Рекламный баннер
Путешествия

Крайние точки и города России: как до них добраться и что там делать

Анастасия Житинская
от Анастасия Житинская / 29 августа 08:00
0
2.4 тыс.
20 мин.

На Балтийской косе ветер гонит песок, а на горе Базардюзю гремят грозы над Кавказом. В Певеке загораются огни электростанции, а на мысе Дежнева туманы скрывают горизонт. Эти места разделены тысячами километров, но вместе они очерчивают границы России.

В крайних точках России рождается ощущение бесконечной страны, где встречаются рассветы и закаты мира. Источник: Voroand / Shutterstock / FOTODOM

Север

Север России известен своей суровостью и красотой. Крайние точки страны — острова, мысы и города, окруженные вечной мерзлотой.

В этом разделе речь пойдет о мысах Флигели, Челюскин и городе Певек.

Самая северная точка России — мыс Флигели

Представьте: до Северного полюса меньше тысячи километров. Вокруг — лед, скалы, море и тишина, которую нарушает разве что хруст айсбергов. Летом солнце не уходит за горизонт, а зимой дуют ветра с морозом до минус сорока пяти.

Людей нет. Белые медведи, моржи и тюлени чувствуют себя полноправными хозяевами.

Это мыс Флигели на острове Рудольфа — самый северный кусочек России и всей Евразии.

Добраться можно только в составе арктических экспедиций на атомных ледоколах или круизах. Источник: D.Lobusov / Shutterstock / FOTODOM
История и следы человека

Мыс открыл в 1874 году австро-венгерский исследователь Юлиус Пайер. Название дали в честь географа Августа фон Флигели, а сам остров посвятили принцу Рудольфу. Лишь в начале XX века архипелаг окончательно вошел в состав России.

О людях напоминают только знаки. В 2004 году сюда привезли православный крест весом 300 килограммов. Его доставили ледоколом и вертолетом. Говорят, когда-то Николай II хотел обозначить крестами границы империи. Теперь этот крест стоит на самом краю страны.

Рядом — маленький крест на могиле гидрографа Георгия Седова. Он умер в 1914 году, так и не добравшись до Северного полюса.

Что увидеть

Вся Арктика ― уже достопримечательность. Летом на склонах ледников появляются тонкие водопады, похожие на серебряные нити среди снега и камня. Зимой бушуют ветры и морозы, но даже в эти месяцы пейзаж поражает воображение.

На льдинах можно заметить белых медведей. Моржи отдыхают на прибрежных скалах, а тюлени высовывают морды из воды. Атмосфера дикой северной природы создает ощущение, что человек попал в мир, где все решают другие правила.

Ещё по этой теме

Северный полюс: где находится, как добраться и сколько это стоит

Читать статью

Как попасть

Самостоятельно добраться невозможно. Нет рейсов и маршрутов, а пешая экспедиция по дрейфующим льдам нереальна. Остается только один способ — отправиться в экспедицию.

Каждое лето из Мурманска выходит атомный ледокол «50 лет Победы». Две недели он идет к Северному полюсу и заходит к архипелагу Франца-Иосифа. Высадиться на мыс можно только в хорошую погоду, чаще путешественники видят его с палубы. Цена поездки начинается от 350 000 рублей.

Другой путь — круизы из норвежского Шпицбергена. Они стоят около 600 000 рублей, и нужно оформлять визу. Отправляются в июле и августе, когда море хотя бы немного свободнее ото льда.

Северный край материка Евразия — мыс Челюскин

До края света можно дойти не только по льдам архипелага, но и по суше. Мыс Челюскин на полуострове Таймыр считается самой северной точкой материка Евразия и России.

Самая северная точка материка Евразия открыта Семеном Челюскиным в 1742 году. Источник: Ansgar Walk / wikipedia.org / CC BY-SA 3.0
История и люди

Каменистый выступ был открыт почти три века назад. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин в ходе Великой Северной экспедиции первым ступил на край земли, который тогда назвал Восточно-Северным. Через 100 лет мыс переименовали в его честь.

Мимо проходит пролив Вилькицкого — часть Северного морского пути. В XX веке построили метеостанцию и аэродром, без которых арктическая навигация была бы невозможна.

Сейчас на мысе работает полярная гидрометеостанция имени геофизика, академика Евгения Федорова. Основана в 1932 году, и до сих пор в ней наблюдают за погодой, льдами и радиационным фоном.

В советское время на станции жили до сотни человек, работали клуб, музей, медицинский пункт. Сейчас постоянный штат сократился до десяти полярников, но они продолжают встречать редких гостей: проводят экскурсии, приглашают на чай и рассказывают о жизни «на краю земли».

Что увидеть

На крайнем выступе возвышается памятная колонна первооткрывателям Арктики с бронзовым макетом  «Якуцкъ», на котором Челюскин пытался обогнуть Таймыр.

На колонне выбиты слова: «Оная экспедиция самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая».

Чуть в стороне сложена каменная пирамида — гурий, оставленный Руалем Амундсеном в 1918 году в честь своего предшественника, шведа Норденшельда.

В 2009 году пограничники установили еще один символ — крест в честь Ильи Муромца, покровителя погранслужбы.

Природа тоже впечатляет. Полярная ночь длится несколько месяцев, а короткое лето не приносит тепла. Над каменистыми берегами воют ветры, а за мысом открывается суровое море, по которому столетиями пробивались арктические экспедиции.

Ещё по этой теме

Топ необычных туров по России

Читать статью

Как попасть

Дорога к мысу Челюскин сложна и непредсказуема. Самый быстрый путь — добраться рейсом до Хатанги или Диксона, а оттуда при удачной погоде вылететь на вертолете. Расписания нет: Арктика сама диктует график, ждать можно долго.

Есть и более экстремальные способы. Зимой энтузиасты едут по замерзшим рекам на внедорожниках или гусеничной технике, используют снегоходные трассы. Но такие маршруты рискованны: машины ломаются, погода меняется, помощь далеко.

Летом дороги исчезают в болотах, а море чаще всего сковано льдом, поэтому яхты не доходят.

Более надежный способ — экспедиционные туры по Таймыру. Обычно они длятся пять – семь дней, их проводят в короткое арктическое лето. Высадиться на мыс можно только под руководством опытных гидов.

Таймыр — пограничная зона, поэтому заранее оформляют пропуск, а на самом мысе соблюдают правила безопасности.

Подходить к ледяному обрыву опасно из-за ветра, а от зданий станции дальше ста метров отходят только с оружием — белые медведи наведываются часто.

Самый северный город России — Певек

Этот город Чукотки стоит на берегу Восточно-Сибирского моря. Когда-то он был центром добычи олова, сегодня работает золотодобыча и первая в мире плавучая  «Академик Ломоносов».

Летом до города можно добраться по морю, но в основном летают самолеты. Источник: Andrei Stepanov / Shutterstock / FOTODOM

Регулярные рейсы ходят из Москвы, Якутска, Магадана и Анадыря (из столицы лететь около 8 часов). Аэропорт находится в 18 км от города, в поселке Апапельгино.

Летом теоретически можно добраться на судне по Северному морскому пути, но навигация короткая.

Что посмотреть в Певеке и окрестностях:

  • Чаунский краеведческий музей с историей Чукотки и экспонатами коренных народов;
  • парк «Времен связующая нить» — скульптуры и техника из заброшенных поселков;
  • арктическая природа — полярное сияние зимой, цветущая тундра летом, моржи, киты, олени;
  • острова Роутан и мыс Шелагский с горой Эныткин и «каменной аллеей» наподобие Стоунхенджа.
Ещё по этой теме

Что взять с собой в путешествие: список необходимых вещей для поездки

Читать статью

Юг

Конечно, южные точки России — контраст с холодной Арктикой: вершины Кавказа соседствуют с теплым побережьем Каспия.

Дальше — история горы Базардюзю и древнего Дербента.

Самая южная точка России — гора Базардюзю

На границе России и Азербайджана высится гора Базардюзю — 4466 метров над уровнем моря. Темная громада с ледниками и отвесными склонами доминирует над Кавказским хребтом и словно напоминает путникам: дальше только рубежи государств.

Посетить район можно только по пропуску в погранзону. Источник: Kirill Skorobogatko / Shutterstock / FOTODOM
Легенды, названия и история восхождений

Название «Базардюзю» переводится как «рынок на вершине», или «горное плато базара». По преданию, у подножия когда-то проходили ярмарки.

У местных народов у горы есть и другие имена: Кыченсув — «гора страха», ведь ее вид и частые грозы внушали тревогу путникам; Тикясар — «высокая голова», подчеркивающая господство вершины над округой.

Северные склоны Базардюзю уходят вниз отвесными стенами и ледниками. Два из них — Тихицар и Муркар — питают истоки Самура и других горных рек. Южная сторона, обращенная к Азербайджану, мягче: склоны там осыпные и пологие.

Первое восхождение состоялось в 1849 году: русский топограф Сергей Александров поднялся на вершину через перевал Куруш и установил триангуляционный знак — сооружение, по которому геодезисты ориентируются, составляя карты и определяя координаты. С тех пор Базардюзю стала популярна у альпинистов.

Летом у подножия появляются лагеря, где можно арендовать снаряжение и пройти обучение. Южный маршрут подходит для новичков, а северная ледовая стена остается вызовом только для опытных.

Как добраться

Отправной точкой всегда становится село Куруш — одно из самых высокогорных в Европе, расположенное на высоте около 2500 метров. До границы и подножия Базардюзю всего семь километров по горной тропе.

Туристов обычно собирают в Махачкале, откуда гиды везут группы на внедорожниках около 200 километров на юг. Дорога идет по трассе Р-217 «Кавказ», затем уходит в горы через Усухчай и Геленджик, превращаясь в серпантин.

Самостоятельно добраться возможно, но только необходимо заранее подготовиться: связь в горах нестабильна, указателей мало.

Так как район примыкает к границе, нужен пропуск в погранзону. Его оформляют в Махачкале через погранслужбу . В Куруше можно остановиться в гостевых домах.

Восхождение

Подъем обычно занимает три-четыре дня, спуск — еще два-три. На весь маршрут нужно закладывать неделю.

Лучшее время для похода — май – сентябрь: меньше осадков, днем в горах комфортная температура.

Зимой восхождения проводят только для профессионалов: из-за морозов до –40°C и буранов подъем слишком опасный.

Для тех, кто не хочет покорять вершину, есть другие удовольствия. Летом — гулять по альпийским лугам и снимать панорамы Кавказа, зимой — кататься на лыжах, снегоходах и ездить на фотосафари по предгорьям.

Самый южный город России — Дербент

На берегу Каспия стоит Дербент — старейший город страны и ее самая южная точка. Основанный еще в V веке, он веками был «Каспийскими воротами» — проходом между морем и горами, за который боролись империи. Две стены сходятся у моря, а над ними возвышается крепость Нарын-Кала.

В Дербенте живут более 120 тысяч человек, среди которых лезгины, азербайджанцы, табасаранцы, горские евреи и русские.

Главная достопримечательность — крепость Нарын-Кала и оборонительные стены. Источник: Kirill Sergeev / Shutterstock / FOTODOM

Добраться несложно: из Махачкалы до города всего 120 км — два-три часа на электричке, автобусе или машине по трассе Р-217 «Кавказ».

Ходят прямые поезда из Москвы, а из Баку дорога еще ближе: Азербайджан и Дербент соединяют железная дорога и автотрасса.

Что посмотреть в Дербенте:

  • крепость Нарын-Кала (VI век) и спускающиеся к морю стены;
  • старый город с узкими улочками, Джума-мечетью VIII века, караван-сараем и армянской церковью;
  • набережная Каспия с пляжем и кафе под южным солнцем;
  • музеи: историко-архитектурный заповедник, Музей ковра, Дом-музей Петра I;
  • легендарные «Позорные ворота» и камни, о которых до сих пор слагают сказания.

Захотелось в путешествие? С картой «Халва» вы можете бронировать отели, оплачивать экскурсии и даже обедать в кафе на набережной — все в рассрочку без переплат. Это удобно для путешествий и не бьет по бюджету.

Халва — универсальный билет в любую точку отдыха. Приобретайте туры по России и за рубеж, бронируйте номера в отелях в рассрочку без переплат или с кешбэком до 10%.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва "Мир"» на сайте банка sovcombank.ru

Получить карту

Запад

Западные земли уходят к Балтике. На карте они отмечены песчаной косой и морскими воротами России.

Балтийская коса и Балтийск — два главных ориентира этой части страны.

Западный рубеж России ― Балтийская коса

На карте России западный конец страны уходит в Балтику тонкой песчаной стрелой. Это Балтийская коса — узкая полоса дюн и сосновых лесов, отделяющая залив от моря.

Протяженность около 65 километров, из которых 35 принадлежат России, остальное — Польше. Южно-западная оконечность косы и есть крайняя западная точка страны.

На косе сохранились руины немецких фортов и аэродрома времен Второй мировой. Источник: Elena Odareeva / Shutterstock / FOTODOM
История и атмосфера

Балтийская коса веками находилась на пересечении границ. В XVIII веке ее на время заняла Российская империя. Затем коса отошла к Пруссии и называлась Frische Nehrung. В этот период были лишь рыбацкие поселки, а главное место занимали военные объекты. У входа в залив возвели крепость Пиллау, позже построили батареи и большой аэродром Нойтиф.

Весной 1945 года советские войска форсировали пролив, захватили косу и аэродром. После войны территория отошла СССР. Десятилетия она была закрытой пограничной зоной — сюда не пускали туристов, действовали части Балтийского флота.

Только в 1990-е косу снова открыли для путешественников. Сейчас можно увидеть руины фортов, взлетные полосы, старые маяки.

Как добраться

В отличие от полярных точек страны, попасть на Балтийскую косу относительно просто. Нужно доехать до Балтийска — самого западного города России. Из Калининграда ходят автобусы и электрички, дорога занимает чуть больше часа.

От Балтийска до косы всего 400 метров через пролив. Сухопутного моста нет — к косе ведет паром. Переправа занимает несколько минут, работает весь день и перевозит и людей, и машины.

Сперва попадете в поселок Коса. Дальше тянется грунтовая дорога вдоль моря. До самой границы можно доехать без ограничений, паспорт нужен только как в любой поездке по Калининградской области.

Ещё по этой теме

Обзор сервисов для поиска жилья: в помощь путешественникам

Читать статью

Что увидеть

Пустынные пляжи тянутся на десятки километров, шумят сосны, дюны переливаются на закате.

Летом туристы приезжают купаться и загорать, но даже в июле людей немного, и часто кажется, что море принадлежит только тебе.

Любителям истории интересно взглянуть на остатки немецких фортов и старый аэродром Нойтиф. Есть и небольшой музей «Старый люнет», посвященный прошлому этих мест.

Главная ценность косы — ее первозданность. Птицы останавливаются тут во время миграции, морской воздух прозрачен и свеж.

Самый западный город России ― Балтийск

Балтийск, до 1946 года известный как Пиллау, — морские ворота страны на Балтике и главная база Балтийского флота. Раньше был закрытым военным портом, но сейчас открыт для россиян. Иностранцам нужно оформить пропуск.

В городе живут около 33 тысяч человек. Климат мягкий: зимы без сильных морозов, а лето прохладное.

Из Калининграда сюда легко доехать поездом или автобусом примерно за час. Источник: Andrey Shustov / Shutterstock / FOTODOM

Добраться проще всего из Калининграда: на поезде или автобусе — около часа. На машине дорога проходит по Приморскому кольцу.

Балтийск служит точкой переправы на Балтийскую косу — песчаную полосу с дюнами и пляжами, которая уходит к самой западной точке страны.

Что посмотреть в Балтийске:

  • Северный мол (XIX век) длиной почти 2 км и действующий маяк 1813 года;
  • фортификации XVII–XIX вв.: бастионы крепости Пиллау, форты и музей «Старый люнет»;
  • центр города — памятник Петру I, кирха Святого Георгия, памятники морякам, военная техника на площади;
  • экскурсии: тур «Балтийск + Балтийская коса», веломаршруты вдоль берега, морские прогулки и рыбалка.

Восток

Восточные острова, утесы и города, где жизнь подчиняется стихиям океана, первыми встречают рассвет.

Рассказываем об острове Ратманова, мысе Дежнева и Анадыре.

Крайняя восточная точка России — остров Ратманова

В центре Берингового пролива, всего в четырех километрах от Аляски, лежит самая восточная точка России. По соседству — американский Малый Диомид. Между ними проходит государственная граница и линия перемены дат.

Ратманов называют «островом завтра». Разница во времени почти сутки: когда на нем полдень воскресенья, на соседнем еще только день субботы.

Только пограничная застава и метеостанция — постоянных жителей нет. Источник: Tetyana Dotsenko / Shutterstock / FOTODOM
История, названия, символы

Остров открыл в 1728 году Витус Беринг, а современное название получил позже — в честь лейтенанта Ратманова, участника кругосветки Отто Коцебу. У эскимосов же остров известен как Имэлик, а соседний Малый Диомид — Ингалик, что значит «противоположный остров».

До середины XX века на Ратманове жили эскимосы, ловили рыбу и вели привычный для Чукотки быт. В 1940-х их переселили на материк. С тех пор на острове нет постоянного гражданского населения — только пограничная застава и метеостанция.

Берега Ратманова скалисты, туманы окутывают остров большую часть года, штормы — частые гости.

Дикая природа поражает. Летом на лежбища выходят тысячи моржей, в воде мигрируют киты, а крутые утесы облеплены колониями птиц. На остров иногда залетают даже колибри, которые обычно обитают совсем в других широтах.

На высшей точке в 2005 году установили семиметровый православный крест. Он символизирует начало России и в ясную погоду виден даже с американской стороны.

Крайняя восточная точка материка ― Мыс Дежнева

Высокий утес, с которого в ясную погоду можно разглядеть горы Аляски.

До американского берега всего 86 километров, и ощущение, что два континента почти касаются друг друга на горизонте.

Добраться можно из Анадыря через поселок Лаврентия и далее по тундре или морем. Источник: Andrei Stepanov / Shutterstock / FOTODOM
История и природа на мысе

В 1648 году Семен Дежнев на коче прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий. Тем самым землепроходец доказал, что Азия и Америка разделены морем.

Открытие долго оставалось забытым, и лишь позже пролив «нашел» Витус Беринг. На картах мыс называли Восточным Чукотским Носом, пока в 1898 году не вернули имя первооткрывателя.

Эти земли издавна были заселены эскимосами-юитами. На мысе находилось древнее селение Наукан, чьи жители были переселены в 1950-х.

Сегодня ближайшее поселение — село Уэлен в десяти километрах западнее. Там живут потомки охотников и мастеров резьбы по кости.

Сам мыс необитаем. Стоит автоматический маяк-памятник в виде башни, увенчанный бюстом Семена Дежнева. Рядом — мемориальные таблички и крест. Стоя у подножия башни, легко представить, как в этих местах начиналась история освоения Северной Пацифики.

Природа мыса сурова и величественна. Туманы окутывают скалы почти круглый год, сильный ветер сбивает с ног, а на каменистых пляжах отдыхают моржи и тюлени. В проливе мигрируют киты — иногда туристам удается заметить их фонтаны у горизонта.

Как добраться

Путешествие на мыс Дежнева — испытание, но более реальное, чем на многие другие точки страны.

Сначала из Москвы или другого крупного города нужно долететь до Анадыря. Оттуда — рейсовым самолетом до поселка Лаврентия, главной «базы» для экспедиций. Дальше около ста километров пути до мыса.

Летом чаще всего едут на вездеходах вдоль побережья до села Уэлен, а оттуда пешком еще десять километров. Иногда при спокойной погоде добираются лодкой.

Есть и вертолетные вылеты, но это дорого и редкость.

Зимой путь проще: замерзшая тундра и припай позволяют добраться на снегоходах.

Туры организуют туроператоры Чукотки. Пешеходная программа с этнокультурными остановками и посещением национальных сел стоит от 250 000–300 000 рублей за девять-десять дней. Более простые экспедиции с минимальным комфортом — около 120 000–130 000.

В любом случае необходим пропуск в погранзону, который оформляют через Анадырь.

Самый восточный город России — Анадырь

Столица Чукотки стоит на берегу одноименного залива и считается самым восточным городом страны. Ярко раскрашенные дома выделяются на фоне тундры и снега. Главные символы города — храм Пресвятой Троицы и огромный памятник Николаю Чудотворцу.

В городе живут около 15 тысяч человек, среди которых много чукчей, эскимосов и эвенов. Климат суровый: полярная ночь длится больше месяца, лето короткое и прохладное.

Самый восточный город России и столица Чукотского автономного округа. Источник: Karakol / Shutterstock / FOTODOM

Добраться можно только самолетом: прямой рейс из Москвы занимает около восьми часов. Билет в среднем стоит от 16 000 рублей, но для дальневосточников есть субсидии.

Морем Анадырь связывает лишь редкий снабженческий теплоход. Из аэропорта на другом берегу  в город переправляются на катере, по льду или на судах на воздушной подушке в зависимости от сезона.

Что посмотреть в Анадыре и окрестностях:

  • музейный центр «Наследие Чукотки» с экспозицией о культуре и быте народов Севера;
  • храм Пресвятой Троицы — крупнейший православный храм региона;
  • набережная и сопка Верблюд со смотровой площадкой и крестом;
  • природа вокруг города — рыбалка, ягоды и грибы летом, северное сияние зимой;
  • заброшенная база «Гудым» — подземный ядерный арсенал времен холодной войны;
  • экскурсии: морские туры к лежбищам моржей, круизы на остров Врангеля, поездки на собачьих упряжках и визиты в национальные села.

Побывать в крайних точках России решаются немногие, но даже рассказ о них дает ощущение настоящего путешествия. В этих местах сходятся стихии, встречаются истории разных народов и чувствуется дыхание времени.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
2.4 тыс.
Анастасия Житинская
Анастасия Житинская

Понимаю боли тех, кто день за днем выстраивает отношения с деньгами. Подскажу, как делать меньше ошибок.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно