
Что такое рендеринг: виды, техники, программы
За эффектными фильмами, реалистичными играми и точными архитектурными проектами стоит рендеринг — технология, которая превращает абстрактные цифровые данные в изображения на экране.
Что такое рендеринг
Рендеринг (от англ. rendering — «визуализация») — преобразование 3D-моделей и сцен в изображения и видео.
Представьте, что вы готовите сложное блюдо: все ингредиенты на столе, но их еще нужно сварить, обжарить и смешать. Рендеринг — это финальный этап «готовки». Компьютер берет все «ингредиенты» — модели, эффекты, свет — и превращает их в готовую картинку или клип.
Основные понятия
Чтобы понять, как создают трехмерное изображение, разберемся, что такое рендер и другие ключевые элементы в дизайне:
- Рендер — трансформация данных в картинку или видеоклип. Например, есть полное цифровое описание детализированного трона: цвет, материалы, размеры, его освещение. На этапе рендера набор параметров превращается в полноценное изображение трона.
- 3D-модель — цифровой каркас или «скелет» будущего объекта. Это виртуальный макет, собранный из — множества точек, линий и граней. Модель задает форму объекта, будь то человек, автомобиль или чашка.
- Материалы — внешний вид модели. Если макет — это геометрия, то материалы — ее «кожа». Они определяют, будет ли объект выглядеть как матовый пластик, блестящий металл, прозрачное стекло или шероховатый камень.
- Текстуры — изображения, которые накладывают на материал. Они нужны для детализации: узор на дереве, царапины на краске и т. п.
- Освещение имитирует поведение света и задает настроение, глубину и реалистичность изображения.
Источники света бывают разными: резкий и прямой свет от прожектора, мягкий и рассеянный — от солнца. Объекты бликуют и отбрасывают тени, картинка становится объемнее и «живее». - Камера — точка зрения, виртуальный объектив, через который смотрят на готовую сцену. Художник настраивает ее угол и параметры, как оператор в реальном мире. От нее зависит композиция кадра: что попадет в поле зрения, а что останется за кадром, какой объект будет крупным на переднем плане, а какой — мелким на заднем.
- Каустика — световые узоры, которые возникают при отражении или преломлении света на искривленных поверхностях: например, блики на дне бассейна.
- Фоггинг — атмосферная дымка или туман. Придает сцене глубину и настроение.
- Прозрачность — свойство материала, позволяющее свету проходить через него без искажений (как чистое стекло).
- Полупрозрачность — частичное рассеивание света при прохождении через материал, как у матового стекла или листа бумаги.
- Непрямое освещение — свет, отраженный от поверхностей. Техника создает мягкое естественное освещение.
- Преломление — изменение направления светового луча при переходе между средами разной плотности: например, в воде или стекле.
- Дифракция — огибание светом препятствий: например, радужные разводы на CD-диске.
- Бамп-мэппинг — имитация рельефа поверхности с помощью черно-белой текстуры, без изменения геометрии.
- Эмбиент — базовый рассеянный свет, который равномерно освещает все объекты в сцене без явного источника.
- Оклюжен — затемнение участков, куда свет проникает с трудом для усиления реализма: например, углы или щели.
- Кеинг — удаление или замена фона цветным полотном: например, хромакей.
Виды рендеринга
Выбор метода рендеринга зависит от задачи: нужно ли изображение прямо сейчас или можно подождать ради высокого качества.
Рендеринг в реальном времени |
Это мир видеоигр и приложений виртуальной реальности. Здесь мощность направлена на скорость. Система быстро генерирует новые кадры, чтобы движение было плавным, а отклик на действия пользователя — мгновенным. Для скорости используют специальные упрощения и методы оптимизации, которые снижают нагрузку на систему без заметной потери качества |
Предварительный рендеринг |
Используют в киноиндустрии для создания рекламных роликов и архитектурной визуализации. Важна не скорость, а максимальная реалистичность каждого пикселя. Компьютер может часами, а иногда и сутками, просчитывать физику света, точные отражения и мельчайшие детали материалов. Результат — безупречное изображение, которое невозможно отличить от снятого на камеру |
Онлайн-рендеринг (облачный) |
Сложные вычисления переносятся на мощные удаленные серверы. Их называют рендер-фермами. Визуализатор отправляет на ферму сцену, затем сервер возвращает готовое изображение или видео. Благодаря онлайн-рендерингу можно создавать сложные проекты даже на слабых устройствах, экономя время и ресурсы |
Где используют
Рендеринг — не узкоспециальная технология, а неотъемлемая часть многих творческих и технических областей. Его задача — преобразовать набор данных в финальное изображение.
3D-дизайн
Дизайнер создает модель будущего продукта — от чайника до небоскреба — или полностью обставляет виртуальную квартиру, подбирая материалы мебели и отделки. Фотореалистичный рендер позволяет оценить эстетику и эргономику объекта, показать клиенту точный вид проекта и избежать ошибок на этапе производства или ремонта.
Моушн-дизайн и видео
Художники работают с графикой, анимацией, эффектами и цветокоррекцией. Все элементы — отдельные слои. Рендеринг склеивает их в единое целое. Итоговый видеофайл можно транслировать на экране любого размера без потери качества и плавности воспроизведения.
Геймдев
Движок постоянно рассчитывает изображение и мгновенно реагирует на действия игрока. Задача — найти идеальный баланс между визуальной насыщенностью и производительностью, чтобы игра была одновременно красивой и плавной. От качества рендеринга зависит реализм виртуального мира и погружение.
Кино
Визуализация нужна для спецэффектов, цифровых двойников и целых миров, которые невозможно или слишком дорого снять в реальности. На это уходят миллионы часов вычислительного времени на мощных серверных фермах. В итоге получаются кадры, где полностью стерта граница между реальностью и компьютерной графикой.
Техники рендеринга
Чтобы преобразовать трехмерную сцену в двумерное изображение, используют разные методы. На выбор влияют скорость и реализм будущей картинки.
Растеризация
Самый быстрый и распространенный метод. Его используют для визуализации компьютерных игр.
Сцену разбивают на мелкие многоугольники. Затем их преобразуют в пиксели на экране. Современные алгоритмы с помощью и быстро формируют тени, отражения и блики, обеспечивая высокую скорость отрисовки.
Трассировка лучей
Более сложная методика, которая имитирует естественное поведение света. Алгоритм прослеживает путь каждого луча от источника освещения до камеры, учитывает его отражения и преломления. Это позволяет добиться правдоподобных оптических эффектов.
Раньше трассировку применяли только в кинопроизводстве, потому что техника достаточно сложная и требует много ресурсов.
Физически корректный рендеринг (PBR)
Метод, который точно моделирует поведение света. В отличие от художественных приближений, PBR обеспечивает реалистичное взаимодействие материалов с освещением: они выглядят одинаково естественно при любом свете.
Технология популярна в кино, играх и архитектурной визуализации.
Как сделать рендер? Рекомендуем пройти обучение, потому что визуализация и моделирование — это сложно, если не знаете базовых азов. Ищите курсы по моушн-дизайну, 3D-визуализации, рендерингу. Выбирайте понравившуюся онлайн-школу среди партнеров Халвы и оплачивайте обучение в рассрочку.
Халва выручит в любой ситуации! Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Программы для рендера
Их несколько. Одни подходят для архитекторов, другие — для кинематографистов или геймдев-разработчиков.
Redshift
Движок для создания высококачественных визуализаций и анимации. Работает по методу трассировки лучей. Предназначен для художников, дизайнеров и студий компьютерной графики.
Благодаря высокопроизводительным алгоритмам, Redshift быстро генерирует реалистичные изображения и сцены даже на мощных графических картах.
Подходит для киноиндустрии, архитектуры, дизайна интерьеров и компьютерных игр.
Arnold
Рендер-движок, создающий высококачественные изображения и анимацию.
Основное преимущество — высокая скорость и точность расчетов света и теней. Благодаря этому финальное изображение выглядит как реальный сфотографированный объект.
Популярна среди профессиональных студий и художников для создания фильмов, рекламы и игр.
Octane
Движок для быстрого рендеринга изображений и видео. Позволяет создавать фотореалистичные визуализации благодаря технологии трассировки лучей в режиме реального времени.
Его часто используют дизайнеры, архитекторы и художники для подготовки презентаций проектов, архитектурных объектов и других сложных сцен.
Учитесь и пробуйте на практике. Возможно, однажды ваши работы появятся в проектах крупных киностудий.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Не так важно количество денег, как важна привычка правильно обращаться с ними. Расскажу простыми словами, как это делать.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
