Логотип компании
4 946Просмотры

Можно ли отдавать ребенка в школу в 6 лет

Ребенок идет в школу — это ответственный момент для всей семьи. В каком возрасте лучше начинать обучение? Разберемся, стоит ли отдавать шестилетку в первый класс и что думают родители, которые отправили детей в школу в 6,5 и 7,5 лет.

В школу в шесть лет: идти или подождать? Источник: Shutterstock

Со скольки лет берут в школу 

С «летними» детьми все просто: исполнилось семь лет — добро пожаловать в школу. А вот если день рождения сына или дочери зимой или весной, на родителей ложится бремя ответственности. Именно они должны решить, когда ребенок пойдет в школу — в условные шесть с половиной или семь с половиной лет. 

Многие сомневаются: стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет, не рано ли это, готов ли малыш к учебной нагрузке и сможет ли адаптироваться к новым условиям.

По закону (п. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ») ребенок может пойти в первый класс, если к 1 сентября ему исполнилось 6 лет и 6 месяцев или меньше 8 лет. 

Берут ли в школу с 6 лет? В исключительных случаях да, но для этого, кроме заявления от родителей, потребуется решение психолого-педагогической комиссии — она должна подтвердить, что ребенок готов к обучению.

Ещё по теме

В школу с 8 лет: как и на каких основаниях можно отправить ребенка учиться на год позже сверстников

Читать статью

Как понять, что ребенок готов к школе

Ваш малыш уверенно читает, складывает в уме двузначные числа и может рассказать краткую историю возникновения вселенной? Впечатляет, но вовсе не значит, что ему пора в школу. 

Мнение эксперта
Фото Лилия Сафина 

Лилия Сафина 

Детский психолог 


В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая. У одних она проявляется в сюжетно-ролевых играх: дочки — матери, гвардейцы — мушкетеры, зомби — мирные жители. У других — в режиссерской игре (когда главные герои — игрушки, а ребенок управляет ими и озвучивает их), в рисовании, в общении со сверстниками.

В игре ребенок постигает азы существования в обществе. Знакомится с социальными ролями, учится выстраивать деловые и межличностные отношения с окружающими.

В школьном обучении детям необходимо умение работать с символами, что требует определенной зрелости мозга. Речь не только о буквах и цифрах, но и о других условных обозначениях: дорожных знаках, графиках, схемах. Однако тут мы встречаем парадокс цифровой эпохи: виртуальные игры и безналичные платежи упрощают жизнь, но тормозят приобретение навыков. Детям не нужно пересчитывать сдачу в магазине, а вместе с минутной и часовой стрелками уходят языковые обороты типа «четверть восьмого».

Языковая подготовка — еще один важный пласт. Многие дети свободно владеют бытовой речью, но сталкиваются с трудностями при встрече с литературным языком. Им все сложнее даются понятия из прошлого, обороты из сказок, переносное значение слов, смысл пословиц, загадок. Один из признаков готовности ребенка к школе — усвоение бытового языка и желание понимать то, что выходит за его рамки.

Не менее значим и переход от игровой деятельности к трудовой: умение обращаться с ножницами, иголкой или просто аккуратно сложить свои вещи. Казалось бы, мелочи, но именно они составляют фундамент самостоятельности.

Игра — не пустая трата времени, а важный этап развития ребенка. Не торопите, он должен «отыграть» свое. Источник: Shutterstock

Итак, знания — важный, но далеко не единственный критерий, который нужно учитывать, принимая столь важное решение. 

Интеллектуальная готовность

Понаблюдайте за ребенком.  

  • Умеет ли он слушать и понимать инструкции?
  • Способен ли он логически рассуждать, находить различия, обобщать?
  • Владеет ли базовыми навыками счета, чтения, пересказа? 

Эмоционально-волевая зрелость

Уроки для первоклассников короче, чем в более старших классах, на каждом занятии учителя проводят динамические паузы (мини-зарядки, чтобы дети могли переключиться и сбросить напряжение). Несмотря на это, для непоседливого ребенка может быть сложно столько времени проводить за партой. 

  • Может ли он усидеть на месте 30 минут?
  • Умеет ли справляться с неудачами? Например, если что-то не получается, может ли он принять ситуацию, переделать и перейти к следующему заданию или вероятна истерики? 
  • Готов ли соблюдать правила?
Ещё по теме

Расписание в 1 классе: сколько и каких уроков должно быть

Читать статью

Социальная адаптация

В отличие от детского сада, где дети постоянно находятся под присмотром педагогов, школьники в большей степени предоставлены себе. Поэтому важно, как ребенок взаимодействует с другими детьми. 

  • Легко ли он находит контакт со сверстниками? 
  • Понимает ли роль учителя и школьные нормы?

Для маленького ребенка школа может стать непосильной нагрузкой. Источник: Shutterstock

Физическое развитие

В школе придется много писать, сидеть за партой и подолгу концентрироваться на одной задаче. Это требует определенной физической зрелости. 

  • Достаточно ли развита мелкая моторика (удержание ручки, завязывание шнурков)?
  • Нет ли проблем со здоровьем, которые большая нагрузка может усугубить? 

Если по большинству пунктов ответ положительный — ребенок, скорее всего, готов. Если есть сомнения, лучше проконсультироваться с психологом и педагогами.

Когда ваш ребенок становится все более самостоятельным, важно дать ему правильные финансовые инструменты. Ведь умение распоряжаться карманными деньгами под контролем родителей — такой же важный навык, как чтение или счет.

Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет.

Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru

Получить стикер

Личный опыт: (не) отдали сына в школу в 6 лет 

Рассказываем истории родителей, которые стояли перед выбором и приняли разные решения. 

Татьяна, Ижевск: 

Мой сын пошел в первый класс в 6 лет и 7 месяцев. Он неплохо читал, умел считать до 20 и решал примеры в этом пределе, легко находил приятелей на новой площадке. Но я все равно переживала, справится ли он с нагрузкой. И не зря.  

Первые месяцы были непростыми: усталость, слезы из-за пропущенных букв в прописях, нежелание рано вставать. Учительница жаловалась, что на уроках сын отказывается выполнять задания, а иногда просто прячется под парту — мог просидеть там весь урок, обычно последний. 

Конечно, нас это очень беспокоило. Мы старались не давить на него, на год сделали перерыв в футболе, которым сын занимался с четырех лет, и через месяц бросили музыкалку — поняли, что ребенок просто не справляется с нагрузкой. Старались любой разговор о школе заканчивать на позитиве. 

Но все равно первые полгода дались нам очень тяжело. Особенно сложно было вернуться в режим после новогодних каникул — утренние истерики стали нормой. Но в марте ситуация резко улучшилась. Ребенок как будто раскачался, втянулся в ритм — а может, просто дорос.

Сейчас сын в пятом классе, учится на пятерки и очень легко, практически без нашего вмешательства. В школу ходит с удовольствием, у него много друзей в классе. Но, оглядываясь назад, я думаю, что не решилась бы повторить этот опыт.

Ольга, Казань: 

Мой сын родился в декабре, к началу учебного года ему было 6 лет и 8 месяцев. Примерно половина нашей группы в детском саду собиралась в школу, вторая оставалась в садике еще на год. Я металась весь год — то думала, что пора в школу, то — что еще рано. 

Принять решение помогла фраза воспитателя: «Если сомневаетесь, то лучше остаться в саду еще на год».

Мы так и сделали. Не скажу, что все было идеально. Уже осенью стало заметно, что детсад уже не так привлекает ребенка. Он неплохо ладил с одногруппниками, но все чаще предпочитал типично детсадовским играм книжки или тетради с заданиями. Потом стал жаловаться, что в садике скучно. С нытьем и уговорами мы дотянули этот год и наконец пошли в школу. 

После «мягкого» сентября, когда в день было по три урока, началась настоящая жизнь. Сына приняли в гимназию с углубленным изучением языков — кроме обязательной программы несколько дополнительных занятий каждую неделю.

И вот тут я поняла, что это было очень правильное решение — отправить ребенка в школу не в шесть, а в полные семь лет. Нагрузка очень большая, не представляю, как с ней справится шестилетка.  

Я бы посоветовала учитывать не только готовность ребенка, но и особенности школы. Например, у племянницы весь первый класс было по три урока, во втором полугодии добавился еще один урок один раз в неделю. Пожалуй, в таком режиме учеба не выглядит сложной.

Ещё по теме

Вторая смена в школе: со скольких начинается и можно ли ее избежать

Читать статью

Коротко: учиться или подождать 

Можно ли пойти в школу в 6 лет? Можно в шесть с половиной, но вот стоит ли? Однозначного ответа нет — все очень индивидуально. 

Решение должно быть взвешенным. Если ребенок:

  • хочет учиться,
  • умеет концентрироваться,
  • эмоционально устойчив,
  • физически готов,

то можно попробовать. Но если есть сомнения, не торопитесь — лишний год в детском саду или на подготовительных занятиях даст время ребенку «доиграть», мозгу — дозреть, а нервной системе — укрепиться. 

Мнение эксперта
Фото Лилия Сафина 

Лилия Сафина 

Детский психолог 


Как поддержать естественную любознательность ребенка? Вносите элементы обучения в повседневность: вместе читайте вывески, изучайте инструкции. Постепенно вводите элементы школьного распорядка. Поощряйте вопросы, но не давайте прямых ответов: побуждайте искать их самостоятельно. 

Поддерживайте ребенка в тяге к новому и помогите ему освоить новые навыки в преддверии школы. Важно, чтобы он умел обратиться с вопросом к незнакомому сверстнику или взрослому на рабочем месте — продавцу, охраннику, медсестре. Помогут развитые навыки самообслуживания — самому переодеться, узнать свою одежду, личные вещи, учебные принадлежности. 

Готовность к школе измеряется не только умением читать или считать. Это комплексное явление, и эмоциональная зрелость и социальные навыки не менее важны, чем академические знания. Лучший помощник в переходный момент — не строгий учитель, а близкий взрослый, который способен превратить ежедневную рутину в увлекательный урок.

Главное — ориентироваться не на возраст, а на возможности и желание самого ребенка, чтобы первый класс стал для него радостным и успешным стартом.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Новости
30 июл. 2024

Госдума разрешила аккредитацию коротких учебных курсов

Госдума разрешила аккредитацию коротких учебных курсов
119Просмотры
Читать полную статью
03 июл.
Новости

Вузам выделили 619 тысяч бюджетных мест

118Просмотры
Читать полную статью

Приметы, чтобы сдать экзамен: популярные ритуалы и суеверия студентов

9Просмотры