Это следует из ежегодного доклада о ситуации с конкуренцией в России, подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС), сообщают «Известия». Средний размер наценки ФАС высчитала на основе сведений, полученных от 11 крупнейших ритейлеров страны. В числе социально значимых оценивались более 20 категорий товаров: мясо, молоко и масло, чай, овощи и т.д.
При этом эксперты замечают, что такой показатель, как усредненная наценка, не отражает в целом ситуацию с конечной стоимостью продуктов. Даже если ритейлер поставит нулевую надбавку, но закупочная стоимость продукции значительно вырастет, то и цена товара на прилавке станет больше.
По итогам минувшего года ситуацию с ценами удалось стабилизировать, заявили в ведомстве, благодаря чему жалоб на подорожание продуктов стало в 11,5 раза меньше. Если в 2022 году операторы горячей линии антимонопольной службы получили 22 тысяч таких обращений, то в 2023-м их было менее 2 тысяч.
В ФАС отметили, что в 2023 году были предприняты сразу несколько шагов по стабилизации цен. Одним из ключевых механизмов стал мониторинг ситуации с ценами как в стране в целом, так и в рознице на основные товары первой необходимости.
Ведомство также подчеркивает важность в процессе стабилизации цен заключения договоров между властями и ритейлерами о добровольном ограничении надбавок. Такие соглашения, устанавливающие максимальную наценку на уровне 5% или 10%, действуют в 35 российских регионах.
Однако эксперты отмечают, что в минувшем году бизнес не обошелся и без спекулятивных практик. Не раз предпринимались попытки создать искусственный ажиотаж и за счет этого получить дополнительную выгоду. ФАС старается занимается профилактикой таких действий.