Рекламный баннер
Обучение

Можно ли отдавать ребенка в школу в 6 лет

Вероника Журавлева
от Вероника Журавлева / 25 июня 15:00
0
2.5 тыс.
7 мин.

Ребенок идет в школу — это ответственный момент для всей семьи. В каком возрасте лучше начинать обучение? Разберемся, стоит ли отдавать шестилетку в первый класс и что думают родители, которые отправили детей в школу в 6,5 и 7,5 лет.

В школу в шесть лет: идти или подождать? Источник: Shutterstock

Со скольки лет берут в школу 

С «летними» детьми все просто: исполнилось семь лет — добро пожаловать в школу. А вот если день рождения сына или дочери зимой или весной, на родителей ложится бремя ответственности. Именно они должны решить, когда ребенок пойдет в школу — в условные шесть с половиной или семь с половиной лет. 

Многие сомневаются: стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет, не рано ли это, готов ли малыш к учебной нагрузке и сможет ли адаптироваться к новым условиям.

По закону (п. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ») ребенок может пойти в первый класс, если к 1 сентября ему исполнилось 6 лет и 6 месяцев или меньше 8 лет. 

Берут ли в школу с 6 лет? В исключительных случаях да, но для этого, кроме заявления от родителей, потребуется решение психолого-педагогической комиссии — она должна подтвердить, что ребенок готов к обучению.

Ещё по этой теме

В школу с 8 лет: как и на каких основаниях можно отправить ребенка учиться на год позже сверстников

Читать статью

Как понять, что ребенок готов к школе

Ваш малыш уверенно читает, складывает в уме двузначные числа и может рассказать краткую историю возникновения вселенной? Впечатляет, но вовсе не значит, что ему пора в школу. 

Лилия Сафина 
Лилия Сафина 
Детский психолог 

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая. У одних она проявляется в сюжетно-ролевых играх: дочки — матери, гвардейцы — мушкетеры, зомби — мирные жители. У других — в режиссерской игре (когда главные герои — игрушки, а ребенок управляет ими и озвучивает их), в рисовании, в общении со сверстниками.

В игре ребенок постигает азы существования в обществе. Знакомится с социальными ролями, учится выстраивать деловые и межличностные отношения с окружающими.

В школьном обучении детям необходимо умение работать с символами, что требует определенной зрелости мозга. Речь не только о буквах и цифрах, но и о других условных обозначениях: дорожных знаках, графиках, схемах. Однако тут мы встречаем парадокс цифровой эпохи: виртуальные игры и безналичные платежи упрощают жизнь, но тормозят приобретение навыков. Детям не нужно пересчитывать сдачу в магазине, а вместе с минутной и часовой стрелками уходят языковые обороты типа «четверть восьмого».

Языковая подготовка — еще один важный пласт. Многие дети свободно владеют бытовой речью, но сталкиваются с трудностями при встрече с литературным языком. Им все сложнее даются понятия из прошлого, обороты из сказок, переносное значение слов, смысл пословиц, загадок. Один из признаков готовности ребенка к школе — усвоение бытового языка и желание понимать то, что выходит за его рамки.

Не менее значим и переход от игровой деятельности к трудовой: умение обращаться с ножницами, иголкой или просто аккуратно сложить свои вещи. Казалось бы, мелочи, но именно они составляют фундамент самостоятельности.

Игра — не пустая трата времени, а важный этап развития ребенка. Не торопите, он должен «отыграть» свое. Источник: Shutterstock

Итак, знания — важный, но далеко не единственный критерий, который нужно учитывать, принимая столь важное решение. 

Интеллектуальная готовность

Понаблюдайте за ребенком.  

  • Умеет ли он слушать и понимать инструкции?
  • Способен ли он логически рассуждать, находить различия, обобщать?
  • Владеет ли базовыми навыками счета, чтения, пересказа? 

Эмоционально-волевая зрелость

Уроки для первоклассников короче, чем в более старших классах, на каждом занятии учителя проводят динамические паузы (мини-зарядки, чтобы дети могли переключиться и сбросить напряжение). Несмотря на это, для непоседливого ребенка может быть сложно столько времени проводить за партой. 

  • Может ли он усидеть на месте 30 минут?
  • Умеет ли справляться с неудачами? Например, если что-то не получается, может ли он принять ситуацию, переделать и перейти к следующему заданию или вероятна истерики? 
  • Готов ли соблюдать правила?
Ещё по этой теме

Расписание в 1 классе: сколько и каких уроков должно быть

Читать статью

Социальная адаптация

В отличие от детского сада, где дети постоянно находятся под присмотром педагогов, школьники в большей степени предоставлены себе. Поэтому важно, как ребенок взаимодействует с другими детьми. 

  • Легко ли он находит контакт со сверстниками? 
  • Понимает ли роль учителя и школьные нормы?
Для маленького ребенка школа может стать непосильной нагрузкой. Источник: Shutterstock

Физическое развитие

В школе придется много писать, сидеть за партой и подолгу концентрироваться на одной задаче. Это требует определенной физической зрелости. 

  • Достаточно ли развита мелкая моторика (удержание ручки, завязывание шнурков)?
  • Нет ли проблем со здоровьем, которые большая нагрузка может усугубить? 

Если по большинству пунктов ответ положительный — ребенок, скорее всего, готов. Если есть сомнения, лучше проконсультироваться с психологом и педагогами.

Когда ваш ребенок становится все более самостоятельным, важно дать ему правильные финансовые инструменты. Ведь умение распоряжаться карманными деньгами под контролем родителей — такой же важный навык, как чтение или счет.

Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru

Получить стикер

Личный опыт: (не) отдали сына в школу в 6 лет 

Рассказываем истории родителей, которые стояли перед выбором и приняли разные решения. 

Татьяна, Ижевск: 

Мой сын пошел в первый класс в 6 лет и 7 месяцев. Он неплохо читал, умел считать до 20 и решал примеры в этом пределе, легко находил приятелей на новой площадке. Но я все равно переживала, справится ли он с нагрузкой. И не зря.  

Первые месяцы были непростыми: усталость, слезы из-за пропущенных букв в прописях, нежелание рано вставать. Учительница жаловалась, что на уроках сын отказывается выполнять задания, а иногда просто прячется под парту — мог просидеть там весь урок, обычно последний. 

Конечно, нас это очень беспокоило. Мы старались не давить на него, на год сделали перерыв в футболе, которым сын занимался с четырех лет, и через месяц бросили музыкалку — поняли, что ребенок просто не справляется с нагрузкой. Старались любой разговор о школе заканчивать на позитиве. 

Но все равно первые полгода дались нам очень тяжело. Особенно сложно было вернуться в режим после новогодних каникул — утренние истерики стали нормой. Но в марте ситуация резко улучшилась. Ребенок как будто раскачался, втянулся в ритм — а может, просто дорос.

Сейчас сын в пятом классе, учится на пятерки и очень легко, практически без нашего вмешательства. В школу ходит с удовольствием, у него много друзей в классе. Но, оглядываясь назад, я думаю, что не решилась бы повторить этот опыт.

Ольга, Казань: 

Мой сын родился в декабре, к началу учебного года ему было 6 лет и 8 месяцев. Примерно половина нашей группы в детском саду собиралась в школу, вторая оставалась в садике еще на год. Я металась весь год — то думала, что пора в школу, то — что еще рано. 

Принять решение помогла фраза воспитателя: «Если сомневаетесь, то лучше остаться в саду еще на год».

Мы так и сделали. Не скажу, что все было идеально. Уже осенью стало заметно, что детсад уже не так привлекает ребенка. Он неплохо ладил с одногруппниками, но все чаще предпочитал типично детсадовским играм книжки или тетради с заданиями. Потом стал жаловаться, что в садике скучно. С нытьем и уговорами мы дотянули этот год и наконец пошли в школу. 

После «мягкого» сентября, когда в день было по три урока, началась настоящая жизнь. Сына приняли в гимназию с углубленным изучением языков — кроме обязательной программы несколько дополнительных занятий каждую неделю.

И вот тут я поняла, что это было очень правильное решение — отправить ребенка в школу не в шесть, а в полные семь лет. Нагрузка очень большая, не представляю, как с ней справится шестилетка.  

Я бы посоветовала учитывать не только готовность ребенка, но и особенности школы. Например, у племянницы весь первый класс было по три урока, во втором полугодии добавился еще один урок один раз в неделю. Пожалуй, в таком режиме учеба не выглядит сложной.

Ещё по этой теме

Вторая смена в школе: со скольких начинается и можно ли ее избежать

Читать статью

Коротко: учиться или подождать 

Можно ли пойти в школу в 6 лет? Можно в шесть с половиной, но вот стоит ли? Однозначного ответа нет — все очень индивидуально. 

Решение должно быть взвешенным. Если ребенок:

  • хочет учиться,
  • умеет концентрироваться,
  • эмоционально устойчив,
  • физически готов,

то можно попробовать. Но если есть сомнения, не торопитесь — лишний год в детском саду или на подготовительных занятиях даст время ребенку «доиграть», мозгу — дозреть, а нервной системе — укрепиться. 

Лилия Сафина 
Лилия Сафина 
Детский психолог 

Как поддержать естественную любознательность ребенка? Вносите элементы обучения в повседневность: вместе читайте вывески, изучайте инструкции. Постепенно вводите элементы школьного распорядка. Поощряйте вопросы, но не давайте прямых ответов: побуждайте искать их самостоятельно. 

Поддерживайте ребенка в тяге к новому и помогите ему освоить новые навыки в преддверии школы. Важно, чтобы он умел обратиться с вопросом к незнакомому сверстнику или взрослому на рабочем месте — продавцу, охраннику, медсестре. Помогут развитые навыки самообслуживания — самому переодеться, узнать свою одежду, личные вещи, учебные принадлежности. 

Готовность к школе измеряется не только умением читать или считать. Это комплексное явление, и эмоциональная зрелость и социальные навыки не менее важны, чем академические знания. Лучший помощник в переходный момент — не строгий учитель, а близкий взрослый, который способен превратить ежедневную рутину в увлекательный урок.

Главное — ориентироваться не на возраст, а на возможности и желание самого ребенка, чтобы первый класс стал для него радостным и успешным стартом.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
2.5 тыс.
Вероника Журавлева
Вероника Журавлева

Расскажу, как накопить, сохранить и приумножить. Помогу найти баланс между бережливостью и расточительством.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно