Определение концессии
Концессия — это форма партнерства между государством и частными компаниями, в рамках которой власти дают бизнесу полномочия на эксплуатацию государственных объектов или предоставление государственных услуг в течение определенного периода времени. Взамен частный бизнес обязуется выполнять ряд условий концессионного соглашения, например, вкладывать деньги в развитие объекта, вносить в бюджет концессионные платежи, гарантировать качественное обслуживание населения.
Что такое концессия простыми словами? Объясним на примере. Город подписывает с компанией договор на строительство и последующую эксплуатацию автомобильного моста через реку. После строительства компания передает мост в собственность государства и продолжает его обслуживание, получая за это деньги. Все в плюсе: государству не пришлось тратить бюджетные средства на возведение моста, бизнес получает прибыль за обслуживание объекта.
В России еще в 2005 году был принят федеральный закон «О концессионных соглашениях», именно он регулирует все вопросы, связанные с концессиями.
Концессионное соглашение — это договор между концедентом, которым является федеральное правительство, региональные или муниципальные органы власти, и концессионером — частной компанией. Договор дает бизнесу право на использование государственной собственности для коммерческого производства товаров или предоставления услуг, например, транспортных или коммунальных.
В рамках соглашения концедент обязан осуществлять контроль за выполнением условий договора со стороны концессионера, а также за обеспечением качества предоставляемых услуг и соблюдением правил техники безопасности, экологических норм и т.д. Концедент защищает интересы государства и гарантирует выполнение обязательств концессионера.
Соглашения и условия
Концессионное соглашение может относиться к различным видам государственной собственности, таким как автомобильные и железные дороги, мосты, аэропорты, морские и речные порты, гидроэлектростанции, добыча полезных ископаемых и т.д. Концессионер по договору получает право эксплуатации и управления государственным объектом в течение определенного периода, как правило, это срок от 10 до 50 лет. Соглашения бывают двусторонними или многосторонними.
Концессионное соглашение содержит различные условия, включая:
- обязательства концессионера по модернизации государственного объекта;
- внесение концессионных платежей в пользу государства;
- обязательства по предоставлению качественных услуг гражданам;
- передача государству объекта после его строительства или реконструкции либо после истечения срока действия концессии.
Концессионное соглашение помогает государству привлекать частные инвестиции в развитие государственной инфраструктуры и экономики, а также обеспечивает эффективное использование государственных ресурсов и улучшение качества услуг. При этом контроль за использованием имущества остается в руках государства. Бизнес получает право на владение объектом концессии и его эксплуатацию для получения прибыли.
Компании, участвующие в концессионных проектах, могут быть как местными, так и международными. Концессионеры должны соответствовать определенным требованиям, установленным в законодательстве. Обычно выбор концессионера осуществляется через объявление тендера.
Концессионные проекты могут быть долгосрочными — на несколько десятилетий — и связанными с очень крупными инвестициями. Участие в такой концессии — серьезный шаг для компании, требующий тщательного изучения ситуации на рынке и оценки рисков.
Чтобы проверить надежность контрагента, воспользуйтесь специальным сервисом Совкомбанка.
Хотите проверить контрагента на благонадежность, но не знаете, как это сделать? Клиенты Совкомбанка не задаются этим вопросом, а пользуются специальным сервисом «Проверка контрагентов» в интернет-банке. Проверяйте партнеров и будьте спокойны за свой бизнес.
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии может быть заключен и между частными компаниями. Такие отношения регулируются Гражданским кодексом. В рамках договора одна сторона — концессионер — получает от другой стороны — концедента — право на использование определенных знаний, технологий, товарных знаков, другой интеллектуальной собственности для создания и/или управления бизнесом. В обмен концессионер платит концеденту роялти и соблюдает ряд условий, прописанных в договоре.
Разберем на примере. На рынке много лет работает компания «Торторай», которая по собственной рецептуре готовит и продает под своим узнаваемым брендом различные кондитерские изделия. С ней заключает договор коммерческой концессии молодая компания «Крутой замес», занимающаяся продажами выпечки. По договору молодая компания получает право использовать рецептуру «Торторая», соблюдать правила производства и продавать такие торты и пирожные под узнаваемым брендом. Компания-производитель по договору получает хороший процент с продаж.
Договор коммерческой концессии может относиться к различным областям бизнеса, таким как продажа товаров, предоставление услуг, производство, сбыт и т.д. Он может также включать в себя обучение персонала, техническую и маркетинговую поддержку. Такой договор является типом франчайзингового договора, но отличается тем, что концедент не предоставляет концессионеру готовый бизнес-формат, а только интеллектуальную собственность и знания, необходимые для создания и управления бизнесом.
Заключение
Концессии в современном мире являются важной частью экономики, позволяют выстроить эффективное управление в целом ряде отраслей, улучшить обслуживание граждан, привлечь крупные инвестиции в социально важные проекты. Однако государство должно соблюдать осторожность при выборе концессионеров и гарантировать, что общественные интересы не будут принесены в жертву бизнес-интересам.