Баннер
Глоссарий

Кто такой финансовый уполномоченный

Анастасия Андреева
/ 26 апреля 2023 12:10
11 мин.
Текст изменился / 31 июля 2023

Страховые компании зачастую отказывают в выплате по ОСАГО или сильно занижают сумму ущерба. Что делать в таком случае? Писать жалобу финансовому уполномоченному. Рассказываем, кто это и чем занимается.

финансовый омбудсмен
Часто выплаты по страховке ввергают в шок. Решит ситуацию финансовый омбудсмен

Кто такой финансовый омбудсмен

Финансовые омбудсмены помогают разобрать денежные споры между потребителями и компаниями, чтобы избежать судебных разбирательств. Специалисты действуют на основании закона № 123-ФЗ.

Первые финансовые омбудсмены появились в стране в 2018 году. Сейчас в России есть несколько видов уполномоченных по правам: человека, детей, предпринимателей и студентов.

Обязанности финансового уполномоченного

Полномочия финансового омбудсмена становятся все шире, потому что для России эта должность достаточно новая. 

В законодательстве прописаны типы организаций и даты, с которых они должны выполнять распоряжения финансового уполномоченного. 

Дата

Виды учреждений

1 июня 2019

Страховщики. Решение вопросов, которые касаются основных видов автострахования

28 ноября 2018

Организации, которые предоставляют остальные виды страховых услуг (кроме ОМС)

1 января 2020 

Микрофинансовые и международные коммерческие организации

1 января 2021

Кредитные и банковские организации, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды

На сайте Центробанка опубликован госреестр учреждений, которые обязаны сотрудничать с финансовым уполномоченным.

Деньги играют важную роль в жизни каждого человека, но иногда финансы поют романсы. Если возникла ситуация, которая подразумевает серьезные траты, вы можете оформить кредит по выгодной ставке в Совкомбанке.

Уполномоченный  рассматривает споры исключительно между частными лицами и финорганизациями. Если жалоба на страховщика возникла у ИП или другой организации, то за нее омбудсмен браться не будет.

Требования к финансовому омбудсмену в РФ

Не каждый желающий может стать финуполномоченным. В статье 3 ФЗ №123 указаны ключевые требования к кандидатуре:

  • российское гражданство;
  • возраст от 35 до 70 лет;
  • диплом юриста или экономиста;
  • наличие опыта работы судьей не менее 10 лет или в области регулирования, контроля и надзора в финансовой сфере от пяти лет;
  • не занимает какую-либо должность и не выполняет деятельность, кроме преподавания и науки;
  • чистая репутация.

Омбудсмена выбирают на пять лет. Его могут назначить на должность не более трех раз подряд.

Претензии, которые решает омбудсмен

Он занимается вопросами граждан по их взаимодействию с компаниями, оказывающими финансовые услуги. Типичная жалоба физлицу не полностью выплатили конкретную сумму. Также под рассмотрение попадают обращения, когда организация взяла с заявителя больше денег, чем указано в соглашении.

Примеры споров, которые регулирует омбудсмен:

  1. Кредитор без согласования с клиентом изменил положения контракта и увеличил ставку по проценту. В результате заемщик внес бóльший платеж, чем регламентировано законодательством.
  2. МФО насчитала более высокие штрафы и компенсации, чем положено по закону.
  3. НПФ допустил ошибку в расчете комиссии по внесенному платежу.
  4. Страховщик не выплатил полную сумму по ОСАГО.

Омбудсмен работает только с имущественными и финансовыми обращениями. Возмещением морального ущерба и упущенной выгоды занимается суд.

Заявитель должен подать иск не позднее чем через три года после выявления нарушения. 

Факт дня
Самая крупная по размеру — памятная банкнота Малайзии номиналом в 600 ринггитов образца 2017 года. Ее размер чуть больше листа А4.

Когда уполномоченный отказывает в рассмотрении спора

Финомбудсмен не будет решать спор, если:

  1. Сумма выплаты больше полумиллиона и не относится к обязательному автострахованию.
  2. Заявитель прежде не обращался к представителям организации, где получил финуслугу.
  3. Судья рассмотрел дело и вынес приговор.
  4. Потерпевший уже подал иск, по которому началась судебная проверка.
  5. Потребитель и страховая компания применили для решения спора технологию медиации.
  6. Уполномоченный ранее разбирался с этим вопросом.
  7. Одна из сторон проходит или прошла процедуру банкротства.
  8. Компания утратила лицензию. 
  9. Организацию исключили из государственного реестра юрлиц.
  10. Спор касается возмещения морального ущерба или упущенной выгоды.
финансовый уполномоченный
Выигранный спор — лучший результат сотрудничества омбудсмена с заявителем. Источник: unsplash.com

Фото 2 Финансовый уполномоченный

Как обратиться к финансовому уполномоченному

Процедура проходит в четыре этапа. Заявитель жалуется на нарушения компании, направляет заявление омбудсмену, дожидается рассмотрения и итогового решения.

Допустим, финансовый омбудсмен разобрал спор и решение было вынесено в вашу сторону. Страховщик выплатил необходимую сумму, но тут возник вопрос, где хранить деньги. Откройте вклад, чтобы не переживать за сбережения.

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями — вы сможете подобрать подходящий вариант. Высокая ставка до 15,5% убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Пошаговая инструкция:

  • Первый этап. Напишите жалобу в организацию

Гражданин обращается в учреждение, к которому у него претензии. Направить жалобу, составленную по форме, можно:

Организация обязана ответить на заявление в срок от 15 (если с момента обнаружения нарушения прошло не более 180 дней) до 30 дней (если прошло больше полугода). 

  • Второй этап. Заявление в адрес омбудсмена

Пострадавшая сторона может обратиться к омбудсмену как в случае получения ответа на претензию, так и при его отсутствии. В письме надо указать решение организации или сообщить, что его не было. 

К обращению прикрепите копии жалобы, договора, чеков, квитанций и других документов, которые могут повлиять на решение.

В письме должны быть:

  • ФИО заявителя; 
  • номер телефона; 
  • адрес проживания; 
  • название и юрадрес организации, к которой есть вопросы; 
  • суть жалобы; 
  • номер договора или соглашения;
  • сумма спора; 
  • информация об отправке обращения ответчику; 
  • сведения о получении ответа и его содержании; 
  • дата составления претензии.

В течение трех рабочих дней уполномоченный даст ответ, будет он разбираться в вопросе или нет. Отследить работу омбудсмена можно на его официальном сайте. Информация появится в личном кабинете во вкладке «Обращения».

  • Третий этап. Решение

Омбудсмен дает обратную связь в срок 15–40 рабочих дней. При проведении технической экспертизы среднее время ответа — 15 дней, если проверка уже началась — 25 дней. 

Когда заявитель действует через представителя, срок выдачи решения сдвигается до 30 дней, до 40 дней — если нужна техэкспертиза.

  • Четвертый этап. Обжалование результата

Если истец не доволен вынесенным решением, он может составить судебный иск. Это необходимо сделать в срок до 40 дней после ответа омбудсмена.

Компании тоже могут обжаловать результат. Однако им на составление иска дается только 20 дней.

Только специально обученный человек должен заниматься разными видами споров. Если у вас возникли проблемы со страховой компанией или МФО, обратитесь за помощью к финансовому омбудсмену. Успехов и процветания!

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
Анастасия Андреева
Анастасия Андреева
Не так важно количество денег, как важна привычка правильно обращаться с ними. Расскажу простыми словами, как это делать.
Баннер