Рекламный баннер
Семья

Когнитивное развитие ребенка: что это такое и как развивать мышление, память и внимание

Ольга Копылова
от Ольга Копылова / 7 октября 11:15
0
12
10 мин.

Родители хотят, чтобы их дети были внимательными и сообразительными. Умение думать, запоминать и решать задачи формируется с раннего возраста и сопровождает человека всю жизнь. Как устроено умственное развитие? Разобрали в статье.

Что такое когнитивные способности простыми словами? Это память, мышление, внимание, речь и воображение. Источник: Krakenimages.com / Shutterstock / FOTODOM

Что такое когнитивное развитие

Когнитивное развитие — формирование новых  через игру, наблюдение, вопросы, личный опыт, разные события. Каждый день любопытство ребенка превращается в знания и навыки, которые останутся с ним на всю жизнь:

  • внимание — ребенок может сосредоточиться на игрушке или игре и быстро переключиться на другое занятие;
  • память — он запоминает события, слова, алгоритмы;
  • мышление — рассуждает, сравнивает, классифицирует, делает выводы;
  • языковые навыки — понимает обращенные фразы, использует речь для общения или учебы;
  • воображение — придумывает истории, ищет нестандартные решения, фантазирует.
Ещё по этой теме

Ребенок не говорит в 5 лет: возможные причины, что делать

Читать статью

Когнитивные навыки связаны с окружающей средой. Она дает ребенку сенсорные стимулы — зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые впечатления. Чем богаче сенсорный опыт, тем быстрее развиваются когнитивные навыки.

Примеры сенсорных впечатлений:

  • речь и прикосновения родителей; 
  • движение птиц, насекомых, облаков;
  • игра света на воде или листьях;
  • шум ветра;
  • плеск воды в луже;
  • прикосновение к коре деревьев, траве, мху;
  • хождение босиком по песку или газону;
  • ароматы цветов;
  • разные вкусы продуктов: сладкое, кислое, горькое.

Сенсорику можно развивать дома с помощью специальных игрушек — , кинетического песка, сенсорных коробок, музыкальных игр.

Когнитивные навыки развиваются быстрее, когда ребенок растет в безопасной эмоциональной среде и чувствует поддержку родителей.

Когнитивное мышление по возрастам

Когнитивные навыки формируются постепенно. У каждого возрастного этапа есть особенности.

0–2 года

Начинается этап сенсорного познания, формируются первые нейронные связи. В первые два года жизни дети изучают мир через органы чувств и движение: 

  • сенсорное восприятие: хочется все потрогать, попробовать на вкус, прислушаться к звукам, изучить текстуры;
  • моторные навыки: ребенок ползает, хватает, падает — это формирует представления о пространстве вокруг;
  • первые слова и жесты: указательный, «дай», «пока-пока»;  
  • память: малыш запоминает лица, игрушки, повторяет разные действия.

В первые годы полезно петь песни, проговаривать , играть в простые игры («спрячь-покажи», «ку-ку»). Разрешите исследовать кухню или шкафы, но под вашим присмотром.

Когнитивное развитие и крупная моторика тесно связаны. Источник: Peakstock / Shutterstock / FOTODOM

2–7 лет

Активно развивается речь, воображение, социальное мышление: 

  • дети задают бесконечные вопросы, рассуждают «почему» и «зачем»;
  • запоминают правила, песни, стихи, порядок действий;
  • игры становятся сюжетными, ребята придумывают разные истории;
  • возникают первые конфликты, дети учатся считывать эмоции других, сотрудничать, договариваться.

Читайте сказки и рассказы, затем обсуждайте прочитанное. Придумывайте совместные истории, ролевые сюжеты — «магазин», «поездка на море», «больница». 

7–11 лет

Знания систематизируются, появляется логическое мышление. В школьном возрасте ребенок учится:

  • мыслить логически, искать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать выводы, анализировать ошибки;
  • уметь концентрироваться, запоминать информацию надолго;
  • читать, писать, решать примеры, учить стихи и в целом осваивать учебную программу;
  • общаться со сверстниками, уметь разрешать конфликты.

В этом возрасте полезно играть в шахматы и настольные игры — они развивают логику и учат выстраивать стратегию. Поддерживайте интерес к науке через интересные опыты в домашних условиях.

Здесь на помощь приходит карта «Халва». С ней можно оплатить все необходимое для обучения и развития — от книг и учебных материалов до занятий с репетитором или творческих курсов. 

Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. Оформляйте Халву и оплачивайте в рассрочку без переплат курсы иностранных языков и обучение топовым IT-специальностям.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

11–15 лет

Появляется абстрактное мышление и критический анализ. Подростковый возраст открывает новые возможности:

  • рассуждать о гипотетических или сложных ситуациях;
  • планировать действия, анализировать собственные результаты;
  • искать нестандартные решения, творить.

Поощряйте любую самостоятельность — школьное исследование, творческий проект или стихотворение собственного сочинения. Это развивает уверенность, учит доводить начатое до конца. 

Тамара Грицкова
Тамара Грицкова
Учитель начальных классов ГБОУ Школа №705 (Москва)

На учебный процесс и успехи в школьном возрасте могут влиять когнитивные нарушения. И это не просто лень или упрямство, а сбои в работе памяти, внимания, мышления, речи, восприятия. Ребенок хочет учиться, но его мозг обрабатывает информацию иначе.

На уроке ученику сложно сосредоточиться. Или он не может вспомнить стихотворение с утра, хотя учил его весь прошлый день. Школьник может понимать условие задачи, но ему нужно больше времени на решение. 

Наша задача — не ждать, когда ребенок догонит сам. Важна совместная работа учителя, логопеда, дефектолога, психолога. Можно использовать специальные упражнения, дробить большие задания. Ребенок медленно думает — предоставляем дополнительное время.

Самое главное — хвалить за усилия. «Я вижу, как ты старался!» — фраза значит больше, чем пятерка в дневнике. 

Что влияет на развитие когнитивных способностей

Когнитивное становление зависит от многих факторов.

  1. Обстановка в семье. Важна атмосфера безопасности: когда в доме спокойно, нет физических наказаний и угроз. У ребенка формируется базовое доверие к миру — фундамент для когнитивного и эмоционального развития.
  2. Образование. Не отдавайте малыша на три развивашки сразу. Рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации можно дома. Это же касается обучения чтению или письму. Развитие зависит от вовлеченности ребенка в учебный процесс.  
  3. Социальная среда. Прогулки во дворе помогают искать друзей, узнавать новые игры, взаимодействовать с разными людьми.
  4. Физическое здоровье. Речь о сбалансированном питании, качественном сне, регулярной активности.
  5. Индивидуальные особенности. Прогресс связан с генетикой, темпераментом, эмоциональным развитием.
Детям старшего возраста полезно решать логические задачи. Источник: Mishchenko Svitlana / Shutterstock / FOTODOM

Возможные нарушения

Признаки задержки когнитивного развития: 

  • трудности с концентрацией внимания;
  • слабая память, медленное усвоение информации;
  • скудная речь;
  • слабое логическое мышление и непонимание инструкций;
  • социальные проблемы: замкнутость, трудности в общении.

Сначала важно пройти диагностику у специалиста — нейропсихолога, логопеда или детского психолога.

Дарья Заливнова
Дарья Заливнова
Детский психолог

За 12 лет практики я видела сотни родителей, которые с горящими глазами искали «волшебную кнопку» для развития интеллекта ребенка. Но она уже есть: это заложенная природой способность к когнитивному развитию. Его суть в том, что ребенок учится не просто запоминать факты, а думать, анализировать, предвидеть, творить, решать проблемы.

Этот процесс поэтапный и похож на строительство дома: сначала фундамент, потом — стены. Мозг ребенка следует тому же плану. Но иногда «стройка» дает сбой. Частые причины — органические (гипоксия при родах, черепно-мозговые травмы), тяжелый стресс (развод родителей) или банальная депривация (когда с ребенком мало общаются, не играют). Тревожные сигналы: стойкое отставание от возрастных норм (например, в три года нет фразовой речи), резкий регресс в навыках, нежелание общаться.

Как исправить нарушения? Снова играть! Главный инструмент коррекции — не лекарства, хотя иногда они нужны. Это правильно выстроенное, насыщенное общение. Нейропсихологическая коррекция, занятия с логопедом-дефектологом, арт-терапия помогают «перезапустить» пропущенные этапы через тело и игру. Мы «возвращаемся» в возраст, где произошел «сбой». Затем достраиваем фундамент через ползание, лепку, песок, сказки.

Иногда детям нужна индивидуальная программа обучения, адаптирующая учебный процесс под способности — например, при  или .  

Помните, когнитивное становление — управляемый процесс. Создавайте стимулирующую и безопасную среду, увлекайте ребенка играми, обсуждайте события, поддерживайте инициативу. Это способствует успешной адаптации к школьной и социальной жизни.  

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
12
Ольга Копылова
Ольга Копылова

Превращаю сухие цифры в понятные показатели. Расскажу, как обращаться с финансами и видеть деньги там, где другие их упускают

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно