Рекламный баннер
Умный потребитель

Как подготовить велосипед к сезону с минимальными затратами

Александра Мельник
от Александра Мельник / 14 апреля 18:00
0
888
21 мин.
Текст изменился / 15 апреля 2025

Уже поглядываете в сторону велосипеда, который ждал вас всю зиму? Перед первой поездкой в новом сезоне прочитайте, как подготовить велосипед почти бесплатно и почему это очень важно. Делюсь советами и опытом, опровергаю мифы.

Electra Ticino 16D по прозвищу Мятка. Источник: личный архив Александры Мельник

Знакомьтесь, это Мятка — гибрид шоссейного и турингового велосипедов, созданный инженерами . Прозвище получил из-за нежного мятного цвета (камера передает его серым).

У модели Electra Ticino 16D, которую я называю Мяткой, есть технология , большие тонкие гладкие колеса, как у «шоссейника», широкий руль, мягкое сиденье и рама с наклоном, как у «туринга».

Но обо всем по порядку. Для начала разберемся в понятиях.

Шоссейный сконструирован для скоростной езды только по асфальтированным дорогам. У него: аэродинамичная посадка с наклоном вниз, уменьшенная колесная база — не про комфорт, а про высокую маневренность на городских улицах и шоссе.

Основные отличия: 

  • руль-«баран» с закругленными ручками;
  • тонкие гладкие колеса;
  • узкое твердое седло.

Пример:  «Старт-Шоссе».

Чем выше скорость на шоссейном, тем сильнее вперед наклоняется ездок. Источник: Shutterstock

Туринговый, или туристический, велосипед подходит для неспешных коротких или длительных поездок по асфальтовым и грунтовым дорогам. Утолщенные покрышки с протектором на колесах выдерживают вес велосипедиста и груза. Похож на прогулочный.

Основные отличия: 

  • мягкое седло;
  • широкий руль со стандартным расположением;
  • поперечная рама с небольшим уклоном назад.

Пример:  «Турист».

Посадка на турингах и гибридах вертикальная даже на высокой скорости. Источник:  Источник: Shutterstock

Гибриды созданы для тех, кто хочет быстро, но с комфортом ездить из точки «А» в точку «В». Посадка на этом велосипеде вертикальная, как на стуле, благодаря чему руки, спина, шея и ноги не устают: одинаково легко даются малые или большие расстояния.

Свой велосипед больше года назад я случайно увидела на Avito и купила в тот же день. Прошлая владелица приобрела его в 2018 году в официальном магазине Санкт-Петербурга, каталась недолго и поставила пылиться в парадной.

Почти новый, он выглядел удручающе: сдутые колеса, грязь на спицах, пыль на раме и седле, мелкие царапины на руле... Было к чему придраться, чтобы сбить цену, но я не торговалась: схватила его и быстро понесла к машине.

Тогда я не знала, что велосипед надо подбирать по техническим характеристикам, а не покупать по любви.

Ещё по этой теме

Двухколесный друг: как выбрать велосипед

Читать статью

Мятка пережила неполный сезон без специальной подготовки: после покупки я только отмыла раму, накачала колеса и проехала около 2000 км. В этом году решила к предстоящим заездам подойти с умом:

  • заменить изношенные тормозные колодки;
  • отрегулировать высоту руля и сиденья;
  • установить стрепы на педали;
  • очистить и смазать цепь.

Зачем готовиться к сезону

За велосипедом, как и за машиной, надо ухаживать. Отличное техническое состояние двухколесного «друга» — залог безопасности и экономии на поломках.

Чем чаще вы проверяете трансмиссию, в том числе тормоза, переключатели скоростей, цепь и другое, тем реже обращаетесь в мастерские и меняете детали.

Лучше не пренебрегайте регулировкой выноса руля и высоты сиденья — от этого зависит ваше здоровье. Например, я не стала поднимать седло и за несколько недель докаталась до операции на коленном суставе.

Инструменты и дополнительные детали

Стартовый набор я собрала из десяти предметов, часть из которых купила в магазинах-партнерах Халвы

  1. Шестигранники — 279 рублей в Fix Price.
  2. Изолента — 64 рубля на «Яндекс Маркете».
  3. Нить или лента-герметик — 196 рублей на Ozon.
  4. Рабочие перчатки — 56 рублей в гипермаркете «Лента».
  5. Масло для цепи — 148 рублей на маркетплейсе «Озон».
  6. Стрепы на педали — 316 рублей там же.
  7. Одна пара тормозных колодок — 350 рублей на Ozon.
  8. Насос с манометром — 759 рублей в «Спортмастере».
  9. Плоскогубцы и отвертка — бесплатно из ящика с инструментами.
  10. Передний и задний фонари, звонок на руль 450 рублей в «Галамарте».

Итого: 2618 рублей.

Набор ключей, герметичная нить, перчатки, изолента. Источник: личный архив Александры Мельник

Для сравнения: полная диагностика и техническое обслуживание в веломастерских Санкт-Петербурга в среднем обходится почти в 7000 рублей.

Составьте список деталей после осмотра: так вы сэкономите на покупке ненужных запчастей и инструментов.

Этапы подготовки

Я бы выделила семь основных этапов, начиная с осмотра и заканчивая регулировкой тормозов. Этого хватит, чтобы начать сезон и покататься больше месяца.

Если в процессе вы найдете какие-то серьезные неисправности (например, при переключении скоростей слетает цепь), обратитесь к мастеру за консультацией. Трансмиссию разбирать точно не надо.

Осмотр

Проведите комплексную диагностику. Осмотрите весь велосипед.

  1. Покрышки: ищите микротрещины, порезы, проколы.
  2. Колеса: прокрутите и проверьте, нет ли «восьмерок» (их лучше исправлять в мастерской).
  3. Спицы: переберите пальцами, как гитарные струны, или сожмите попарно. Если изгибов нет, звук и натяжение будут одинаковыми. Любой изгиб надо выровнять.
  4. Протестируйте тормоза: поднимите велосипед, раскрутите колеса по очереди и зажмите тормозные ручки. Если колеса прокручиваются, придется регулировать натяжение тросов.
  5. Проверьте, как работает переключение передач: цепь должна перемещаться плавно при повышении и снижении, не соскакивая со звезд.

Смойте пыль и грязь прошлого сезона, но не направляйте струю на втулки колес и кареточный узел. Я мыла раму и колеса на мойке самообслуживания для авто за 200 рублей.

Колеса

У Мятки с колесами все хорошо: их надо только подкачать и затянуть эксцентрики на втулках, чтобы не было люфта. Не исключено, что в будущем я поменяю покрышки с помощью набора шиномонтажных лопаток.

Колеса в нормальном состоянии. Источник: личный архив Александры Мельник

Если вы нашли повреждения, воспользуйтесь этой инструкцией по замене покрышки:

  1. Спустите воздух.
  2. Снимите покрышку: с одной стороны воткните пластиковые лопатки из набора, как на картинке, и постепенно стягивайте с обода.
  3. Разбортируйте со стороны от ниппеля. 
  4. Проверьте камеру. Если она повреждена, замените.
  5. Достаньте новую резину.
  6. Натяните один борт на обод.
  7. Вставьте ниппель.
  8. Расправьте камеру по всей покрышке.
  9. Начните натягивать со стороны ниппеля. 
  10. Пройдитесь по всей окружности пальцами и воткните борты покрышки в обод.
Шпатель помогает быстрее снять покрышку с обода. Источник: Shutterstock

Звезды, кассета, цепь

Цепь — важный элемент, обеспечивающий быстрое и равномерное педалирование. Она состоит из звеньев, которые при повышенной нагрузке или нехватке масла стираются и гнутся.

Чтобы цепь не растягивалась, не хрустела и не слетала, ее надо проверять и вовремя смазывать. Обязательно чистить после поездок по песчаным дорожкам.

Я тщательно проверила ее, промыла обезжиривателем, вытерла насухо и смазала специальным маслом: по одной-две капли в каждое звено. После прокрутила педали несколько раз вперед и назад, чтобы смесь распределилась.

Потом проверила плавность переключения скоростей по всему диапазону вперед и назад. К сожалению, цепь слетела трижды при переходе на мелкие звезды: это повод обратиться в мастерскую. В Петербурге настройка обойдется в 500–850 рублей.

Задний переключатель передач, или кассета. Источник: личный архив Александры Мельник

Педали, стрепы

Обе педали в нормальном состоянии. Я решила их дополнить стрепами — ремнями, фиксирующими ступни для удобного педалирования, равномерного распределения нагрузки на ноги.

Процесс установки простой: 

  1. Отклейте липучки на стрепах.
  2. Протяните ремешки в отверстия в педалях.
  3. Согните и зафиксируйте нужный диаметр, чтобы нога в обуви свободно проходила.
  4. Наклейте липучки обратно так, чтобы ремни превратились в петлю.

Езду со стрепами осваивайте постепенно, чтобы научиться вовремя вынимать ноги при запланированной или экстренной остановке.

Педаль с установленной стрепой. Источник: личный архив Александры Мельник

Фонари, звонок

Звонок нужен, чтобы предупреждать пешеходов или других велосипедистов, мешающих вам проехать. Фонари необходимы для безопасности на дорогах и шоссе.

В идеале дополните такой набор защитным шлемом, особенно если вы катаетесь не только на велодорожках и тротуарах.

Спереди стоит фонарь с белым светом, а сзади с красным. Источник: личный архив Александры Мельник

Сиденье, руль

Это первое, что вам надо отрегулировать после покупки велосипеда в магазине или с рук. Инструкция для седла:

  1. Сядьте на сиденье.
  2. Поставьте одну ногу на педаль.
  3. Если нога сильно согнута в колене, поднимите сиденье.
  4. Если вы не дотрагиваетесь до педали, опустите сиденье.
  5. Важно, чтобы нога вытягивалась полностью и касалась носком педали в ее нижнем положении. При этом изгиб в колене не должен быть больше 140-155 градусов.
  6. Отрегулируйте седло по горизонтали: носок должен быть ровно на педали, а колено колено над ее осью, но не сзади или спереди.

При правильной высоте седла на туринге и других видах велосипедов вы будете касаться земли только носком, и это нормально.

Мягкое сиденье и широкий руль. Источник: личный архив Александры Мельник

Теперь настройте положение руля.

  1. Установите его на уровне седла.
  2. Проверьте, как на руле лежат руки: если есть напряжение, надо регулировать высоту или вынос. Идеальный угол между туловищем и руками — 90 градусов.

Тормозная система

Есть три типа тормозных систем:

  • ободная;
  • дисковая;
  • гидравлическая.

На моем велосипеде установлена ободная, которую еще называют V-Brake. Обслуживать ее проще и дешевле.

Тормозная система V-Brake. Источник: личный архив Александры Мельник

После покупки я заметила, что передний тормоз работает нечетко, но отложила ремонт, потому что для езды по городу хватало заднего.

Теперь решила настроить и заодно заменить тормозные колодки, которые стерлись неравномерно. Регулировку делала на глаз, натягивая и ослабляя тросы.

Как только колодки встали ровно с обеих сторон, зафиксировала и затянула тросы. После этого убедилась, что тормозные ручки не «проваливаются» до руля, продавливаются примерно на 50%.

Тормозные колодки — такой же расходный материал, как колесные камеры и покрышки. Меняйте их, чтобы не попасть в аварию на дороге.

Старые колодки и масло для цепи. Источник: личный архив Александры Мельник

Какой велосипед у автора

Информация для велосипедных фанатов, которых заинтересовала модель Eleсtrа Тiсinо 16D. Ее имя созвучно названию италоязычного кантона в Швейцарии. Этот велосипед, собранный вручную, — дань уважения классике 50-х и 60-х годов.

Характеристики Electra Ticino 16D

Корпус

Рама

6061 T-6 Butted Aluminum

Руль

Ticino Cyclo-Tourist 6061

Тип вилки переднего колеса

Steel Investment Cast Lugged

Седло

Electra Cyclo-Tourist Ergo

Колеса

28 дюймов

Обода

Unavailable wheelset, Сплав Electra Elite с двойными стенками (700 x 35c)

Втулки колесные

Alloy 32h (кассета 32H/QR)

Грипсы на руле

Electra Cyclo-Tourist Ergo base

Стойка сиденья

Alloy micro-adjust suspension  27.2 мм

Спицы

14G из нержавеющей стали,

латунные ниппели

Педали

Ticino Touring, сплав с каркасом

Трансмиссия

Задний переключатель

Восьмискоростной Shimano 2300 8spd

Тормозная система

Tektro Cantilever

Рычаги переключения передач на руле («манетки»)

Shimano Rapidfire, триггерные двухрычажные

Цепь

Антикоррозийная KMC Z7RB

Тормозные рычаги

4-пальцевые, из сплава, с регулировкой длины

Шестерня

Sram 8-SPD 12-26T

На маркетплейсах и в магазинах много моделей с аналогичными комплектующими. Новичкам нет смысла тратить почти 100 000 рублей на редкие велопрогулки в парке или поездки от дома до магазина.

Если планируете покупку, выбирайте что-то среднее по цене и качеству — простой в управлении велосипед с минимальным количеством скоростей. Средняя цена — 20–35 тысяч рублей, а в рассрочку с Халвой сможете разбить платеж на несколько месяцев.

Бывает ли шопинг выгодным?

Да! Если покупать с Халвой: до 10% кешбэка, покупки в рассрочку от 10 месяцев в 260 000+ магазинов-партнеров, до +4% к ставке вклада, бесплатное обслуживание.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Заявка на оформление карты

Помните, велосипед надо готовить заранее. Проводите быстрые тесты по этому чек-листу:

  1. Мойка рамы.
  2. Проверка люфтов.
  3. Регулировка седла и руля.
  4. Осмотр, чистка, смазка цепи.
  5. Проверка переключателей скоростей.
  6. Подкачка колес, выравнивание ободов и замена покрышек, если нужно.
  7. Тестирование тормозной системы и при необходимости замена колодок, тросов и других деталей.

Заботьтесь о себе и двухколесном «друге» и соблюдайте правила дорожного движения. Удачи на велодорожках!

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
888
Александра Мельник
Александра Мельник

Сохранить деньги — мудрость, умело расходовать — искусство. С легкостью рассказываю о финансовой стороне жизни.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно