Баннер
Персоны

Чем знаменит Генри Форд

Александра Сенягина
/ 9 октября 16:00
96
11 мин.

Генри Форд — фигура масштабная, но довольно противоречивая. Кем он был? Удачливым коммерсантом, рвущимся к славе? Работодателем-тираном или все же заботящимся о своих рабочих? Какие тайны скрывает его биография? Рассказываем об истории успеха Генри Форда.

генри форд биография
Таким был Генри Форд. Источник: Hartsook / National Photo Company Collection / Keystone View Co. / Общественное достояние

Рождение знаменитости: детство и юность Генри Форда

Генри Форд появился на свет 30 июля 1863 года. Это произошло в небольшом американском городе Дирборн в округе Уэйн штата Мичиган. Когда-то сюда из Ирландии эмигрировали его родители — Уильям и Мэри Форд. В семье он был первым ребенком.

Отец имел большую ферму и такие же по размеру надежды, что первенец со временем будет работать на земле. Однако у Генри были иные представления о будущем: он считал, что усилия, вложенные в дело отца, не приносят должной отдачи.

Пока Генри жил с родителями, он окончил лишь церковную школу, образование в которой можно было получить начальное. Так случилось, что глава семейства, сам того не желая, привил старшему сыну любовь к механике. Однажды он показал подростку карманные часы, которые наш герой незамедлительно разобрал и собрал снова. Впоследствии Генри открыл маленькую придомовую часовую мастерскую.

Перейти на более сложные механизмы его подтолкнул случай. Как-то он увидел на дороге паромобиль компании Nichols and Shepard. Потрясение было настолько сильным, что паренек буквально заболел автомобилями. Отец восторгов Генри не разделял.

Когда Генри исполнилось 12 лет, умерла его горячо любимая мама. На ней держалось все домашнее хозяйство, но несмотря на это, она всегда находила время на шестерых детей. Для Генри мать стала эталоном женщины. Это наложило отпечаток на будущее: когда он правил своей «Форд Мотор Компани», у него было правило — женщин на работу не брать. Они должны посвящать время семье, дому и детям. Если кого-то из девушек и принимали на работу в компанию, то незамедлительно прощались, стоило им только выйти замуж.

Но это ждало Форда в будущем, а пока он насилу дождался своего 16-летия и сбежал в Детройт, чтобы набраться опыта. Затем блудный сын все же вернулся к отцу, но не для того, чтобы посвятить себя работе на ферме. Генри надумал жениться.

Женитьба будущего изобретателя

Выбор пал на Клару Брайант, с которой они когда-то познакомились на сельских танцах. Девушка была покорена умением Генри лихо вытанцовывать, его равнодушием к алкоголю и золотыми руками в искусстве часовых дел.

Ее родители тоже были фермерами. А значит, их бы не устроил брак дочери с человеком, у которого за душой ни денег, ни земельного участка.

Удачно совпало, что именно в этот момент отец будущего основателя автомобильного концерна предложил ему за возвращение в родительский дом участок в 40 акров земли. Такое предложение нельзя было упускать.

В 1888 году Генри женился. Их союз с Кларой продлился всю жизнь. Супруга поддерживала Форда во всех начинаниях, терпеливо слушала его рассуждения о самодвижущихся экипажах и о других важных темах, но при этом никогда не вмешивалась в работу мужа. Это и стало залогом крепкого брака.

Первые достижения Генри Форда

Пока Генри с женой жил на ферме, он даром времени не терял: днем управлялся с большим хозяйством, а по ночам «колдовал» над своими изобретениями. Он искал устройство, которое должно было облегчить труд отца. Так на свет появилась молотилка зерна с бензиновым мотором.

Это был настоящий прорыв. Идея заинтересовала самого Томаса Эдисона — который изобрел лампу накаливания, фонограф и другие невиданные для того времени устройства. Он выкупил у Форда патент на бензиновое творение. 

Впоследствии Эдисон пригласил Генри работать в свою компанию — Edison Illuminating Company, которая обустраивала систему городского освещения в Детройте. С 1891 по 1899 год Форд поднялся с позиции рядового механика до главного инженера. На секундочку — имея за плечами лишь сельскую церковную школу.

