коворкинг поблизости закрывается — можно переманить часть клиентов.

Угрозы:

  1. Высокий уровень конкуренции со стороны других кофеен и кафе.
  2. Возможные экономические кризисы и снижение покупательной способности населения.
  3. Смена трендов и предпочтений клиентов.
  4. Риск увеличения стоимости сырья и перебоев с поставками.
SWOT-анализ помогает отстроиться от конкурентов. Источник: Shutterstock

Учитывая эти данные, можно понять, что делать для роста прибыли. Например:

  • Ввести программы лояльности для постоянных клиентов, специальные предложения и акции.
  • Проводить мероприятия (дегустации, мастер-классы, вечеринки) для привлечения местных жителей.
  • Рассмотреть аренду соседнего помещения и поставить там больше столов, удобных для работы за компьютером.
  • Ввести новые позиции с учетом трендов. Например, готовить не только кофе, но и чай.
  • Найти запасных поставщиков на случай перебоев.

Так выглядит упрощенный пример анализа. Для каждой компании результаты будут уникальными.

Ирина Орлова
Ирина Орлова
Руководитель онлайн-школы итальянского языка UniversItalia, интернет-маркетолог

Я регулярно провожу SWOT-анализ не только для школы, но и отдельных продуктов и себя как руководителя. Рассматриваю метод как отправную точку для стратегического планирования.

Приоритетное направление развития выявляется на пересечении сильных сторон и возможностей рынка. Например, сильная сторона нашей школы — интерактивные методы обучения. А новая возможность в виде нейросетей усилит этот аспект и добавит конкурентные преимущества.

Слабая сторона — ограниченный маркетинговый бюджет в сочетании с запретом использовать западные рекламные площадки. Учитывая это, мы использовали для развития стратегию органического (бесплатного) трафика: SEO-оптимизацию сайта и продвижение в социальных сетях за счет коротких роликов.

SWOT-анализ — достаточно простой инструмент. У него есть недостатки: метод субъективный, не учитывает количественные показатели и сильно привязан ко времени. Тем не менее со своими задачами он справляется отлично. А отзывы представителей бизнеса говорят сами за себя.

Бизнес-рассылка для занятых

Подпишитесь на рассылку избранных статей о бизнесе. Все об открытии своего дела, налогах, новых законах и других нюансах предпринимательства.

Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?

Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме

Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
185
Ильвина Хазиева
Ильвина Хазиева

Расскажу интересно о скучном и сложном. И пусть ваши финансовые страхи исчезнут!

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно