
Самые глубокие станции метро в России и мире
Представьте, что спускаетесь на лифте с высоты 30-этажного дома. Правда, под землю. Самое глубокое метро в мире создавали не для рекордов, а из-за особенностей рельефа и городской застройки. Составили топ-16 станций, которые могут «похвастаться» глубиной.
«Хунъяньцунь»
- Где находится: Китай, Чунцин
- Когда открыли: 2022 год
- Глубина: 116 метров
- Стиль: современный, технологичный
Самое глубокое метро в мире на 2025 год находится в Чунцине, который называют «горным городом». Сложный холмистый рельеф вынудил инженеров проложить линии на огромной глубине, чтобы обойти скальные породы и фундаменты высотных зданий. Только на горные раскопки, которые предшествовали строительству тоннеля, ушло 400 дней.
Глубина станции равна высоте 39-этажного здания. Путь вниз занимает около 10 минут. Чтобы спуститься, пассажиры используют многоуровневую систему эскалаторов.
«Пехунг»
- Где находится: Северная Корея, Пхеньян
- Когда открыли: 1987 год
- Глубина: 110 метров
- Стиль: монументальный, сталинский ампир
Тема оформления — освобождение Кореи и революционные идеи. Интерьер украшают огромные цветные люстры, мраморные колонны и монументальные мозаичные панно. На центральном — изображен основатель КНДР и бывший лидер страны Ким Ир Сен в окружении рабочих.
Глубина, на которую заложили станцию, объясняется стратегическими соображениями: на случай военных конфликтов метро должно служить надежным бомбоубежищем.
«Арсенальная»
- Где находится: Украина, Киев
- Когда открыли: 1960 год
- Глубина: 105,5 метра
- Стиль: советский монументализм
Из-за сложного рельефа и перепада высот станцию пришлось «прятать» в крутом склоне Днепровских берегов. Глубина метро в те годы имела и оборонное значение.
Спускаться нужно на двух эскалаторах. Между ними есть промежуточный вестибюль. Строили его на поверхности, а потом постепенно опускали под землю. Почву из-под конструкции удаляли, а окружающие слои замораживали хлоридом кальция.
«Арсенальная» — станция «английского типа». Отличительная особенность — укороченный центральный зал, от которого ведут проходы к платформам.
Стиль интерьера строгий: серый гранит, белый и розовый мрамор, массивные светильники.
«Хонгтуди»
- Где находится: Китай, Чунцин
- Когда открыли: 2017 год
- Глубина: 94 метра
- Стиль: футуристический
Еще одно сверхглубокое метро в Чунцине, которое подтверждает статус города как лидера по подземному строительству.
Станцию заложили на глубину, равную высоте 31-этажного здания, и оборудовали многоуровневой системой из десятков эскалаторов. Спуск к поездам занимает около трех минут. У пассажиров есть альтернатива, можно воспользоваться лестницей. Правда, преодолеть придется 354 ступеньки.
Дизайн станции отражает современные тенденции: обилие стекла, металла и динамичной подсветки.
«Адмиралтейская»
- Где находится: Россия, Санкт-Петербург
- Когда открыли: 2011 год
- Глубина: 86 метров
- Стиль: современный, тематический
«Адмиралтейскую» строили 17 лет. Источник: Sergieiev / Shutterstock / FOTODOM
У «Адмиралтейской» одновременно два титула. Это самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге и самая глубокая станция метро в России. Тоннели проходят под руслом реки и фундаментами старинных зданий в историческом центре города. Поэтому «зарыться» пришлось поглубже.
Отделка станции — серый гранит и голубой мрамор. Оформление полностью посвятили морской теме и славе российского флота:
- на стенах — мозаичные панно с фигурой главной реки Санкт-Петербурга Невы, богом морей Нептуна, Петром I, Адмиралтейством и кораблями;
- в простенках между колоннами — барельефы с изображениями русских флотоводцев;
- на полу — розы ветров с золотистыми флотскими шевронами;
- на стенах за путями — решетки с якорями.
Путь от входа в метро до платформы — это два эскалатора и переходный коридор между ними. Всего семь минут, и вы внизу.
«Парк Победы»
- Где находится: Россия, Москва
- Когда открыли: 2003 год
- Глубина: 84 метра
- Стиль: мемориальный, современный
Самая глубокая станция метро в Москве. Носит имя мемориального комплекса на Поклонной горе, рядом с которым построена.
Оформление станции посвятили двум событиям — Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Торцы обоих залов украшают два тематических мозаичных панно Зураба Церетели.
В мраморе на стенах и пилонах можно заметить окаменелости аммонитов — моллюсков, которые вымерли миллионы лет назад. Источник: Liubov Butakova / Shutterstock / FOTODOM
Красно-оранжевый мрамор и гранит создают торжественную и строгую атмосферу. Полы напоминают шахматные доски. В одном зале черные гранитные плиты чередуются со светло-серыми, во втором — светло-серые с коричневыми.
Чтобы спуститься к поездам на самой глубокой станции метро в Москве, нужно воспользоваться только одним эскалатором, зато каким — длиной 123 метра.
«Вашингтон-парк»
- Где находится: США, Портленд
- Когда открыли: 1998 год
- Глубина: 79 метров
- Стиль: современный, тематический
Продолжает наш рейтинг самая глубокая станция в Северной Америке. Правда, по путям здесь ездят не поезда метро, а специальные скоростные трамваи. Это единственная подземная станция в системе легкорельсового транспорта Портленда.
Тема оформления — геология. В отделке использовали грубый бетон и серый гранит, чтобы создать «горную эстетику». В итоге кажется, что вы находитесь внутри пещеры.
Интерьер украшают изображения растений и животных. На одной из стен разместили геохронологическую шкалу. Она показывает, как формировалась наша планета по этапам. За стеклом лежат образцы горных пород разных эпох.
Потолочные балки с одной стороны оранжевые, с другой — желтые. Это символизирует закат и восход.
Но в целом интерьер выглядит довольно аскетично.
«Абая»
- Где находится: Казахстан, Алматы
- Когда открыли: 2011 год
- Глубина: 78 метров
- Стиль: современный
«Абая» — одно из первых метро Казахстана. Источник: L_B_Photography / Shutterstock / FOTODOM
Глубокой станцию пришлось сделать из-за рельефа. В этой местности поверхность земли намного выше, чем на участках, где расположили другие остановки ветки.
Отделка стен — бежевый и коричневый мрамор. На полу — гранит, цветовая палитра та же.
Назвали метро в честь поэта, философа и национального символа страны — Абая Кунанбаева. Бронзовый барельеф с его изображением украшает стену центрального зала. Дополняют композицию стихи поэта и виды города Алматы.
«Комендантский проспект»
- Где находится: Россия, Санкт-Петербург
- Когда открыли: 2005 год
- Глубина: 75 метров
- Стиль: современный, тематический
Станцию пришлось заглубить из-за сложной геологии. В этом районе Санкт-Петербурга рыхлые грунты и высокий уровень подземных вод.
Название метро отсылает к одноименному проспекту, а тот, в свою очередь, — к Комендантскому аэродрому, который функционировал неподалеку в XX веке. Сначала как военный, потом как гражданский.
Тема оформления станции соответствующая — российская авиация. Изюминка интерьера — мозаичные панно и медальоны. На них — небо, самолеты, воздушные бои, летчики, конструкторы и даже воздушный шар из цветных лоскутков, на котором летит медведь с балалайкой.
Доминирующие оттенки — синий, небесно-голубой, светло-бежевый. На этой станции впервые в истории петербургского метростроения для отделки выбрали металлокерамические плиты вместо мрамора.
«Пролетарская»
- Где находится: Россия, Санкт-Петербург
- Когда открыли: 1981 год
- Глубина: 72 метра
- Стиль: советский модернизм с индустриальными мотивами
Для облицовки стен вдоль путей использовали мрамор бело-розового и белого цветов. Пол собран из гранитных плит черного, серого и темно-красного оттенков. Над беломраморными колоннами разместили горизонтальную полосу из гранита, которая напоминает развернутое красное знамя.
Главный акцент — торцевая стена из темно-красного камня с внушительным горельефом «Серп и Молот».
Название станции связано с памятью о стачке рабочих Обуховского завода в 1901 году.
Чтобы спуститься вниз, нужно проехать на каскаде из двух эскалаторов и пройти по подземному переходу между ними.
«Садовая»
- Где находится: Россия, Санкт-Петербург
- Когда открыли: 1991 год
- Глубина: 71 метр
- Стиль: советский модернизм
Стиль оформления сдержанный. Путевые стены и пол облицованы красным гранитом с серыми вставками. По легенде, такой выбор был вынужденным — серого камня на складах не хватило, и строители использовали оставшийся красный гранит, чтобы не сорвать сроки сдачи.
У станции односводчатый потолок, который благодаря длинным дуговым светильникам смотрится весьма колоритно.
Наземного вестибюля нет, пассажиры входят в метро прямо из подземного перехода под Сенной площадью.
«Площадь Ленина»
- Где находится: Россия, Санкт-Петербург
- Когда открыли: 1958 год
- Глубина: 71 метр
- Стиль: поздний советский
Главная особенность — кафельная плитка на стенах вдоль путей, сверху белая, снизу черная. Ее уложили «по-кирпичному», а не «в клеточку», как на всех остальных станциях.
Интерьер выдержали в красно-белой цветовой гамме. Пилоны облицевали коричневым гранитом и такого же оттенка мрамором с белым прожилками. Пол сделали из серых и красных гранитных плит. Двери в путевых стенах решетчатые, в стиле первых станций ленинградского метро, с годом постройки.
Освещение спрятали за карнизами на уровне глаз пассажиров, что создает мягкий и равномерный свет.
В наземном вестибюле, встроенном в здание Финляндского вокзала, находится мозаичное панно. Композицию посвятили выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда в апреле 1917 года.
«Чернышевская»
- Где находится: Россия, Санкт-Петербург
- Когда открыли: 1958 год
- Глубина: 71 метр
- Стиль: переходный от сталинского ампира к функционализму
Строили ее в эпоху борьбы с архитектурными излишествами, поэтому оформление получилось сдержанным — без мозаик и барельефов. Единственный есть под потолком наземного вестибюля. Там, если задрать голову повыше, можно разглядеть профиль писателя и философа Николая Чернышевского, в честь которого назвали станцию.
Пилоны облицованы серым мрамором, путевые стены — белым кафелем. На полу в центральном зале лежат плиты из искусственного камня белого и черного цветов. Напольное покрытие платформ изначально было из асфальта, позднее его заменили на гранитное.
«Приморская»
- Где находится: Россия, Санкт-Петербург
- Когда открыли: 1979 год
- Глубина: 71 метр
- Стиль: поздний советский модернизм с морской тематикой
Тема оформления — морская. Путевые стены и колонны облицованы серым мрамором с белыми и темно-серыми прожилками, которые создают волнистый рисунок.
Пол украшает крупная декоративная роза ветров из гранита. Еще один тематический декор — четыре медных горельефа на стенах. Они изображают знаменитые русские и советские корабли. Среди них — атомный ледокол «Арктика», который первым достиг Северного полюса в надводном плавании. В торце зала — композиция из настоящих морских якорей.
Долгое время станция была самой западной в стране.
«Марьина Роща» (на Большой кольцевой линии)
- Где находится: Россия, Москва
- Когда открыли: 2023 год
- Глубина: 70 метров
- Стиль: авангардный
Вторая самая глубокая станция метро в Москве уступает лидеру столицы на 14 метров. Источник: Ovchinnikova Irina / Shutterstock / FOTODOM
Это станция-рекордсмен. Пассажиры спускаются к поездам и поднимаются на поверхность на самых протяженных эскалаторах в московском метро. Длина каждого составляет 130 метров.
Пилоны в подземном зале напоминают по форме пузатые фарфоровые чайники. Для их облицовки использовали белый мрамор с эффектом кракелюра (мелких трещинок), что создает впечатление старинного фарфора.
Наземный вестибюль украшают огромные шары из полированной нержавеющей стали диаметром 2,5 метра.
А вот путевые стены оставили без отделки. Пассажиры видят ничем не прикрытые чугунные блоки.
Название станции связано с одноименным историческим районом столицы.
«Горный институт»
- Где находится: Россия, Санкт-Петербург
- Когда открыли: 2024 год
- Глубина: 70 метров
- Стиль: современный с элементами ар-деко
Самая новая станция в нашем рейтинге. Ее оформление посвящено горному делу и знаменитому одноименному вузу Санкт-Петербурга — Горному университету.
Наземные вестибюли и центральный зал украшают тематические панно. Над эскалаторами — медная композиция. У касс — мозаика из цветной смальты. У платформ можно полюбоваться разными сюжетами: как добывают нефть, прокладывают тоннели, ведут раскопки древних окаменелостей. Еще одно панно показывает панораму набережной с ледоколом «Красин» и Горным университетом. Даже светильники над арками напоминают сверкающие кристаллы.
Отделка стен и пилонов подземного зала — светло-бежевый и темно-серый с вкраплениями мрамор. Покрытие пола — полированный гранит серых оттенков.
Каждая глубокая станция в нашем рейтинге — не просто остановка, а целая история, написанная инженерами, архитекторами и самим городом, в котором этого подземного «гиганта» построили.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Ищу ответы на вопросы обо всем на свете. А потом рассказываю вам — как лучше, где, куда и за сколько.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
