Рекламный баннер
Семья

Как выучить с ребенком алфавит: с чего начать, как учить, чем заинтересовать

Елена Зарипова
от Елена Зарипова / 28 июля 17:35
0
3.8 тыс.
14 мин.

Как хорошо уметь читать. Но научить этому ребенка не просто. Некоторые не занимаются с детьми до школы, боясь что-то сделать не так. Другие уже с двух лет показывают малышу «а» и «бэ». Но это крайности. А как правильно? Отвечаем в статье.

Изучая алфавит, в первую очередь учите звуки. Источник: Shutterstock

Перед тем, как взяться за учебу, ответьте на вопрос, зачем это нужно. Алфавит — это подготовительный этап перед обучением чтению. Азбука сама по себе для малыша бесполезна. Для него это просто картинки.

Чем младше ребенок, тем меньше вероятность, что он готов читать сам. Ему куда важнее изучать мир всеми органами чувств, учиться управлять телом, развивать фантазию. До пяти-шести лет у детей активнее развивается правое полушарие мозга, которое отвечает за абстрактное и образное мышление, воображение.

Зато старшему дошкольнику эти знания точно облегчат жизнь, ведь он скоро откроет первый школьный учебник. И его мозг уже зачастую готов к их изучению, потому что начало активно развиваться левое полушарие. Оно помогает мыслить логически, изучать знаки и символические системы, понимать, как связаны их части.

Ещё по этой теме

Чему нужно научить ребенка к шести годам

Читать статью

Как научить ребенка буквам: частые вопросы родителей

Методик изучения множество. Все они авторские и сильно отличаются друг от друга. В одних рекомендуют начинать в три года, в других в пять, в некоторых предлагают сначала выучить весь алфавит, а потом складывать слоги, в других — одновременно. Это путает родителей и вызывает много вопросов. Постарались с экспертами ответить на самые распространенные.

С какого возраста учить алфавит

Согласно  дошкольного образования к выпуску из детского сада ребенок должен знать звуки и уметь выделять их в словах. О знании алфавита там ничего нет. В школу берут и нечитающих детей.

Но все же у тех, кто освоил алфавит, есть небольшое преимущество. По словам многих родителей, в первом классе жизнь ребенка меняется радикально и внезапно. А знание букв немного снижает стартовую нагрузку, малыш чувствует себя увереннее и меньше устает.

Поэтому в пять-шесть лет уже можно осваивать азбуку — в спокойном темпе. На этот же возраст рассчитана и большая часть букварей и пособий, которая есть в продаже.

В три-четыре года большинство детей может заучить, как выглядят и звучат буквы, но вряд ли научится читать, потому что их мозг пока не готов к этому.

Наталья Федькаева
Наталья Федькаева
Детский психолог сети билингвальных детских садов и школ Discovery

Оптимальное время для изучения алфавита — от четырех до шести лет. Малыш должен сам проявлять интерес: спрашивать, что это за буква, узнавать знакомые символы на вывесках, просить прочитать надписи.

В этот момент можно в игровой форме знакомиться с алфавитом. Однако если ребенок пока не проявляет интереса — не спешите. Лучше подождать, чем отбить охоту к обучению на годы вперед.

Но везде есть исключения. Если ваш четырех- или даже трехлетка активно проявляет интерес к буквам и чтению, попробуйте познакомить его с алфавитом. Но без спешки, подходящими способами — в играх, и без длинных уроков.

Сколько времени уделять занятиям

Дошкольники эффективнее всего учатся в игре и концентрируются в основном на том, что им интересно. И даже в этом случае к четырем годам способны заниматься чем-то одним без перерыва от 8 до 12 минут. К шести годам это время увеличивается в среднем до 15 минут. Но конечно, все дети разные — это средние значения.

Поэтому «играть в буквы» с трех-четырехлетками оптимально до 10 минут, а с пяти лет — от 10 до 15 минут. С шестилеткой уже можно дополнить игровые занятия уроками с книгами и тетрадями около 10 минут.

Буквы или звуки

Каждый взрослый, видя «М» в букваре, вслух назовет ее «эм», потому что так звучит ее название. Но чтобы научить ребенка алфавиту и чтению, буквы нужно называть по-другому.

Каролина Клименко 
Каролина Клименко 
Учитель начальных классов частной школы «ИндиКид», Санкт-Петербург

Когда ребенка учат читать, очень важно учить не названию буквы, а ее звуку. «Б» – это не «бэ», а звук [б]. «М» — не «эм», а [м]. Если ребенок знает, что это «А», а это «М», то получится «мама», а не «эм-а-эм-а». Он запомнит звучание символа так, как его учили. Поэтому до первого класса произношение букв по алфавиту («бэ», «вэ», «гэ») не нужно вообще.

Ребенок должен знать, как звучат все гласные и согласные. Иначе в слогах он будет постоянно ошибаться. Родители говорят: «Вот, мы выучили весь алфавит». Я начинаю спрашивать у ребенка — и он читает «йогурт» как «и-краткое-огурт», потому что знает название буквы, но не ее звук.  

Печатные или прописные

Когда малыш знакомится с новой буквой, он запоминает не только ее внешний вид и звучание, но и то, как ее пишут. И некоторые родители задаются вопросом: учить ли его писать только печатные или сразу показывать прописные.

У каждого педагога свой ответ. Одни считают, что шестилетку нужно учить по прописям, другие не рекомендуют переходить к прописным, пока ребенок не научится писать печатными.

Если до школы малышу осталось несколько месяцев, посоветуйтесь с его будущим учителем. А если год и больше — начните с печатных, которые ребенок постоянно видит в книгах, на вывесках и везде вокруг себя. Параллельно готовьте руку к письму и развивайте мелкую моторику. Например, по методу Монтессори.

Ещё по этой теме

Методика Монтессори: что это такое, как работает, за что ее любят и критикуют

Читать статью

В каком порядке учить буквы

Порядок изучения букв для дошкольников зависит от методики. По букварю Надежды Жуковой, который регулярно переиздают более 25 лет, начинают с гласных А, У, О, затем учат согласные М и С, потом — Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

В логопедических букварях, например, Олеси Жуковой или Елены Косиновой, сначала идут гласные и простые согласные, а ближе к концу — самые сложные звуки — Р, Ж, Ш, З.

Чаще всего специалисты рекомендуют начинать с гласных, потом переходить к простым согласным, затем — к сложным. Удобнее всего выбрать один букварь и заниматься по нему.

Наталья Федькаева
Наталья Федькаева
Детский психолог сети билингвальных детских садов и школ Discovery

Начните с гласных. Они легче даются детям, к тому же большинство из них соответствуют своему звуку — А, О, У, И и так далее. После гласных постепенно подключайте простые согласные. Начинайте с их звучания, а не названия. 

Как подготовить дошкольника к обучению алфавиту

Буквы — это абстрактные символы, которые ребенок должен связать с конкретными звуками и словами. Но до этого ему нужно:

  • научиться слышать и различать звуки;
  • понять, что речь состоит из звуков;
  • уметь удерживать внимание, запоминать и повторять;
  • развить мелкую моторику.

Фонематический слух — это способность слышать отдельные звуки в словах, основа грамотности. Без нее трудно понять, зачем вообще нужны буквы.

Тренировать слух можно еще до знакомства с букварем. Если малыш уже начал интересоваться буквами, играйте с ним в слова. Подбирайте их на один звук (все начинаются на «М»: мама, мяч, машина), называйте слова по очереди на последний звук предыдущего (вы говорите «слон», а малыш называет слово на «Н»), ищите звуки в слове (где в слове «нос» звук [с]?).

Исследования показывают, что дети с развитым фонематическим слухом легче овладевают чтением и письмом.

Читайте детям вслух, чтобы помочь быстрее выучить алфавит. Источник: Shutterstock

Важно, чтобы у ребенка был достаточный словарный запас (не менее 2000 слов). Поэтому чтение вслух и общение — обязательная часть подготовки. Рассказывайте малышу об окружающем мире, читайте вслух (сказки, стихи, потешки), просите пересказать или закончить фразу. Задавайте вопросы: «Кто это? Что делает? Какой он?».

Без внимания и памяти не получится запомнить даже пару букв — не говоря о полном алфавите. Играйте с малышом в  или ее вариации, в «Найди отличия», задавайте простые логические задачи: «Кого не хватает?», «Что здесь лишнее?».

Мелкая моторика и координация нужны не только для письма. Они напрямую связаны с речевыми центрами мозга. Чем лучше работают пальчики — тем активнее развивается речь.

Светлана Сивкова
Светлана Сивкова
Дипломированный учитель начальных классов, дефектолог, нейропсихолог

Прежде чем браться с ребенком за изучение алфавита, убедитесь, что у него сформировано зрительное и слуховое восприятие. Это значит, что он легко распознает цветные, черно-белые, перечеркнутые, наложенные друг на друга изображения.

По слуховому восприятию: у него должно быть «чистое» звукопроизношение. Если ребенок верно произносит звук, то скорее всего, и воспринимает его не искаженно.

Малыш должен проявлять интерес к символам. Если он задает вопросы про буквы — значит можно пробовать их учить.

Пошаговая инструкция: учим буквы вместе

Если решили, что ребенку пора учить алфавит, будьте готовы к регулярным занятиям. Лучше выделять по десять минут ежедневно или хотя бы через день, чем по часу раз в неделю.

  1. Составьте примерный план занятий. На одну букву выделяйте от пары дней до недели. В процессе скорректируете время точнее.
  2. Планируйте несколько занятий разного формата, на которых будете показывать букву, рассказывать, как она звучит и пишется, в каких словах встречается.
  3. Подключайте все органы чувств ребенка, активизируйте все виды памяти: пусть он разглядывает картинки, пытается писать, рисует, лепит, вырезает, пропевает, ощупывает, ищет, играет в настолки с ними, ест их в супе или как гарнир.
  4. Когда малыш без труда начнет узнавать и называть букву в разных словах, переходите к следующей.

Алфавит можно считать изученным, если все буквы ребенок называет без труда в разных ситуациях: когда видит их на вывесках, в книгах, на кубиках и так далее.

Елена Мингова
Елена Мингова
Педагог, основательница сети детских садов «Космо Кидс»

Самый эффективный метод — игра. Мы включаем в занятия разнообразные интерактивные игры и задания. Например, настолки, где на карточках написаны буквы, из которых нужно собирать слова. Детям нравится игра «Алфавитный поиск»: прячем буквы по всему помещению и даем задание их отыскать.

Еще один лайфхак, которым активно пользуемся на занятиях: назначаем день буквы. Например, «День “В”», когда весь день обсуждаем слова, которые  начинаются на «В». Детям очень нравится.

Музыка также помогает легче запоминать информацию. Можно слушать и петь известные песни об алфавите или придумать свои. 

В интернете много идей и пособий, по которым можно сделать игры с буквами своими руками — нарисовать, вырезать, распечатать, сшить и слепить. 

Если на творчество времени не хватает, много интересных пособий можно купить. Например, кубики (от 200 ₽ на Ozon), магнитный алфавит (от 260 ₽ на «Яндекс Маркет»), интерактивные плакаты (от 350 ₽ на Ozon).

В магазинах есть также настольные игры. Например, «Читай-хватай» и «Зверобуквы» от «Банды умников» — (1400 ₽ за комплект на Ozon).

Помогут в изучении алфавита пазлы, рамки-вкладыши, шнуровки, наклейки, лото и домино. Выбирайте игры, которые интересны и вам, и малышу.

Товары для детей облегчают жизнь родителям, но нагружают бюджет. Оформите Халву и покупайте все для учебы, творчества и развития с выгодой — с кешбэком или в рассрочку.

Бывает ли шопинг выгодным?

Да! Если покупать с Халвой: до 10% кешбэка, покупки в рассрочку от 10 месяцев в 260 000+ магазинов-партнеров, до +4% к ставке вклада, бесплатное обслуживание.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Заявка на оформление карты

Творчество как один из способов выучить алфавит

Чтобы на занятиях ребенок не скучал, они должны быть интересными и разнообразными. Кроме игр сделать их такими поможет творчество. Предложите малышу нарисовать букву, слепить ее из пластилина или теста, склеить из цветной бумаги.

Алфавит из воздушного пластилина можно приклеить на магниты и составлять слова на специальной доске или холодильнике. Это поможет закрепить пройденный материал, развить моторику и мышление. 

Приделайте буквам глазки, ушки, хвостики, рожки — и вот перед вами готовое многоразовое пособие для изучения алфавита, словосложения и обучения чтению.

Евгения Заевская
Евгения Заевская
Учитель изобразительного искусства

Я убеждена: буквы нужно не только видеть и слышать, но и проживать через творчество. В обучении через искусство ребенок не «зубрит» символы — он вживается в их форму, образ, звук и смысл. Это помогает:

  • активизировать зрительную память и ассоциативное мышление,
  • снизить тревожность при обучении,
  • сформировать устойчивый интерес,
  • развить мелкую моторику, графические навыки и речь.

Хорошо работают несколько творческих методов изучения букв, особенно если их комбинировать. Так процесс ребенку не надоедает, проще удержать его внимание, заинтересовать.

  1. «Буква-образ» — рисуем и оживляем

Каждую букву мы превращаем в персонажа. Например:

  • Б — «барашек»,
  • К — «кораблик»,
  • М — «медведь»,
  • С — «солнышко».

Мы вместе с детьми рисуем букву и дополняем ее деталями, превращая в узнаваемый образ. Так складывается визуальная связь: буква = персонаж + звук.

Сделайте альбом «Моя азбука», где каждая страница — буква и рисунок ребенка. Это станет личным «букварем», к которому он будет возвращаться.

  1. Аппликации и лепка

Объемные формы лучше запоминаются. Особенно это актуально для детей с нарушениями речи и моторики. Лепка из пластилина, вырезание и приклеивание — все это помогает «прочувствовать» форму буквы руками.

Пример: «А» вылепили в виде арбуза, разрезанного на дольки. Так появляется и визуальный образ, и повод поговорить о звуке «А».

  1. Сенсорная азбука

Мы делаем буквы из разных материалов: шершавые, мягкие, гладкие. Используем фетр, крупы, шнурки, пуговицы.

Подход задействует тактильную чувствительность, развивает осязание и графическое восприятие, стимулирует речь (особенно у неговорящих детей).

Распространенные ошибки: чего делать не стоит

Кроме ошибки о которой мы уже упоминали — учить не звук, а название буквы, к распространенным относят еще несколько.

Некоторые родители спешат развивать малыша, не дожидаясь, когда он будет готов к изучению алфавита и чтению. Но в этом случае можно добиться обратного эффекта — ребенок не захочет учиться и получит негативный опыт, который забудет не скоро.

Кроме того, если его мозг пока не готов воспринимать знаки и символы, каждое занятие потребует гораздо больше усилий, чем своевременные уроки.

Анна, мама двух сыновей 8 и 12 лет

Со старшим сыном начали очень рано, чуть ли не с полутора лет. Делала буквы формата А4 из разных материалов — из ткани, картона, текстурированной бумаги, обоев, разных цветов. Произносила ему звуки и слова с ними. Потом вешала букву на магниты на холодильник, и где-то неделю-две мы вокруг нее ходили, произносили слова и звук.

И так все буквы, которые обозначают звук. Начинали с простых гласных, потом переходили к простым согласным — губные, губно-зубные. На чтение это никак не повлияло: старший читать научился довольно поздно — к 7 годам, беглое чтение освоил тоже не сразу, уже во втором, наверное классе.

Младший выучил буквы быстро — показала плакат, почитала пару раз и все, читать научился легко, лет в 57 читал бегло. Сейчас читает сложные тексты быстро, запоминает хорошо.

Также не стоит посвящать обучению больше 10–15 минут в день для детей пяти-шести лет. Маленький ребенок теряет концентрацию, усвоение информации падает.

Недопустимы принуждение и наказания: это формирует отторжение и тревожность. Если дошкольника заставлять учиться, у него не сформируется внутренняя мотивация для учебы, он и в школе не будет знать, зачем ему знания.

Расскажите, что он сможет читать сам, какую пользу принесет этот навык, покажите, что учеба может быть легкой и веселой. Это сбережет вам и ему немало нервных клеток.

Алфавит откроет ребенку много новых возможностей. Источник: Shutterstock

Что нужно, чтобы быстро выучить алфавит

В первую очередь понадобится запастись терпением: дождаться, когда ребенок будет готов к учебе и не торопить его, дать осваивать материал в своем темпе. Ускорить процесс поможет комбинирование занятий, игр, творчества, подключение разных видов памяти.

Также на помощь придут самодельные или готовые пособия, игрушки, кубики, интерактивные планшеты и плакаты. Закрепить и повторить материал помогут тематические мультфильмы и игры на телефон, если вы даете детям гаджеты. 

Каролина Клименко
Каролина Клименко
Учитель начальных классов частной школы «ИндиКид», Санкт-Петербург

Учить алфавит лучше всего по букварю. Например, Н.С. Жуковой — там нет лишней информации, все очень структурировано. Сначала учат буквы, из которых составляют первые простые слова: «мама», «ум», «оса». Ни в коем случае не торопите ребенка, чтобы он за месяц или два выучил весь алфавит.

Рисуйте на доске, холодильнике, бумаге, песке. Пусть ребенок видит «А» или «Б» везде: учится собирать из карандашей и кубиков. Когда будет образ, появится звук — получится прочитать букву. Так мы одновременно делаем с ребенком три вещи — запоминаем, как символ выглядит, пишется и звучит.

Если ребенок знает только звуки, то у него потом возникнет проблема с письмом, потому что он не будет знать образов. Поэтому учите все сразу.

Обучение алфавиту — это не гонка и не экзамен. Не нужно ставить цель выучить всю азбуку к четырем годам. Куда важнее привить ребенку интерес к буквам, чтению и заложить положительный опыт обучения. Все это очень пригодится в школе и во всей дальнейшей жизни.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
3.8 тыс.
Елена Зарипова
Елена Зарипова

Со мной вы легко найдете выгоду и узнаете о финансовых возможностях. Расскажу, как приумножать доходы и тратить с удовольствием.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер