Логотип компании
3 769Просмотры

5-балльная или 10-балльная система оценок: плюсы и минусы, что лучше

В большинстве российских школ пятерка — это высший балл. В других перешли на более развернутую десятибалльную шкалу. Разбираемся в особенностях каждой системы оценивания и решаем, какая из них справедливее.

Раньше учителя не ставили отметок, а подробно описывали свои впечатления от работы ученика словами. Источник: Shutterstock

Пятибалльная система

Пятибалльная шкала — классика российского образования. Ей больше 185 лет. На официальном уровне ее впервые закрепили в 1837 году — по положению Министерства народного просвещения.

Учителя эту систему понимают, родители в ней ориентируются, многие дети с ранних лет знают, что за пятерки хвалят, а за двойки ругают, потому что взрослые рассказывают, как учились сами.

Ещё по теме

Как заинтересовать ребенка учебой. Советы экспертов

Читать статью

Как ставят оценки

Формально баллов пять, но фактически используют только четыре — единицы ставят крайне редко, и, как правило, в тетрадь, а не в журнал.

У всех отметок есть критерии — их учебное заведение прописывает в локальных актах (ст. 30 №273-ФЗ «Об образовании»). В целом ориентируются на такие принципы:

На практике, чтобы уточнить результат, учителя добавляют «плюсы» и «минусы». Например, если ученику немного не хватило до пятерки, ставят четыре с плюсом, а когда ребенок справился с работой плохо, но «награждать» его двойкой не хочется, — три с минусом или даже двумя. Правда, в официальные документы отметки заносят без таких дополнений.

Как считать средние и итоговые оценки в школе по баллам, рассказали в отдельной статье.

Ещё по теме

Как посчитать среднюю оценку за четверть или учебный год

Читать статью

Преимущества и недостатки

К плюсам пятибалльной шкалы относят:

  • простоту и привычность — родителям не нужно объяснять, что значит «тройка» или «пятерка»;
  • легкость для учителей — система не требует глубокой детализации при проверке работ;
  • мотивация для сильных учеников — с «хорошо» до «отлично» всего один шаг.
Мнение эксперта
Фото Екатерина Белозерова

Екатерина Белозерова

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве РФ


Как педагог я все же за 5-балльную систему — она проще и понятнее для детей и родителей. Меньше цифр — меньше стресса. Ребенок четко понимает: 3 — нужно подтянуть, 4 — хорошо, 5 — отлично. В 10-балльной системе легко запутаться: чем 7 отличается от 8, а 9 от 10? Часто это субъективно.

Кроме того, при большой шкале выше риск «перегреть» мотивацию: ребенок гонится за баллами, а не за знаниями. Простая шкала помогает сосредоточиться на сути: усвоен материал или нет. Главное — не сама система, а как с ней работает учитель.

Не всем родителям, педагогам и работникам сферы образования нравится пятибалльная система оценивания. Среди минусов выделяют:

  1. Нехватку промежуточных отметок — когда, например, еще не пять, но уже не четыре. Эту роль выполняют плюсы и минусы, но в журнал они не идут.
  2. Невозможность отметить прогресс. Если двоечник улучшил результат, но не дотянул до тройки, он все равно получит два.
  3. Психологическое давление. Критерии оценки слишком строгие и приводят к «ярлыкам» — двоечник, троечник, хорошист или отличник. Плохие оценки часто формируют у ребенка чувство неполноценности и снижают желание учиться, особенно если родители стыдят за неудачи в учебе.
Мнение эксперта
Фото Анна Жадан

Анна Жадан

Методист домашней школы «ИнтернетУрок»


Пятибалльная система оценивания простая и лаконичная — школьники быстро ориентируются в результатах.

Однако такой подход может приводить к недостаточной дифференциации. Например, ученик находится на границе между тройкой и четверкой. До отметки «хорошо» он не дотягивает, в итоге получает «неудовлетворительно», а это не всегда отражает реальное понимание материала. Такие ситуации часто негативно влияют на самооценку и мотивацию ребенка.

Традиция обозначать успехи учеников цифрами закрепилась в начале XIX века. Источник: Shutterstock

Десятибалльная система

Эта модель — попытка сделать оценивание более гибким. Часть российских школ внедряет ее по своей инициативе, но массового перехода пока нет.

Как ставят оценки

Здесь 11 градаций — от 0 до 10, где каждый балл отражает уровень освоения материала:

  • 0–2 — отсутствие знаний или поверхностное понимание; 
  • 3–4 — заучивание без осмысления;
  • 5–6 — понимание теории, умение анализировать;
  • 7–8 — свободное владение темой;
  • 9–10 — творческое применение знаний.

Единого федерального стандарта для 10-балльной шкалы оценивания нет. Критерии устанавливает каждое учебное заведение. Они могут отличаться, но общая логика выглядит так:

Ребенок получает полезные знания не только от педагогов в школе, но и от родителей. Один из навыков, который специалисты советуют развивать с детства, — финансовая грамотность. Чтобы научить сына или дочку правильно копить и тратить, заведите специальный детский платежный стикер «Халвау».

Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет.

Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru

Получить стикер

Преимущества и недостатки

Десятибалльную систему выбирают за такие плюсы:

  1. Объективность. Шкала шире, и реальный результат ученика можно оценить точнее — например, поставить не «хорошо», а «весьма хорошо».
  2. Психологический комфорт. Оценки от 5 и выше считаются позитивными — нет резкого деления на «двоечников» и «отличников».
  3. Стимул для развития — «хорошая» оценка не одна, и перейти на балл или несколько повыше для ученика проще.
Мнение эксперта
Фото Анна Жадан

Анна Жадан

Методист домашней школы «ИнтернетУрок»


Десятибалльная шкала позволяет педагогу детальнее оценивать прогресс и помогает лучше понять сильные и слабые стороны каждого.

Дети, в свою очередь, видят не только свою итоговую оценку, но и подробную иллюстрацию прогресса, которого достигли. Это стимулирует изучать предмет глубже.

Минусы у системы тоже есть. Развернутая шкала:

  • путает родителей, которые привыкли к стандартной пятибалльной;
  • сбивает с толку детей — не все понимают разницу между отметками и как улучшить свой результат;
  • осложняет работу учителей — детальный разбор по критериям занимает больше времени.
Мнение эксперта
Фото Анна Жадан

Анна Жадан

Методист домашней школы «ИнтернетУрок»


10-балльная система требует более тщательной работы с оценками и стабильного уровня подготовки педагогов. Учителям необходимы четкие критерии, чтобы выставлять оценки, а это дополнительные усилия и время.

Кроме того, увеличенная шкала может вызвать стресс у детей, особенно если они ориентируются на высокие оценки.

Для обеих систем актуальны главные проблемы оценивания — субъективный подход со стороны педагога и давление оценок на психику ребенка. Если учитель выставляет баллы на основе личного отношения к ученику, а дома родители зацикливаются на отметках, тогда неважно, что оценок не пять, а десять.

Ещё по теме

Важны ли оценки в школе

Читать статью

Принципы системы оценивания в РФ 

По закону «Об образовании» (ст. 28) школы обязаны контролировать и оценивать результаты учеников, но сами выбирают, по какой системе это делать. Принципы прописывают в локальных актах учреждения. Главное, чтобы они соответствовали  и  для каждого уровня образования.

Школа вправе установить пятибалльную, десятибалльную и любую другую шкалу, но, согласно письму Минпросвещения, должна придерживаться единых подходов и стандартов к системе оценивания.

Перечислим некоторые ключевые принципы, которые закрепляют ФГОС и ФОП. Нужно:

  • использовать четкие, измеримые и единые для всех критерии;
  • придерживаться комплексного подхода — учитывать не только знания, но и их применение на практике, аналитическое и критическое мышление, творческий потенциал ребенка;
  • стимулировать к прогрессу — мотивировать, а не наказывать;
  • оценивать индивидуальный рост ученика, а не исключительно абсолютный результат.
Мнение эксперта
Фото Анна Жадан

Анна Жадан

Методист домашней школы «ИнтернетУрок»


У обеих систем, и пятибалльной, и десятибалльной, свои плюсы и минусы. Ключевой фактор — не количество баллов. Главное, чтобы принципы оценивания помогали детям учиться, развиваться и понимать материал на более глубоком уровне. Педагог должен использовать оценки как инструмент для поддержки и мотивации учащихся, а не только как способ контроля знаний.

Идеальной системы оценок нет. Пятибалльная шкала привычнее и понятнее, десятибалльная — точнее, но сложнее. Главное — помнить: цифры в дневнике не определяют будущее ребенка. Школа должна создавать условия для самореализации, а не соревнование за баллы.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью

Подкасты на английском языке: 14 лучших для разных уровней

Подкасты на английском языке: 14 лучших для разных уровней
77Просмотры
Читать полную статью
19 дек.
Семья

Методика Кюизенера: как использовать счетные палочки для обучения детей

56Просмотры
Читать полную статью
19 дек.
Семья

Сенсорная интеграция для детей: что это такое простыми словами и зачем нужна

63Просмотры