
Можно ли отдавать ребенка в школу в 6 лет
Ребенок идет в школу — это ответственный момент для всей семьи. В каком возрасте лучше начинать обучение? Разберемся, стоит ли отдавать шестилетку в первый класс и что думают родители, которые отправили детей в школу в 6,5 и 7,5 лет.
Со скольки лет берут в школу
С «летними» детьми все просто: исполнилось семь лет — добро пожаловать в школу. А вот если день рождения сына или дочери зимой или весной, на родителей ложится бремя ответственности. Именно они должны решить, когда ребенок пойдет в школу — в условные шесть с половиной или семь с половиной лет.
Многие сомневаются: стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет, не рано ли это, готов ли малыш к учебной нагрузке и сможет ли адаптироваться к новым условиям.
По закону (п. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ») ребенок может пойти в первый класс, если к 1 сентября ему исполнилось 6 лет и 6 месяцев или меньше 8 лет.
Берут ли в школу с 6 лет? В исключительных случаях да, но для этого, кроме заявления от родителей, потребуется решение психолого-педагогической комиссии — она должна подтвердить, что ребенок готов к обучению.
В школу с 8 лет: как и на каких основаниях можно отправить ребенка учиться на год позже сверстников
Читать статьюКак понять, что ребенок готов к школе
Ваш малыш уверенно читает, складывает в уме двузначные числа и может рассказать краткую историю возникновения вселенной? Впечатляет, но вовсе не значит, что ему пора в школу.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая. У одних она проявляется в сюжетно-ролевых играх: дочки — матери, гвардейцы — мушкетеры, зомби — мирные жители. У других — в режиссерской игре (когда главные герои — игрушки, а ребенок управляет ими и озвучивает их), в рисовании, в общении со сверстниками.
В игре ребенок постигает азы существования в обществе. Знакомится с социальными ролями, учится выстраивать деловые и межличностные отношения с окружающими.
В школьном обучении детям необходимо умение работать с символами, что требует определенной зрелости мозга. Речь не только о буквах и цифрах, но и о других условных обозначениях: дорожных знаках, графиках, схемах. Однако тут мы встречаем парадокс цифровой эпохи: виртуальные игры и безналичные платежи упрощают жизнь, но тормозят приобретение навыков. Детям не нужно пересчитывать сдачу в магазине, а вместе с минутной и часовой стрелками уходят языковые обороты типа «четверть восьмого».
Языковая подготовка — еще один важный пласт. Многие дети свободно владеют бытовой речью, но сталкиваются с трудностями при встрече с литературным языком. Им все сложнее даются понятия из прошлого, обороты из сказок, переносное значение слов, смысл пословиц, загадок. Один из признаков готовности ребенка к школе — усвоение бытового языка и желание понимать то, что выходит за его рамки.
Не менее значим и переход от игровой деятельности к трудовой: умение обращаться с ножницами, иголкой или просто аккуратно сложить свои вещи. Казалось бы, мелочи, но именно они составляют фундамент самостоятельности.
Итак, знания — важный, но далеко не единственный критерий, который нужно учитывать, принимая столь важное решение.
Интеллектуальная готовность
Понаблюдайте за ребенком.
- Умеет ли он слушать и понимать инструкции?
- Способен ли он логически рассуждать, находить различия, обобщать?
- Владеет ли базовыми навыками счета, чтения, пересказа?
Эмоционально-волевая зрелость
Уроки для первоклассников короче, чем в более старших классах, на каждом занятии учителя проводят динамические паузы (мини-зарядки, чтобы дети могли переключиться и сбросить напряжение). Несмотря на это, для непоседливого ребенка может быть сложно столько времени проводить за партой.
- Может ли он усидеть на месте 30 минут?
- Умеет ли справляться с неудачами? Например, если что-то не получается, может ли он принять ситуацию, переделать и перейти к следующему заданию или вероятна истерики?
- Готов ли соблюдать правила?
Социальная адаптация
В отличие от детского сада, где дети постоянно находятся под присмотром педагогов, школьники в большей степени предоставлены себе. Поэтому важно, как ребенок взаимодействует с другими детьми.
- Легко ли он находит контакт со сверстниками?
- Понимает ли роль учителя и школьные нормы?
Физическое развитие
В школе придется много писать, сидеть за партой и подолгу концентрироваться на одной задаче. Это требует определенной физической зрелости.
- Достаточно ли развита мелкая моторика (удержание ручки, завязывание шнурков)?
- Нет ли проблем со здоровьем, которые большая нагрузка может усугубить?
Если по большинству пунктов ответ положительный — ребенок, скорее всего, готов. Если есть сомнения, лучше проконсультироваться с психологом и педагогами.
Когда ваш ребенок становится все более самостоятельным, важно дать ему правильные финансовые инструменты. Ведь умение распоряжаться карманными деньгами под контролем родителей — такой же важный навык, как чтение или счет.
Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Личный опыт: (не) отдали сына в школу в 6 лет
Рассказываем истории родителей, которые стояли перед выбором и приняли разные решения.
Татьяна, Ижевск:
Мой сын пошел в первый класс в 6 лет и 7 месяцев. Он неплохо читал, умел считать до 20 и решал примеры в этом пределе, легко находил приятелей на новой площадке. Но я все равно переживала, справится ли он с нагрузкой. И не зря.
Первые месяцы были непростыми: усталость, слезы из-за пропущенных букв в прописях, нежелание рано вставать. Учительница жаловалась, что на уроках сын отказывается выполнять задания, а иногда просто прячется под парту — мог просидеть там весь урок, обычно последний.
Конечно, нас это очень беспокоило. Мы старались не давить на него, на год сделали перерыв в футболе, которым сын занимался с четырех лет, и через месяц бросили музыкалку — поняли, что ребенок просто не справляется с нагрузкой. Старались любой разговор о школе заканчивать на позитиве.
Но все равно первые полгода дались нам очень тяжело. Особенно сложно было вернуться в режим после новогодних каникул — утренние истерики стали нормой. Но в марте ситуация резко улучшилась. Ребенок как будто раскачался, втянулся в ритм — а может, просто дорос.
Сейчас сын в пятом классе, учится на пятерки и очень легко, практически без нашего вмешательства. В школу ходит с удовольствием, у него много друзей в классе. Но, оглядываясь назад, я думаю, что не решилась бы повторить этот опыт.
Ольга, Казань:
Мой сын родился в декабре, к началу учебного года ему было 6 лет и 8 месяцев. Примерно половина нашей группы в детском саду собиралась в школу, вторая оставалась в садике еще на год. Я металась весь год — то думала, что пора в школу, то — что еще рано.
Принять решение помогла фраза воспитателя: «Если сомневаетесь, то лучше остаться в саду еще на год».
Мы так и сделали. Не скажу, что все было идеально. Уже осенью стало заметно, что детсад уже не так привлекает ребенка. Он неплохо ладил с одногруппниками, но все чаще предпочитал типично детсадовским играм книжки или тетради с заданиями. Потом стал жаловаться, что в садике скучно. С нытьем и уговорами мы дотянули этот год и наконец пошли в школу.
После «мягкого» сентября, когда в день было по три урока, началась настоящая жизнь. Сына приняли в гимназию с углубленным изучением языков — кроме обязательной программы несколько дополнительных занятий каждую неделю.
И вот тут я поняла, что это было очень правильное решение — отправить ребенка в школу не в шесть, а в полные семь лет. Нагрузка очень большая, не представляю, как с ней справится шестилетка.
Я бы посоветовала учитывать не только готовность ребенка, но и особенности школы. Например, у племянницы весь первый класс было по три урока, во втором полугодии добавился еще один урок один раз в неделю. Пожалуй, в таком режиме учеба не выглядит сложной.
Коротко: учиться или подождать
Можно ли пойти в школу в 6 лет? Можно в шесть с половиной, но вот стоит ли? Однозначного ответа нет — все очень индивидуально.
Решение должно быть взвешенным. Если ребенок:
- хочет учиться,
- умеет концентрироваться,
- эмоционально устойчив,
- физически готов,
то можно попробовать. Но если есть сомнения, не торопитесь — лишний год в детском саду или на подготовительных занятиях даст время ребенку «доиграть», мозгу — дозреть, а нервной системе — укрепиться.
Как поддержать естественную любознательность ребенка? Вносите элементы обучения в повседневность: вместе читайте вывески, изучайте инструкции. Постепенно вводите элементы школьного распорядка. Поощряйте вопросы, но не давайте прямых ответов: побуждайте искать их самостоятельно.
Поддерживайте ребенка в тяге к новому и помогите ему освоить новые навыки в преддверии школы. Важно, чтобы он умел обратиться с вопросом к незнакомому сверстнику или взрослому на рабочем месте — продавцу, охраннику, медсестре. Помогут развитые навыки самообслуживания — самому переодеться, узнать свою одежду, личные вещи, учебные принадлежности.
Готовность к школе измеряется не только умением читать или считать. Это комплексное явление, и эмоциональная зрелость и социальные навыки не менее важны, чем академические знания. Лучший помощник в переходный момент — не строгий учитель, а близкий взрослый, который способен превратить ежедневную рутину в увлекательный урок.
Главное — ориентироваться не на возраст, а на возможности и желание самого ребенка, чтобы первый класс стал для него радостным и успешным стартом.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Расскажу, как накопить, сохранить и приумножить. Помогу найти баланс между бережливостью и расточительством.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
