Стюардесса: как получить профессию и найти работу
«Стюардесса по имени Жанна, обожаема ты и желанна», — песня Владимира Преснякова в 90-е годы была хитом. Хотите сделать небо профессией и получать комплименты в стихах и песнях? Расскажем, как это сделать.
Обязанности
Стюарды и стюардессы — младшие члены экипажа. Их главная обязанность — обеспечить комфорт и безопасность пассажиров.
Бортпроводники и бортпроводницы:
- встречают и провожают пассажиров перед вылетом и после приземления;
- помогают разместиться, положить ручную кладь;
- информируют о правилах поведения на борту самолета;
- объясняют, что нужно делать при аварийных ситуациях;
- поддерживают чистоту на борту;
- принимают питание на борт;
- разносят еду и напитки;
- психологически поддерживают пассажиров;
- улаживают конфликтные ситуации во время полета.
Стюардесса — не обслуживающий персонал, а квалифицированный специалист. Ее основная задача — обеспечить безопасность людей.
Бортпроводники проверяют исправность жилетов, кислородных масок, огнетушителей и другого оборудования, следят за тем, чтобы все пассажиры правильно пристегнулись и находились на местах во время турбулентности, оказывают первую медицинскую помощь при необходимости.
Это одновременно и психологи, и медсестры, а в аварийных ситуациях бортпроводницы становятся спасателями.
Требования
Каковы обязательные требования к бортпроводникам? Нужно соответствовать профессиональным стандартам:
- иметь документы о среднем или высшем образовании;
- обладать хорошим здоровьем;
- иметь презентабельную внешность без татуировок и шрамов на видных местах и рост в пределах 160–190 см;
- обладать устойчивой нервной системой;
- не иметь проблем с законом;
- уметь плавать;
- знать английский.
Требования к сотрудникам на бортах внутренних рейсов более лояльные, чем на международных. В последнем случае плюсом станут высшее образование, знание нескольких иностранных языков.
Каждое требование оправдано. Английский необходим для общения с пассажирами из других стран и сотрудниками иностранных авиакомпаний. Нижняя «планка» роста введена, потому что бортпроводник должен без проблем дотягиваться до аварийного оборудования на верхних полках, а также иметь хороший обзор салона.
Обучение
Высшее образование не обязательно. Как правило, достаточно среднеспециального.
Авиакомпании организуют курсы длиною в несколько месяцев. Сколько учиться на стюардессу? Обучение от «Аэрофлота», к примеру, стоит от 75 000 рублей.
Вы оплачиваете учебу сами либо получаете профессию за счет работодателя. Но в этом случае придется отработать в авиакомпании, которая оплатила обучение, несколько лет.
Многим второй вариант кажется более привлекательным. Ведь вместе с заветной «корочкой» вы получаете опыт работы.
Во время обучения вас научат проводить аварийно-спасательные р аботы, оказывать первую медицинскую помощь и психологическую поддержку пассажирам. Также вы освоите авиационный английский язык, познакомитесь с основами сервиса на борту, начнете разбираться в конфликтологии, узнаете, как вести себя при экстренной ситуации.
После прохождения курсов нужно сдать экзамены и получить опыт работы: отлетать под руководством инструктора около 30 часов.
В пяти крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани и Красноярске — работает «Школа бортпроводников». Это частная организация, которая занимается начальной подготовкой и повышением квалификации авиаработников.
Плюсы и минусы работы
Профессия имеет множество плюсов. Первый и самый очевидный — путешествия, новые впечатления.
Второй — зарплата. Сколько зарабатывают стюардессы и стюарды? Это еще одна причина освоить профессию. Бортпроводники в среднем получают 70–100 000 рублей. Точная сумма зависит от авиакомпании и категории сотрудника, которая растет от третьей к первой в зависимости от количества часов, проведенных в небе.
На сайтах по поиску работы можно найти вакансии с зарплатами от 200 000 рублей. Однако такая работа, как правило, связана с переездом в другую страну.
Многих привлекает солидный соцпакет: лечение в платных клиниках за счет работодателя, скидочные карты в отелях, корпоративные бонусы, регулярные премии.
Сотрудники авиакомпаний имеют много «связей» в сфере туризма: контакты туроператоров, представителей авиакомпаний и гостиничного бизнеса.
Не забудьте и про отдых: стандартный отпуск составляет около 60–70 дней.
В то же время будьте готовы к ненормированному графику. Бортпроводники проводят в небе от часа до десяти и больше во время длительных межконтинентальных полетов.
Нестабильно и расписание. Оно может меняться из-за множества факторов: от погоды до переноса рейсов. К тому же есть внештатные ситуации — сотрудники компании должны быть готовы в любой момент выйти на работу.
Не забудьте и про серьезную нагрузку на здоровье. Одно из главных требований к членам экипажа — хорошее физическое состояние: выносливое сердце, стабильное давление, сильный вестибулярный аппарат. Также работа связана с повышенной эмоциональной нагрузкой.
Карьера
У бортпроводников не так много возможностей продвигаться по карьерной лестнице. При смене одной компании на другую профессиональный рост часто приходится начинать с нуля. Но, если вы поменяли локальную авиакомпанию на крупного перевозчика, это безусловный плюс.
Младший сотрудник может «дорасти» до старшего бортпроводника. Он контролирует работу коллег, всегда на связи с пилотами, ведет полетную документацию.
Иногда сотрудники авиакомпаний решают оставить полеты и переквалифицироваться в сотрудников «на земле». Многие становятся инструкторами и обучают начинающих специалистов, занимаются повышением квалификации бортовых работников. Особая удача — получить должность руководителя в отделе авиаперевозчика.
Бортпроводник — одна из самых интересных и ответственных профессий. Не стоит бояться ответственности и трудностей. Как говорят, дорогу осилит идущий. А в конце каждого полета вас ждут гордость за себя и благодарность пассажиров!
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Подскажем, как прокачать карьеру
Лучшие советы о развитии навыков, работе с документами и об отношениях с коллегами и руководством — в наших еженедельных email-подборках.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
Пишу просто и понятно о важном и сложном.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу