Логотип компании
3 263Просмотры

SpaceX и Blue Origin: как миллиардеры сражаются за космос

В последние годы два богатейших человека планеты соревнуются не только на Земле, но и за ее пределами. Сколько стоит полететь в космос, почему некоторые полеты трудно назвать космическими и за что критикуют частные космические программы, читайте в статье.

Кроме Маска и Безоса в космической гонке участвует третий миллиардер — Ричард Брэнсон

Илон Маск и SpaceX

Илон Маск — богатейший человек планеты с состоянием в 220 млрд долларов на момент написания статьи, один из основателей платежной системы PayPal, космический энтузиаст и гендиректор сразу двух крупнейших американских компаний в сферах создания электрокаров и космического оборудования — Tesla и SpaceX.

Деньги должны работать на вас. Откройте вклад до 21,5% и защитите сбережения от инфляции:

• повышенная ставка с картой «Халва» • онлайн-оформление — без визита в отделение • страхование — гарантия сохранности средств.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Вклады» на сайте банка sovcombank.ru

Открыть вклад

SpaceX была создана в 2002 году и за время существования успела разработать целую серию ракет-носителей Falcon разной грузоподъемности, а также космический шаттл Dragon, предназначенный для пополнения запасов на МКС. К слову, этот корабль выводится на орбиту ракетой-носителем Falcon 9 — последней в серии. 

Главная особенность этих ракет-носителей в том, что они многоразовые. Они оснащены специальным оборудованием для возврата и вертикального приземления. 

Вторая версия Falcon 9 в сентябре прошлого года впервые совершила полет с космическими туристами на борту.

У компании есть две амбициозные цели — сделать вклад в колонизацию Марса и удешевить производство космического оборудования, насколько это возможно.

За 20 лет своего существования SpaceX успела провести множество удачных пусков. Среди них стыковки с МКС, вывод шаттлов на околоземную орбиту и даже запуск в космос одного из электрокаров Tesla Motors.

Но были и не менее крупные провалы. Например, первая ракета Falcon 1 взорвалась еще при старте, а попытки исправить положение многие годы не давали никаких результатов. Вторая и третья версии ракеты в последующие годы тоже взрывались. 

И только к 2008 году, с четвертой попытки, наконец-то удалось запустить ракету в космос. 

Проблемы возникали и при посадках ракет-носителей на воду. Наладить исправную систему приземления получилось не сразу — с 2013 по 2016 год посадочные системы ракет регулярно давали сбой.

На Маска оказал большое влияние цикл фантастических романов «Основание» и взгляды его автора Айзека Азимова на колонизацию планет

Одними полетами SpaceX не ограничивается. Компания также занимается созданием глобальной спутниковой сети Starlink, чтобы обеспечить все население Земли быстрым интернет-соединением. 

Джефф Безос и Blue Origin

Безос — основатель самого крупного в мире интернет-магазина Amazon, частной аэрокосмической компании Blue Origin и владелец издательского дома The Washington Post. Также известен своей благотворительной деятельностью и тем, что уже который год соперничает с Маском за звание богатейшего человека планеты, но на данный момент немного уступает ему с состоянием в 173 млрд долларов. 

Свою космическую компанию он основал на два года раньше, но цель у нее почти идентичная — сильно удешевить производство ракет и оборудования для них.

У Blue Origin в арсенале есть как рабочие шаттлы и ракеты-носители, так и прототипы, которые еще только предстоит построить и испытать, а также ракетные двигатели. Среди них:

  • New Shepard — один из первых проектов компании. Это многоразовый космический корабль, который представляет собой пилотируемую капсулу вместимостью до 6 человек. Летает только в суборбитальном пространстве. Первый запуск прошел прошлым летом. На борту кроме самого Безоса находились его брат, 82-летняя женщина, которая в прошлом была пилотом, и 18-летний выпускник школы. 
  • New Glenn — еще более тяжелая многоразовая ракета-носитель, в которой используется один из специально разработанных компанией двигателей. В планах использовать шаттл для доставки на орбиту спутников и людей, но уже несколько лет запуски откладываются. 
  • Blue Moon — ракета для полетов на Луну, которую компания разработала для одной из последних космических программ NASA. 

Не совсем космические полеты

Казалось бы, обе компании занимаются примерно одним и тем же, но в чем же разница? Ответ — дальность полетов.

Высота низкой околоземной орбиты начинается от 160 км. Только корабли SpaceX пока могут преодолевать такое расстояние

Компания Безоса пока занимается преимущественно суборбитальными полетами, то есть полетами с недостаточной скоростью для выхода на орбиту искусственного спутника Земли. Чтобы преодолеть этот барьер, кораблю необходимо достичь первой космической скорости — почти 8 км/с.

Например, относительно недавно запущенный New Shepard летел на высоте 100 километров, хотя высота низкой околоземной орбиты почти в полтора раза больше.

Подобными полетами также занимается Ричард Брэнсон со своей компанией Virgin Galactic. Летом прошлого года он вместе с другими космическими туристами совершил суборбитальный полет на ракете Unity.

SpaceX Маска играет по-крупному и запускает ракеты в самый что ни на есть космос. Двухступенчатые ракеты-носители Falcon 9 выталкивают корабль сквозь атмосферу, преодолевая первую космическую скорость, а на орбите уже начинают работу собственные двигатели шаттла.

Последний полет состоялся в прошлом году. Во время него космический корабль Crew Dragon с обычными людьми на борту поднялся на высоту 585 км и вышел на орбиту Земли. Это был первый «туристический» запуск компании.

Космический туризм

В США за полеты, в том числе и околокосмические, отвечает Федеральное управление гражданской авиации — FAA. Согласно его критериям, все, что ниже 80 км от Земли, еще не считается космосом.

Шаттлы как Брэнсона, так и Безоса с легкостью справляются с установленной планкой, за что миллиардеры официально получили звание астронавта в конце прошлого года. FAA выдала им почетный знак «крылья астронавта» — особо важную награду в сфере коммерческих космических миссий.

Маск в целом рад, что его конкуренты финансируют космические проекты, но подчеркивает, что суборбитальные полеты — лишь первый шаг в правильном направлении. 

Критика

К сожалению, часто важность подобных полетов для развития науки преуменьшают и воспринимают лишь как развлечение для богатых. И на то есть причины.

По оценкам NASA, слетать в космос — удовольствие не из дешевых.

Чтобы полетать на корабле Безоса, вам придется заплатить 28 млн долларов — и это самое недорогое предложение на рынке. 

Компании планируют удешевить полеты минимум в 10 раз в следующие годы

Полет на шаттле SpaceX обойдется в 60 млн долларов, а на ракете Unity от Virgin Galactic — целых 250 млн долларов до первого успешного запуска, а после — уже 450 млн за место.

В России космический туризм тоже присутствует. Роскосмос до 2023 года собирается отправить двух человек на МКС. Такой полет обойдется в 2,573 млрд рублей с человека, что примерно сопоставимо по стоимости с туристической программой Blue Origin. 

Оформите кредит на любые цели до 5 млн рублей на срок до 5 лет.

Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Кредиты» на сайте банка sovcombank.ru

Подать заявку

Но не стоит сразу ставить крест на мечте слетать в космос — подобное путешествие можно выиграть в лотерею. Например, такой приз ухватила Сиан Проктор — 52-летняя предпринимательница и геолог. Она выиграла в благотворительном конкурсе, профинансированном Джаредом Айзекманом — пилотом, астронавтом и миллиардером. 

Высокая стоимость путешествий вызывает недовольство, с которым регулярно приходится сталкиваться как Маску, так и Безосу. 

Например, глава Blue Origin потратил почти 5 млрд долларов за 4 минуты в невесомости в ходе полета. По подсчетам международной правозащитной организации Global Citizen, за эти деньги можно было бы вакцинировать 2 млрд человек или помочь с пропитанием 40 миллионам. 

Но на этом волна критики не заканчивается. Как выяснилось, полеты в космос — неплохой способ избавиться от уплаты налогов, так как американское налогообложение еще слабо регулирует частные космические полеты. 

По данным одного из журналистских расследований, в предыдущие годы миллиардеры либо вовсе не платили налог на доходы, либо делали это по сниженной ставке 16%. Для большинства американцев работает прогрессивная система налогообложения, где граждане платят от 10 до 37% в зависимости от ежегодного дохода. Нетрудно догадаться, какая ставка должна быть у двух самых богатых людей планеты. 

Несмотря на то, что попытки сделать космос доступнее пока не увенчались особым успехом, приятно видеть, что с каждым годом эта отрасль привлекает все новых влиятельных игроков, которые тратят огромные деньги на развитие науки и технологий. 

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Жизнь
24 нояб.

Кухни мира на моем столе: как мы путешествуем не выходя из дома

Кухни мира на моем столе: как мы путешествуем не выходя из дома
120Просмотры
Читать полную статью

Одержимость, предательство, успех: фильмы о создании легендарных брендов

91Просмотры
Читать полную статью
03 дек.
Семья

Как мы в семье радуемся маленьким победам

53Просмотры