Почему не заводится машина: что делать, основные причины и советы водителям
Если машина не заводится, не спешите паниковать. Прислушайтесь. Тишина и щелчки подскажут, сел ли аккумулятор, сломался ли стартер или проблема в свечах. Рассказываем, что можно проверить самому, а когда лучше звонить в сервис.
- Осмотрите автомобиль
- На панели горит «ключ» или «замок» — дело в иммобилайзере
- Аккумулятор разряжен
- Слышите щелчки — проверьте стартер
- Под капотом залиты свечи зажигания
- Забывчивость — еще одна причина
- Ничего не помогло
- Часто задаваемые вопросы
- Список источников
Автоэксперт Константин Ершов перечислил для «Российской газеты» основные причины, по которым не заводится машина. Хотя поводом для разговора стала жара, эти неисправности «универсальны» и могут застать врасплох в любое время года.
Подробно разберем каждую причину и расскажем, как действовать.
Осмотрите автомобиль
Прежде чем звонить в сервис, внимательно осмотрите автомобиль, прислушайтесь к звукам. Чтобы понять, почему не заводится машина, поверните ключ и задайте себе три вопроса:
- Что показывает приборная панель?
- Что слышно?
- Что видно под капотом?
Сначала должна «проснуться» электроника — она подает питание и подготавливает систему к запуску. Сначала загорается приборная панель, а потом включается двигатель.
Проверьте, что рычаг автоматической коробки передач находится в положении «P» (паркинг). Немного подождите и затем снова попробуйте завести автомобиль.
На панели горит «ключ» или «замок» — дело в иммобилайзере
Если не заводится машина, а вы не знаете, что делать, — в первую очередь посмотрите на приборную панель. На ней должны появиться индикаторы. Если какой-то горит или мигает — это подсказка. Загляните в инструкцию — там расшифрованы все символы.
Значок ключа, замка, автомобиля с ключом внутри — индикатор иммобилайзера, противоугонной системы. Она не дает завести машину «чужому» ключу. Если этот символ загорелся или мигает — система не распознала ваш.
Что делать
Попробуйте запасной ключ. Основной мог размагнититься или сломаться. Возможно, села батарейка.
Проверьте, нет ли каких-то предметов в замке зажигания. Вдруг к ключу прилипла бумажка, комок пыли, нитка и попала внутрь.
Убедитесь, что в эфире нет помех. Иногда электронному ключу могут мешать другие устройства или магниты.
Если и запасной ключ не помог, проблема сложнее — в самой системе иммобилайзера. Обратитесь в сервис. У Халвы более 260 000 партнеров, среди них FIT Service, Vianor, «ВИЛГУД».
Специалисты продиагностируют электронику и, скорее всего, перепрограммируют иммобилайзер. Самим решить эту проблему без оборудования и знаний очень сложно.
Аккумулятор разряжен
Вы заводите машину, а аккумулятор не подает признаков жизни? Слышны щелчки или стоит абсолютная тишина? Иногда двигатель все же заводится, но тут же глохнет? Возможно, вы забыли выключить фары вечером или мороз добил старую батарею.
На это укажет и поведение электроники. Вспомните: возможно, на днях фары горели тускло, стеклоподъемники работали медленно, магнитола отключалась, а сигнализация плохо срабатывала? Нужно зарядить АКБ или заменить ее.
Средний срок службы аккумулятора — 3–5 лет.
К разрядке приводят износ и возраст самой батареи, неисправный генератор, который не заряжает ее в пути, или утечка тока в бортовой сети от постоянно работающей электроники (сигнализация, магнитола). Часто виноваты и окислившиеся клеммы — они нарушают контакт.
Лариса
За рулем 18 лет
В 2021 году я была в командировке в Калевале. Ночью ударил сильный мороз, –42℃. Утром мой Nissan Juck не завелся — при повороте ключа слышала «тык-тык-тык». Попытки оживить машину ни к чему не привели: внутри все замерзло и скрипело, то ли масло загустело, то ли аккумулятор не справился.
Я так и не узнала, в чем дело. Мультиметра с собой не было, никто из коллег помочь не смог.
В итоге как-то медленно, еле-еле машина завелась. Потихоньку поехала, надеялась, что «жук» постепенно прогреется.
По дороге в Петрозаводск приходилось несколько раз останавливаться — машина глохла. В городе решила, что авто пора менять. Мысль была и раньше — с появлением внука нужно было место для детского кресла. А тут сама судьба дала толчок.
Как проверить
Для проверки используйте мультиметр — универсальный прибор заменит амперметр, вольтметр, омметр. Он проверяет целостность электрической сети, напряжение и, что важно нам, уровень заряда аккумулятора.
Подключите красный щуп устройства к положительной клемме аккумулятора, а черный — к отрицательной (подробности всегда есть в инструкции). Показания скажут вам о состоянии батареи:
- 12,72 В — аккумулятор заряжен на 100%.
- Каждые 0,1 В ниже означают потерю 10% заряда.
Если на экране светятся, например, 12,51 В, АКБ нужно зарядить.
Можете воспользоваться тестером или нагрузочной вилкой. Но устройства иногда показывают разное напряжение. Самая верная методика — замерить плотность. Но это поможет, только если вы знаете, какое значение было при покупке аккумулятора и 100%-м заряде. Замерьте плотность при помощи ареометра или рефлектометра.
Топ-5 статей по теме
Советы водителям, как управлять автомобилем в снегопад
.jpg)
Что делать, если машина застряла в снегу: 5 способов выбраться

Что должно быть в автомобиле зимой: полезные предметы и опции

Расход топлива зимой: нормы, коэффициент, как снизить потребление

Что делать
Прикурите авто или заведите его с толчка. Не глушите мотор сразу — покатайтесь хотя бы полчаса.
Зарядить аккумулятор можно в гараже. Достаньте его и осмотрите корпус — на нем не должно быть вздутий и потеков электролита. Очистите клеммы от окислов и убедитесь, что пробки банок (на обслуживаемых моделях) выкручены для отвода газов. Если принесли батарею с холода, дайте ей прогреться до комнатной температуры.
Подключите зарядное устройство (ЗУ): красный провод — на плюсовую клемму, черный — на минусовую. Включите ЗУ в сеть после подключения к аккумулятору.
В первом случае выставьте на ЗУ ток 8–10 А (чем меньше, тем лучше). Включите и следите за напряжением: как только оно достигнет максимума (обычно 14,4–14,8 В), уменьшите ток вдвое. Повторяйте, пока ток не упадет до 0,25–0,5 А. Весь процесс занимает до 12 часов.
Во втором случае выставьте на ЗУ напряжение 14,4–14,8 В. Включите — ток сначала будет высоким, а затем начнет плавно снижаться. Зарядка закончится, когда ток упадет до 0,25–0,5 А. Процесс может длиться больше суток.
Отключите устройство и дайте батарее остыть, проверьте заряд мультиметром.
Слышите щелчки — проверьте стартер
Когда поворачиваете ключ, стартер запускает двигатель. Но если он неисправен, вы услышите щелчки.
Почему не заводится машина, если аккумулятор заряжен? Бывает сложно понять, в чем проблема — в АКБ или стартере. Симптомы похожи, но если вы зарядили аккумулятор или «прикурили» от другого авто, а ничего не изменилось, то проблема, скорее всего, в стартере.
Что делать
Причины поломки разные: износ , механическое заклинивание, когда стартер «прикипел» от коррозии или попросту сгорел.
Лучше вызвать эвакуатор и отвезти машину в сервис. Самим выяснить точную причину и тем более отремонтировать авто сложно, особенно если вы не любите ковыряться под капотом.
С автокредитом вы можете позволить себе машину, о которой мечтали: свежую с конвейера или тщательно проверенную на сервисе с историей.
Под капотом залиты свечи зажигания
Если стартер работает, а мотор все равно не запускается, проблема может быть в свечах.
Как проверить
Принюхайтесь. Из выхлопной трубы может пахнуть бензином.
Выкрутите одну свечу зажигания и осмотрите ее. Если видите на металлических штырях бензин, масло, антифриз или любую другую жидкость, она мешает появиться искре.
Принюхайтесь — от свечи не должно сильно пахнуть бензином. Она не должна быть грязной или в налете.
Что делать
Просушить свечи без их снятия: выжмите педаль газа до упора и, удерживая ее, прокрутите двигатель стартером 10–15 секунд. Затем отпустите педаль и попробуйте завестись.
Если не помогло — выкрутите свечи, очистите и просушите. Но надежнее поставить новые. Если и это не сработало, значит, корень проблемы глубже (в АКБ, катушках, форсунках), нужна диагностика в сервисе.
Забывчивость — еще одна причина
Возможно, вы просто забыли заправиться. Если не помните, когда были на заправке в последний раз, откройте историю платежей.
В мобильном приложении «Халва – Совкомбанк» можно оплачивать топливо, не выходя из машины: каждая операция сохраняется. Если последняя заправка была давно или на небольшую сумму, скорее всего, бак сейчас пуст.
Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Заявка на оформление карты
Что делать
Можно воспользоваться услугами доставки топлива, попросить помощи у другого автомобилиста или друзей, привезти канистру самим, вызвать эвакуатор до заправки.
В мороз топливо может замерзнуть. Авто нужно отогреть: отбуксируйте или отвезите на эвакуаторе машину в отапливаемый гараж, теплый паркинг или сервис.
Если с топливом все в порядке, но при повороте ключа вы не слышите характерного жужжания бензонасоса (обычно звук идет из-под заднего сиденья), возможно, он неисправен. Без помощи специалиста и диагностики не обойтись.
Ничего не помогло
Жара и мороз выводят из строя электронику и другие компоненты автомобиля. Можно, конечно, попробовать подключить диагностический сканер, но без опыта будет сложно. Новые автомобили — это сплошная электроника, и не всегда понятно, что к чему подключено.
Поэтому лучше позвонить в сервис и отвезти машину специалистам. Не забывайте о технике безопасности и не рискуйте, пытаясь устранить неисправность.
Обратитесь к партнерам Халвы — среди них автосервисы, шиномонтажки и магазины автозапчастей. Если авто не спасти, выручит сеть автосалонов «Рольф» или GEELY|M2O, официальные дилеры Lada, Renault, KAIYI, Geely и других авто.
Часто задаваемые вопросы
Если у вас остались вопросы — читайте дальше, мы ответили на самые популярные.
Я один на дороге, машина не заводится. Что делать?
Не паникуйте. Если заглохли прямо на трассе и не успели съехать в карман или на обочину, поставьте знак аварийной остановки, включите аварийку.
Лучше выйти из автомобиля и позвонить в службу технической помощи и знакомым. В салоне оставаться опасно.
Если вы остановились в безопасном месте, загляните под капот и осмотрите машину. Лучше вызвать эвакуатор и ехать в сервис.
Как отогреть машину зимой, если она не заводится?
Попробуйте отбуксировать ее в теплое помещение: гараж, крытый паркинг или в сервис. Если такой возможности нет, снимите аккумулятор и занесите в тепло.
Мороз часто выявляет слабые места автомобиля.
Машина заводится и сразу глохнет — опасно ли это?
Это сигнал о неисправности. Продолжать попытки завестись не стоит — можно повредить систему. Лучше не рисковать и обратиться за диагностикой. Проблема может быть в электронике, топливном насосе или системе зажигания.
Можно ли оставить машину, если она не заводится, и уехать?
Да, но машина должна стоять в безопасном и разрешенном месте, например на охраняемой парковке.
Список источников
- «Российская газета»: «Автоэксперт Ершов назвал топ-6 причин, почему машина не заводится в жару» (дата обращения: 12 декабря 2025 года).
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Оборот стройматериалов в России будет контролировать государственный надзор

Бохо-стиль в интерьере: особенности, примеры
