Рекламный баннер
Путешествия

Самые глубокие станции метро в России и мире

Ксения Полякова
от Ксения Полякова / 3 октября 09:00
0
171
19 мин.

Представьте, что спускаетесь на лифте с высоты 30-этажного дома. Правда, под землю. Самое глубокое метро в мире создавали не для рекордов, а из-за особенностей рельефа и городской застройки. Составили топ-16 станций, которые могут «похвастаться» глубиной.

Китайская станция «Хунъяньцунь» — абсолютный мировой рекордсмен. Источник: Junyi Lou / wikimedia.org / CC BY-SA 4.0

«Хунъяньцунь»

  • Где находится: Китай, Чунцин
  • Когда открыли: 2022 год
  • Глубина: 116 метров
  • Стиль: современный, технологичный

Самое глубокое метро в мире на 2025 год находится в Чунцине, который называют «горным городом». Сложный холмистый рельеф вынудил инженеров проложить линии на огромной глубине, чтобы обойти скальные породы и фундаменты высотных зданий. Только на горные раскопки, которые предшествовали строительству тоннеля, ушло 400 дней.

Глубина станции равна высоте 39-этажного здания. Путь вниз занимает около 10 минут. Чтобы спуститься, пассажиры используют многоуровневую систему эскалаторов.

«Пехунг»

  • Где находится: Северная Корея, Пхеньян
  • Когда открыли: 1987 год
  • Глубина: 110 метров
  • Стиль: монументальный, сталинский ампир
Станция «Пехунг» — не просто объект инфраструктуры, а символ идеологии. Источник: Gilad Rom / wikimedia.org / CC-BY 3.0

Тема оформления — освобождение Кореи и революционные идеи. Интерьер украшают огромные цветные люстры, мраморные колонны и монументальные мозаичные панно. На центральном — изображен основатель КНДР и бывший лидер страны Ким Ир Сен в окружении рабочих.

Глубина, на которую заложили станцию, объясняется стратегическими соображениями: на случай военных конфликтов метро должно служить надежным бомбоубежищем.

Ещё по этой теме

5 стран, где всегда тепло: зима отменяется

Читать статью

«Арсенальная»

  • Где находится: Украина, Киев
  • Когда открыли: 1960 год
  • Глубина: 105,5 метра
  • Стиль: советский монументализм
Долгое время «Арсенальная» была самой глубокой станцией в мире и до сих пор удерживает этот титул в Европе. Источник: AMY / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

Из-за сложного рельефа и перепада высот станцию пришлось «прятать» в крутом склоне Днепровских берегов. Глубина метро в те годы имела и оборонное значение.

Спускаться нужно на двух эскалаторах. Между ними есть промежуточный вестибюль. Строили его на поверхности, а потом постепенно опускали под землю. Почву из-под конструкции удаляли, а окружающие слои замораживали хлоридом кальция.

«Арсенальная» — станция «английского типа». Отличительная особенность — укороченный центральный зал, от которого ведут проходы к платформам.

Стиль интерьера строгий: серый гранит, белый и розовый мрамор, массивные светильники.

«Хонгтуди»

  • Где находится: Китай, Чунцин
  • Когда открыли: 2017 год
  • Глубина: 94 метра
  • Стиль: футуристический
«Хонгтуди» в переводе с китайского означает «красная земля». Название отсылает к особенностям местной почвы. Источник: Azylber / wikimedia.org / CC BY-SA 3.0

Еще одно сверхглубокое метро в Чунцине, которое подтверждает статус города как лидера по подземному строительству. 

Станцию заложили на глубину, равную высоте 31-этажного здания, и оборудовали многоуровневой системой из десятков эскалаторов. Спуск к поездам занимает около трех минут. У пассажиров есть альтернатива, можно воспользоваться лестницей. Правда, преодолеть придется 354 ступеньки.

Дизайн станции отражает современные тенденции: обилие стекла, металла и динамичной подсветки.

«Адмиралтейская»

  • Где находится: Россия, Санкт-Петербург
  • Когда открыли: 2011 год
  • Глубина: 86 метров
  • Стиль: современный, тематический

«Адмиралтейскую» строили 17 лет. Источник: Sergieiev / Shutterstock / FOTODOM

У «Адмиралтейской» одновременно два титула. Это самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге и самая глубокая станция метро в России. Тоннели проходят под руслом реки и фундаментами старинных зданий в историческом центре города. Поэтому «зарыться» пришлось поглубже.

Отделка станции — серый гранит и голубой мрамор. Оформление полностью посвятили морской теме и славе российского флота:

  • на стенах — мозаичные панно с фигурой главной реки Санкт-Петербурга Невы, богом морей Нептуна, Петром I, Адмиралтейством и кораблями;
  • в простенках между колоннами — барельефы с изображениями русских флотоводцев;
  • на полу — розы ветров с золотистыми флотскими шевронами;
  • на стенах за путями — решетки с якорями.

Путь от входа в метро до платформы — это два эскалатора и переходный коридор между ними. Всего семь минут, и вы внизу.

Ещё по этой теме

Главные соборы и храмы Санкт-Петербурга: подборка культовых мест

Читать статью

«Парк Победы»

  • Где находится: Россия, Москва
  • Когда открыли: 2003 год
  • Глубина: 84 метра
  • Стиль: мемориальный, современный

Самая глубокая станция метро в Москве. Носит имя мемориального комплекса на Поклонной горе, рядом с которым построена.

Оформление станции посвятили двум событиям — Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Торцы обоих залов украшают два тематических мозаичных панно Зураба Церетели.

В мраморе на стенах и пилонах можно заметить окаменелости аммонитов — моллюсков, которые вымерли миллионы лет назад. Источник: Liubov Butakova / Shutterstock / FOTODOM

Красно-оранжевый мрамор и гранит создают торжественную и строгую атмосферу. Полы напоминают шахматные доски. В одном зале черные гранитные плиты чередуются со светло-серыми, во втором — светло-серые с коричневыми.

Чтобы спуститься к поездам на самой глубокой станции метро в Москве, нужно воспользоваться только одним эскалатором, зато каким — длиной 123 метра.

Ещё по этой теме

Топ-30 интересных музеев Москвы

Читать статью

«Вашингтон-парк»

  • Где находится: США, Портленд
  • Когда открыли: 1998 год
  • Глубина: 79 метров
  • Стиль: современный, тематический
Причина глубокого заложения «Вашингтон-парка» — рельеф местности. Тоннели проходят прямо через холмы. Источник: David Wilson / flickr.com / CC BY 2.0

Продолжает наш рейтинг самая глубокая станция в Северной Америке. Правда, по путям здесь ездят не поезда метро, а специальные скоростные трамваи. Это единственная подземная станция в системе легкорельсового транспорта Портленда. 

Тема оформления — геология. В отделке использовали грубый бетон и серый гранит, чтобы создать «горную эстетику». В итоге кажется, что вы находитесь внутри пещеры.

Интерьер украшают изображения растений и животных. На одной из стен разместили геохронологическую шкалу. Она показывает, как формировалась наша планета по этапам. За стеклом лежат образцы горных пород разных эпох.

Потолочные балки с одной стороны оранжевые, с другой — желтые. Это символизирует закат и восход.

Но в целом интерьер выглядит довольно аскетично.

Ещё по этой теме

Лучшие маршруты для путешествия на машине

Читать статью

«Абая»

  • Где находится: Казахстан, Алматы
  • Когда открыли: 2011 год
  • Глубина: 78 метров
  • Стиль: современный

«Абая» — одно из первых метро Казахстана. Источник: L_B_Photography / Shutterstock / FOTODOM

Глубокой станцию пришлось сделать из-за рельефа. В этой местности поверхность земли намного выше, чем на участках, где расположили другие остановки ветки.

Отделка стен — бежевый и коричневый мрамор. На полу — гранит, цветовая палитра та же.

Назвали метро в честь поэта, философа и национального символа страны — Абая Кунанбаева. Бронзовый барельеф с его изображением украшает стену центрального зала. Дополняют композицию стихи поэта и виды города Алматы.

Ещё по этой теме

Достопримечательности и интересные места Алматы

Читать статью

«Комендантский проспект»

  • Где находится: Россия, Санкт-Петербург
  • Когда открыли: 2005 год
  • Глубина: 75 метров
  • Стиль: современный, тематический
С улицы к кассам и эскалаторам «Комендантского проспекта» попадают через подземный переход, оттуда же можно пройти в торговый центр. Источник: smith371 / Shutterstock / FOTODOM

Станцию пришлось заглубить из-за сложной геологии. В этом районе Санкт-Петербурга рыхлые грунты и высокий уровень подземных вод.

Название метро отсылает к одноименному проспекту, а тот, в свою очередь, — к Комендантскому аэродрому, который функционировал неподалеку в XX веке. Сначала как военный, потом как гражданский.

Тема оформления станции соответствующая — российская авиация. Изюминка интерьера — мозаичные панно и медальоны. На них — небо, самолеты, воздушные бои, летчики, конструкторы и даже воздушный шар из цветных лоскутков, на котором летит медведь с балалайкой.

Доминирующие оттенки — синий, небесно-голубой, светло-бежевый. На этой станции впервые в истории петербургского метростроения для отделки выбрали металлокерамические плиты вместо мрамора.

Ещё по этой теме

Топ-15 необычных отелей в России

Читать статью

«Пролетарская»

  • Где находится: Россия, Санкт-Петербург
  • Когда открыли: 1981 год
  • Глубина: 72 метра
  • Стиль: советский модернизм с индустриальными мотивами
Оформление еще одной глубокой станции Северной столицы посвятили теме пролетариата. Источник: Алексей Фёдоров / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

Для облицовки стен вдоль путей использовали мрамор бело-розового и белого цветов. Пол собран из гранитных плит черного, серого и темно-красного оттенков. Над беломраморными колоннами разместили горизонтальную полосу из гранита, которая напоминает развернутое красное знамя.

Главный акцент — торцевая стена из темно-красного камня с внушительным горельефом «Серп и Молот».

Название станции связано с памятью о стачке рабочих Обуховского завода в 1901 году.

Чтобы спуститься вниз, нужно проехать на каскаде из двух эскалаторов и пройти по подземному переходу между ними.

«Садовая»

  • Где находится: Россия, Санкт-Петербург
  • Когда открыли: 1991 год
  • Глубина: 71 метр
  • Стиль: советский модернизм
Вместе со «Спасской» и «Сенной площадью», «Садовая» входит в единственный в Петербурге трехстанционный пересадочный узел. В народе его называют «хождение по кругу». Источник: bellena / Shutterstock / FOTODOM

Стиль оформления сдержанный. Путевые стены и пол облицованы красным гранитом с серыми вставками. По легенде, такой выбор был вынужденным — серого камня на складах не хватило, и строители использовали оставшийся красный гранит, чтобы не сорвать сроки сдачи.

У станции односводчатый потолок, который благодаря длинным дуговым светильникам смотрится весьма колоритно.

Наземного вестибюля нет, пассажиры входят в метро прямо из подземного перехода под Сенной площадью.

«Площадь Ленина»

  • Где находится: Россия, Санкт-Петербург
  • Когда открыли: 1958 год
  • Глубина: 71 метр
  • Стиль: поздний советский
На момент открытия на «Площади Ленина» стояли самые длинные эскалаторы в мире. Источник: IgorMarch / Shutterstock / FOTODOM

Главная особенность — кафельная плитка на стенах вдоль путей, сверху белая, снизу черная. Ее уложили «по-кирпичному», а не «в клеточку», как на всех остальных станциях.

Интерьер выдержали в красно-белой цветовой гамме. Пилоны облицевали коричневым гранитом и такого же оттенка мрамором с белым прожилками. Пол сделали из серых и красных гранитных плит. Двери в путевых стенах решетчатые, в стиле первых станций ленинградского метро, с годом постройки.

Освещение спрятали за карнизами на уровне глаз пассажиров, что создает мягкий и равномерный свет.

В наземном вестибюле, встроенном в здание Финляндского вокзала, находится мозаичное панно. Композицию посвятили выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда в апреле 1917 года.

Ещё по этой теме

Крайние точки и города России: как до них добраться и что там делать

Читать статью

«Чернышевская»

  • Где находится: Россия, Санкт-Петербург
  • Когда открыли: 1958 год
  • Глубина: 71 метр
  • Стиль: переходный от сталинского ампира к функционализму
«Чернышевская» стала первой станцией в городе, где применили закарнизное освещение, полностью отказавшись от люстр. Источник: Sergey Andreevich / Shutterstock / FOTODOM

Строили ее в эпоху борьбы с архитектурными излишествами, поэтому оформление получилось сдержанным — без мозаик и барельефов. Единственный есть под потолком наземного вестибюля. Там, если задрать голову повыше, можно разглядеть профиль писателя и философа Николая Чернышевского, в честь которого назвали станцию.

Пилоны облицованы серым мрамором, путевые стены — белым кафелем. На полу в центральном зале лежат плиты из искусственного камня белого и черного цветов. Напольное покрытие платформ изначально было из асфальта, позднее его заменили на гранитное.

«Приморская»

  • Где находится: Россия, Санкт-Петербург
  • Когда открыли: 1979 год
  • Глубина: 71 метр
  • Стиль: поздний советский модернизм с морской тематикой
Свое название станция «Приморская» получила из-за близости к берегу Финского залива. Источник: Алексей Фёдоров / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

Тема оформления — морская. Путевые стены и колонны облицованы серым мрамором с белыми и темно-серыми прожилками, которые создают волнистый рисунок. 

Пол украшает крупная декоративная роза ветров из гранита. Еще один тематический декор — четыре медных горельефа на стенах. Они изображают знаменитые русские и советские корабли. Среди них — атомный ледокол «Арктика», который первым достиг Северного полюса в надводном плавании. В торце зала — композиция из настоящих морских якорей.

Долгое время станция была самой западной в стране.

Ещё по этой теме

Как организовать путешествие с небольшим бюджетом: с чего начать

Читать статью

«Марьина Роща» (на Большой кольцевой линии)

  • Где находится: Россия, Москва
  • Когда открыли: 2023 год
  • Глубина: 70 метров
  • Стиль: авангардный

Вторая самая глубокая станция метро в Москве уступает лидеру столицы на 14 метров. Источник: Ovchinnikova Irina / Shutterstock / FOTODOM

Это станция-рекордсмен. Пассажиры спускаются к поездам и поднимаются на поверхность на самых протяженных эскалаторах в московском метро. Длина каждого составляет 130 метров.

Пилоны в подземном зале напоминают по форме пузатые фарфоровые чайники. Для их облицовки использовали белый мрамор с эффектом кракелюра (мелких трещинок), что создает впечатление старинного фарфора. 

Наземный вестибюль украшают огромные шары из полированной нержавеющей стали диаметром 2,5 метра.

А вот путевые стены оставили без отделки. Пассажиры видят ничем не прикрытые чугунные блоки.

Название станции связано с одноименным историческим районом столицы.

Ещё по этой теме

Как ездить в московском метро: инструкция и лайфхаки для туристов

Читать статью

«Горный институт»

  • Где находится: Россия, Санкт-Петербург
  • Когда открыли: 2024 год
  • Глубина: 70 метров
  • Стиль: современный с элементами ар-деко
«Горный институт» строили 10 лет. Источник: Алексей Фёдоров / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

Самая новая станция в нашем рейтинге. Ее оформление посвящено горному делу и знаменитому одноименному вузу Санкт-Петербурга — Горному университету.

Наземные вестибюли и центральный зал украшают тематические панно. Над эскалаторами — медная композиция. У касс — мозаика из цветной смальты. У платформ можно полюбоваться разными сюжетами: как добывают нефть, прокладывают тоннели, ведут раскопки древних окаменелостей. Еще одно панно показывает панораму набережной с ледоколом «Красин» и Горным университетом. Даже светильники над арками напоминают сверкающие кристаллы.

Отделка стен и пилонов подземного зала — светло-бежевый и темно-серый с вкраплениями мрамор. Покрытие пола — полированный гранит серых оттенков.

Каждая глубокая станция в нашем рейтинге — не просто остановка, а целая история, написанная инженерами, архитекторами и самим городом, в котором этого подземного «гиганта» построили.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
171
Ксения Полякова
Ксения Полякова

Ищу ответы на вопросы обо всем на свете. А потом рассказываю вам — как лучше, где, куда и за сколько.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно