Логотип компании
245Просмотры

Как я учу ребенка финансовой грамотности через карманные деньги

Когда сыну исполнилось шесть, я решила, что пора учить его обращаться с деньгами. Вместо прежних спонтанных покупок по первому требованию — карманные деньги, которыми маленький человек распоряжается самостоятельно. Рассказываю, к чему это привело.

Когда ребенок научится обращаться с деньгами, можно переходить к безналичному расчету. Источник: amedeoemaja / Shutterstock / FOTODOM

Сколько давать и за что 

Сын уже умел считать в пределах двадцати — такую сумму мы и выдавали. На нее можно было купить пачку «Орбита» (и получить немного сдачи) или воспользоваться вендинговыми аппаратами на входе в супермаркет, где продают маленькие мячики, сквиши и прочую мелочь, милую детскому сердцу. 

Когда ребенок научился вычитать и складывать в пределах 50, а потом 100, увеличивалась и сумма еженедельного «пособия». Выдавали деньги раз в неделю, по воскресеньям. 

Это деньги, которые мы давали без условий, по умолчанию. Обсуждали, что в исключительных случаях — если ребенок сильно провинится — мы можем их лишить. Но у нас ни разу не было поводов привести эту угрозу в исполнение. 

Важное правило: мы не контролируем, как сын тратит личные деньги, — это его зона ответственности и право на ошибку.

Три правила 

Мы оговорили их заранее. 

  1. Деньги выдаем раз в неделю. Если все потратил в первый день — ждешь следующего воскресенья. 
  2. На крупные покупки можно копить. Если вещь дорогая, мы подключаемся, но на условиях софинансирования — если ребенок накопит половину. Так мы купили хороший смартфон вместо простенького телефона-«звонилки» и новый велосипед. Отмечу, что на эти покупки пошли не только еженедельные деньги, но и те, что дарили бабушки и дедушки на день рождения. 
  3. Никаких авансов. Пришлось нелегко, особенно вначале: хочется что-то купить, но сегодня только пятница. Бывало, что за дни ожидания ребенок менял решение: остывал к вещи и прекрасно обходился без нее. Другие желания, наоборот, только становились крепче. 

Если давать слишком много и легко, у ребенка может сложиться ощущение, что деньги — бесконечный ресурс. А ведь одна из наших целей — показать, что финансы ограничены, и научить ребенка распоряжаться ими в заданных рамках. 

Ещё по теме

Как говорить с ребенком о деньгах

Читать статью

Ошибки и находки

В первые месяцы сын потратил все деньги на сладости, наклейки и дешевые машинки из магазина рядом с детсадом. Мы не ругали и не осуждали его за траты, но через пару месяцев вместе посчитали: 

  • сколько конфет и жвачек можно купить на 200 рублей; 
  • как долго копить на конструктор, который он давно хотел;
  • какую часть сын готов откладывать. 

Этот разговор стал переломным моментом. Мы завели копилку, куда сын стал откладывать деньги. 

Что изменилось за пять лет 

Появилась цель, и сын научился копить — сначала на конструктор «Лего», потом на блочный лук, на смартфон и велосипед. Завел привычку сравнивать цены: теперь проверяет стоимость одинаковых товаров в разных магазинах и на маркетплейсах. 

Через три года сын уверенно планировал бюджет, вел учет расходов и осознанно подходил к крупным покупкам. Мы сделали следующий шаг — оформили сыну первую банковскую карту. Так как я пользуюсь Халвой, выбрали стикер «Халвау» от Совкомбанка. Его разработали специально для детей — я настроила автоперечисление и в любой момент могу проконтролировать расходы. 

Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет.

Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru

Получить стикер

Теперь 200 рублей в неделю я перевожу на его карту. Поначалу было страшно — исчезла наглядность купюр и монет, которые можно пересчитать в кошельке. Но именно это и помогло освоить важный навык: теперь сын регулярно проверяет баланс через мобильное приложение, следит за тратами онлайн и главное — понял, что виртуальные деньги так же ценны, как и бумажные. 

Теперь он не просто просит купить, а задает вопрос: «Стоит ли эта вещь этих денег?» — и может отказаться от сиюминутных желаний в пользу более глобальных целей.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Жизнь
17 дек.

Почему я не начинаю новую жизнь в январе и что делаю вместо этого

Почему я не начинаю новую жизнь в январе и что делаю вместо этого
98Просмотры
Читать полную статью
18 дек.
Жизнь

Что такое профдеформация и какие есть у меня и моих коллег

94Просмотры
Читать полную статью
25 дек.
Жизнь

Что в моей семье считалось нормой, а потом оказалось, что это не так

3Просмотры