Пока Генри трудился на благо компании Томаса Эдисона, он не оставлял попыток создать самодвижущийся экипаж. В 1892–1893 годах механику-самоучке удалось задуманное — на свет появился первый автомобиль. Его можно было сравнить с крестьянской тележкой, но никак не с привычным нам современным авто.

Чудо-транспорт тарахтел на всю округу, распугивал лошадей и собирал вокруг себя толпу зевак. Из них кто-нибудь да норовил прокатиться, пока владельца не было рядом. Форд вынужден был привязывать самоходную тележку, когда где-нибудь останавливался, — это и спасало от угона. Так было положено начало производству первых машин, которое стало делом жизни Генри Форда и его потомков.

Кстати, компания Томаса Эдисона не оценила прорыв Форда. Руководству не нравилось, что талантливый изобретатель занимается чем-то еще, кроме основной работы. В 1899 году Генри уходит из Edison Illuminating Company.

первый форд
То самое детище Форда, распугивающее лошадей. Источник: Spooner & Wells, Inc. / thehenryford.org / Общественное достояние

Путь к «Форд Мотор Компани»

Оставив пост в компании Эдисона, Форд продолжил свой путь к всемирной славе. Он становится одним из совладельцев Detroit Automobile Company — это был пилотный автомобилестроительный завод, и Форд был назначен его управляющим. Но дело не заладилось: в стенах предприятия родилось всего 20 автомобилей, которые не принесли ожидаемого спроса с ажиотажем: соотношение цена — качество оставляло желать лучшего. В 1901 году завод обанкротился.

Следующий значимый шаг в биографии Генри Форда произошел в 1903 году, когда он стал соучредителем Ford Motor Company. В 1905 году он выкупил контрольный пакет акций, став президентом предприятия. С тех пор Ford Motor Company остается семейным бизнесом, которым руководят наследники знаменитого механика-самоучки. Сегодня на должности председателя совета директоров находится правнук — Уильям Клэй «Билл» Форд – младший.

«Жестяная Лиззи»

Самоходный транспорт, который в то время выпускали конкуренты, был вычурным — для демонстрации статуса владельца — и при этом ненадежным в эксплуатации. Все это делало машину предметом роскоши, к которому было не подступиться простым людям.

Генри решил переломить ситуацию и сделать автомобили доступными даже для обычных фермеров и рабочих. По задумке создателя, автомобиль для массового производства должен был одновременно вмещать всю семью и в то же время быть простым в управлении. Так в 1908 году появилась знаменитая Ford Model T, которую в народе прозвали «Жестяной Лиззи» (Лиззи — одна из популярных у извозчиков кличек лошадей).

Автомобиль получился без изысков: простой жестяной короб черного цвета, а снизу колеса. Но конструкция оправдала себя: машина получилась мощной и надежной. Ее выпускали почти 20 лет — с 1908 по 1927 год.

форд чья марка
Генри Форд рядом с «Жестяной Лиззи». Источник: Нью-Йорк, 1921 / Общественное достояние

Сперва к популярной Model T было не подступиться — из-за стоимости. Первые машины собирали вручную и на заказ, поэтому и цена была соответствующей — 825 долларов. Как только завод нарастил мощность, стоимость начала падать. Постепенно она достигла минимальной отметки в 290 долларов США. Этого удалось добиться благодаря внедренному в 1913 году конвейерному методу сборки.

Кстати, конвейер — это не изобретение Форда, хотя именно ему и приписывают новаторство. Генри всего лишь внедрил первую коммерчески успешную линию и усовершенствовал принцип работы. Это позволило здорово увеличить производительность труда и сократить себестоимость выпуска автомобилей.

В 1920-е годы компания Форда контролировала 60% американского автомобильного рынка. Филиалы открывались один за другим как внутри Америки, так и за ее пределами. Марка «Форд» стала популярной и желанной. А однажды автомобильный магнат получил послание, в котором в любви к его детищу признавались знаменитые гангстеры Бонни и Клайд.

Со временем Форду пришлось наладить выпуск другой модели, более совершенной. А Model T ушла в историю. Так в 1927 году появилась новая модель «Форд-А» — прототип советской «Победы».

С кредитом от Совкомбанка можно приобрести любой автомобиль: статусный или рабочую лошадку, подержанный или только сошедший с конвейера завода. Заполняйте заявку и забирайте свое приобретение.

Мечтаете о новом автомобиле? Пора действовать! Купите новую или подержанную машину в салоне или напрямую у владельца, а деньги на покупку одолжит Совкомбанк. Кредит позволит быстро и легко пересесть за руль того авто, на покупку которого не хватало средств. Удобный калькулятор на сайте поможет рассчитать сроки и сумму платежей. Заполните заявку онлайн — это занимает меньше минуты. С вами свяжется сотрудник банка для уточнения деталей и быстрого решения.

Чем еще знаменит Генри Форд

Вот несколько приметных фактов в биографии автомагната:

  1. Отсутствие технического образования

Он так и не получил никакого профильного образования, кроме начального, и даже не умел читать чертежи. Одна из цитат Генри Форда: «Умный — тот, кто умеет привлекать к себе на работу людей более образованных, чем он сам». Умение заинтересовывать нужных людей оказалось эффективнее, чем образование.

   2. Полный цикл производства

Чтобы контролировать выпуск машин на всех этапах, Форд внедрил полный производственный цикл: от добычи руды и угля для выплавки стали до выхода машины с конвейера и транспортировки ее на собственных судах в другие страны.

   3. Забота о сотрудниках

В 1914 году автомагнат совершил настоящую революцию в области оплаты труда своим подчиненным — он начал платить по пять долларов в день. На тот момент ни одна из производственных компаний не могла похвастаться чем-то подобным.

Также Генри позволил рабочим участвовать в распределении прибыли корпорации и оплачивал им отпуск. Но и это не все: он построил поселок для рабочих своей фабрики и стал финансово поощрять тех, кто не был замечен за курением и употреблением алкоголя и был примерным семьянином (за этим следили специальные люди).

Генри наладил трехсменную работу с восьмичасовым рабочим днем. Народ выстраивался в очередь — лишь бы попасть на работу к автомагнату. Как говорил Форд: «Мне все равно, откуда пришел человек — из тюрьмы Синг-Синга или из Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю».

   4. Сотрудничество с СССР

С 1909 года на территории России стали появляться фордовские сбытовые конторы. Была заключена сделка по продаже Советской России тракторов «Фордзон». Правительство СССР обратилось к Форду с просьбой наладить производство на Горьковском автозаводе и обучить персонал.

   5. Премия за заслуги перед автопромышленностью

Почетную премию Форду вручили в 1946 году. И в том же году Американский институт нефти наградил его золотой медалью за заслуги перед обществом.

   6. Усовершенствование конвейерной работы

Генри придумал поднять рабочую область на уровень талии человека, чтобы рабочему не приходилось трудиться в неестественной и неудобной позе. Форд первым начал пользоваться подвесными транспортными системами — крюками и цепями над конвейером, — чтобы с легкостью перемещать габаритные и тяжелые детали.

Эти факты из его жизни красноречиво рассказывают, кто такой Генри Форд — талантливый и умный человек, который не только совершил переворот в области автомобилестроения, но и оставил о себе память как о справедливом работодателе.

7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет Генри Форд скончался у себя дома, в Дирборне. В последние годы его жизни автоконцерн переживал не лучшие времена. До 1919 года компанией управлял единственный сын Генри, который преждевременно скончался от рака. После его смерти Генри-старшему пришлось снова взять бразды правления. Но престарелому промышленнику это давалось нелегко.

Ситуацию спас старший внук Генри Форда — Генри Форд II, который возглавлял компанию с 1945 по 1979 год. Он собрал отличную команду специалистов, которая и вытянула корпорацию из забытья. Сейчас у руля стоит правнук основателя — Уильям Клэй Форд – младший. На благо компании работают и другие потомки знаменитого механика-самоучки.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
96
Александра Сенягина
Александра Сенягина
Из работы бухгалтером вынесла важное — в финансовых вопросах не бывает мелочей. Помогу разобраться и ничего не упустить.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер