
5-балльная или 10-балльная система оценок: плюсы и минусы, что лучше
В большинстве российских школ пятерка — это высший балл. В других перешли на более развернутую десятибалльную шкалу. Разбираемся в особенностях каждой системы оценивания и решаем, какая из них справедливее.
Пятибалльная система
Пятибалльная шкала — классика российского образования. Ей больше 185 лет. На официальном уровне ее впервые закрепили в 1837 году — по положению Министерства народного просвещения.
Учителя эту систему понимают, родители в ней ориентируются, многие дети с ранних лет знают, что за пятерки хвалят, а за двойки ругают, потому что взрослые рассказывают, как учились сами.
Как ставят оценки
Формально баллов пять, но фактически используют только четыре — единицы ставят крайне редко, и, как правило, в тетрадь, а не в журнал.
У всех отметок есть критерии — их учебное заведение прописывает в локальных актах (ст. 30 №273-ФЗ «Об образовании»). В целом ориентируются на такие принципы:
Балл |
Название |
Интерпретация |
1 |
Плохо |
Ученик совершенно не знает и не понимает материал |
2 |
Неудовлетворительно |
Школьник совершает грубые письменные ошибки, неверно отвечает устно, не соблюдает правила оформления, не дотягивает по знаниям до минимальных требований программы |
3 |
Удовлетворительно |
Ребенок понимает материал на базовом уровне, но глубоких знаний нет. Отвечает и выполняет задания с подсказками педагога. Делает грубые и незначительные ошибки в письменных работах и устных ответах. Нарушает правила оформления |
4 |
Хорошо |
Ученик усвоил материал, применяет знания в заданиях, уверенно отвечает на вопросы. Но в работах есть небольшие недочеты и негрубые ошибки |
5 |
Отлично |
Школьник знает весь материал и глубоко разбирается в теме, успешно использует изученную информацию и навыки в заданиях. Не допускает ошибок |
На практике, чтобы уточнить результат, учителя добавляют «плюсы» и «минусы». Например, если ученику немного не хватило до пятерки, ставят четыре с плюсом, а когда ребенок справился с работой плохо, но «награждать» его двойкой не хочется, — три с минусом или даже двумя. Правда, в официальные документы отметки заносят без таких дополнений.
Как считать средние и итоговые оценки в школе по баллам, рассказали в отдельной статье.
Преимущества и недостатки
К плюсам пятибалльной шкалы относят:
- простоту и привычность — родителям не нужно объяснять, что значит «тройка» или «пятерка»;
- легкость для учителей — система не требует глубокой детализации при проверке работ;
- мотивация для сильных учеников — с «хорошо» до «отлично» всего один шаг.

Как педагог я все же за 5-балльную систему — она проще и понятнее для детей и родителей. Меньше цифр — меньше стресса. Ребенок четко понимает: 3 — нужно подтянуть, 4 — хорошо, 5 — отлично. В 10-балльной системе легко запутаться: чем 7 отличается от 8, а 9 от 10? Часто это субъективно.
Кроме того, при большой шкале выше риск «перегреть» мотивацию: ребенок гонится за баллами, а не за знаниями. Простая шкала помогает сосредоточиться на сути: усвоен материал или нет. Главное — не сама система, а как с ней работает учитель.
Не всем родителям, педагогам и работникам сферы образования нравится пятибалльная система оценивания. Среди минусов выделяют:
- Нехватку промежуточных отметок — когда, например, еще не пять, но уже не четыре. Эту роль выполняют плюсы и минусы, но в журнал они не идут.
- Невозможность отметить прогресс. Если двоечник улучшил результат, но не дотянул до тройки, он все равно получит два.
- Психологическое давление. Критерии оценки слишком строгие и приводят к «ярлыкам» — двоечник, троечник, хорошист или отличник. Плохие оценки часто формируют у ребенка чувство неполноценности и снижают желание учиться, особенно если родители стыдят за неудачи в учебе.

Пятибалльная система оценивания простая и лаконичная — школьники быстро ориентируются в результатах.
Однако такой подход может приводить к недостаточной дифференциации. Например, ученик находится на границе между тройкой и четверкой. До отметки «хорошо» он не дотягивает, в итоге получает «неудовлетворительно», а это не всегда отражает реальное понимание материала. Такие ситуации часто негативно влияют на самооценку и мотивацию ребенка.
Десятибалльная система
Эта модель — попытка сделать оценивание более гибким. Часть российских школ внедряет ее по своей инициативе, но массового перехода пока нет.
Как ставят оценки
Здесь 11 градаций — от 0 до 10, где каждый балл отражает уровень освоения материала:
- 0–2 — отсутствие знаний или поверхностное понимание;
- 3–4 — заучивание без осмысления;
- 5–6 — понимание теории, умение анализировать;
- 7–8 — свободное владение темой;
- 9–10 — творческое применение знаний.
Единого федерального стандарта для 10-балльной шкалы оценивания нет. Критерии устанавливает каждое учебное заведение. Они могут отличаться, но общая логика выглядит так:
Балл |
Название |
Что означает |
0 |
Отсутствие ответа |
Ученик не приступил к работе, отказался отвечать. Например, сдал пустой лист на контрольной |
1 |
Фрагментарные знания |
Узнавание отдельных терминов без понимания сути. Бессистемные отрывочные сведения |
2 |
Поверхностное понимание |
Воспроизведение нескольких формул или правил без контекста. Частые грубые ошибки. Пример — ученик путает значение терминов |
3 |
Удовлетворительно |
Знание базовых понятий, но неумение их применить. Множество ошибок. Пример — ребенок решил одну простую задачу из пяти, списал формулу, но не подставил значения |
4 |
Весьма удовлетворительно |
Решение типовых задач по образцу с помощью учителя или схемы-шпаргалки. Неуверенность и ошибки в ответах. Пример — ученик сделал упражнение аналогичное классному, но с тремя ошибками в вычислениях |
5 |
Хорошо |
Самостоятельное выполнение простых заданий. Понимание теории без глубокого анализа. Пример — школьник верно решил 60% стандартных примеров, ответил на основные вопросы к тексту |
6 |
Весьма хорошо |
Полное усвоение базовой программы. Незначительные ошибки. Умение анализировать в знакомых условиях. Пример — ребенок верно решил все стандартные задачи |
7 |
Очень хорошо |
Свободное владение темой. Умение аргументировать, сопоставлять факты. Пример — ученик объяснил причины исторического события |
8 |
Отлично |
Применение знаний в измененной ситуации. Начало творческого подхода. Пример — ребенок предложил неочевидный способ решения задачи |
9 |
Прекрасно |
Глубокий анализ, выводы за рамками программы, отсутствие ошибок, элементы исследования. Пример — школьник подготовил эссе на тему литературного произведения, которое не проходили на уроках, проанализировал задумку автора, сформулировал и объяснил свое мнение |
10 |
Блестяще |
Творческое и научное применение знаний. Решение нестандартных проблем. Пример — ученик без ошибок справился с логическими задачами повышенной сложности |
Ребенок получает полезные знания не только от педагогов в школе, но и от родителей. Один из навыков, который специалисты советуют развивать с детства, — финансовая грамотность. Чтобы научить сына или дочку правильно копить и тратить, заведите специальный детский платежный стикер «Халвау».
Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Преимущества и недостатки
Десятибалльную систему выбирают за такие плюсы:
- Объективность. Шкала шире, и реальный результат ученика можно оценить точнее — например, поставить не «хорошо», а «весьма хорошо».
- Психологический комфорт. Оценки от 5 и выше считаются позитивными — нет резкого деления на «двоечников» и «отличников».
- Стимул для развития — «хорошая» оценка не одна, и перейти на балл или несколько повыше для ученика проще.

Десятибалльная шкала позволяет педагогу детальнее оценивать прогресс и помогает лучше понять сильные и слабые стороны каждого.
Дети, в свою очередь, видят не только свою итоговую оценку, но и подробную иллюстрацию прогресса, которого достигли. Это стимулирует изучать предмет глубже.
Минусы у системы тоже есть. Развернутая шкала:
- путает родителей, которые привыкли к стандартной пятибалльной;
- сбивает с толку детей — не все понимают разницу между отметками и как улучшить свой результат;
- осложняет работу учителей — детальный разбор по критериям занимает больше времени.

10-балльная система требует более тщательной работы с оценками и стабильного уровня подготовки педагогов. Учителям необходимы четкие критерии, чтобы выставлять оценки, а это дополнительные усилия и время.
Кроме того, увеличенная шкала может вызвать стресс у детей, особенно если они ориентируются на высокие оценки.
Для обеих систем актуальны главные проблемы оценивания — субъективный подход со стороны педагога и давление оценок на психику ребенка. Если учитель выставляет баллы на основе личного отношения к ученику, а дома родители зацикливаются на отметках, тогда неважно, что оценок не пять, а десять.
Принципы системы оценивания в РФ
По закону «Об образовании» (ст. 28) школы обязаны контролировать и оценивать результаты учеников, но сами выбирают, по какой системе это делать. Принципы прописывают в локальных актах учреждения. Главное, чтобы они соответствовали и для каждого уровня образования.
Школа вправе установить пятибалльную, десятибалльную и любую другую шкалу, но, согласно письму Минпросвещения, должна придерживаться единых подходов и стандартов к системе оценивания.
Перечислим некоторые ключевые принципы, которые закрепляют ФГОС и ФОП. Нужно:
- использовать четкие, измеримые и единые для всех критерии;
- придерживаться комплексного подхода — учитывать не только знания, но и их применение на практике, аналитическое и критическое мышление, творческий потенциал ребенка;
- стимулировать к прогрессу — мотивировать, а не наказывать;
- оценивать индивидуальный рост ученика, а не исключительно абсолютный результат.

У обеих систем, и пятибалльной, и десятибалльной, свои плюсы и минусы. Ключевой фактор — не количество баллов. Главное, чтобы принципы оценивания помогали детям учиться, развиваться и понимать материал на более глубоком уровне. Педагог должен использовать оценки как инструмент для поддержки и мотивации учащихся, а не только как способ контроля знаний.
Идеальной системы оценок нет. Пятибалльная шкала привычнее и понятнее, десятибалльная — точнее, но сложнее. Главное — помнить: цифры в дневнике не определяют будущее ребенка. Школа должна создавать условия для самореализации, а не соревнование за баллы.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Ищу ответы на вопросы обо всем на свете. А потом рассказываю вам — как лучше, где, куда и за сколько.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
