Автолизинг – своего рода альтернатива автокредиту. Главное отличие в том, что при такой сделке лизингополучатель не сразу становится владельцем машины, а лишь по завершении долгосрочной аренды.
Плюс для арендатора в том, что при необходимости можно легко вернуть ТС законному хозяину до окончания срока действия договора. При этом он не становится владельцем машины, а значит – не «вешает» на себя дополнительное бремя в виде возможно неликвидного актива в случае, если дела у фирмы пойдут не очень хорошо.
Почему важно знать, кто платит налог
Чаще всего машины в лизинг берут бизнесмены. А как известно, размер налогов для них – очень важный аспект, от которого напрямую зависит чистая прибыль компании.
Для примера возьмем фирму из Московской области, которая занимается грузоперевозками и имеет автопарк из десяти седельных тягачей IVECO Stralis (мощность двигателя 450 л.с.). Все машины оформлены в лизинг.
Ставка транспортного налога для грузового авто в регионе в 2021 году – 85 руб./л.с. Рассчитаем общую сумму для фирмы:
10 (ед.) * 450 (л.с.) * 85 (руб./л.с.) = 382 500 рублей
Как видим, сумма довольно внушительная, и это лишь один из многих налогов, которые должна уплатить компания.
Кроме того, в отличие от ИП, юридические лица должны вносить сборы в казну до 1 марта года, следующего за отчетным (для физлиц этот срок установлен до 1 декабря). То есть многие бизнесмены не могут позволить себе оттягивать уплату транспортного налога.
Таким образом, обеим сторонам договора лизинга следует понимать, кто платит транспортный налог – лизингодатель или лизингополучатель.
Что говорит законодательство
Статья 357 Налогового Кодекса РФ гласит, что бремя уплаты транспортного налога ложится на человека или организацию, за которыми зарегистрировано транспортное средство. При этом речь не идет о том, кому машина принадлежит.
Другими словами, решающее значение имеет не ПТС, в котором зафиксирован реальный владелец, а первое СТС, выданное на это транспортное средство после смены владельца.
В этом документе есть графа «Собственник». И тот человек (или юрлицо), которое указано в ней, будет платить транспортный налог.
Дело в том, что в контексте налогового законодательства понятия «собственник» и «владелец» не равнозначны. Собственником ТС может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель. Эту норму регламентирует, в частности, п. 99 Приказа МВД от 2003 года № 59.
При заключении договора лизинга стороны могут оформить временную регистрацию ТС, особенно если лизингополучатель планирует его эксплуатировать на территории другого региона. На практике чаще всего так и происходит.
В этом случае сотрудник МРЭО ГИБДД выдаст новое СТС, в котором в графе «Особые отметки» будет запись «Временная регистрация».
Таким образом, государство предоставляет сторонам возможность самостоятельно договориться о том, кто будет уплачивать транспортный налог.
Разбираемся на конкретных примерах
Есть три основных варианта развития событий.
Когда транспортный налог платит лизингодатель
- Лизинговая компания после приобретения автомобиля сразу зарегистрировала его в МРЭО, получив постоянное свидетельство. В этом случае, даже если арендатор (лизингополучатель) оформит на себя временную регистрацию (то есть получит новое «временное» СТС), транспортный налог все равно будет начисляться лизингодателю.
- Лизинговая компания не оформляла постоянное свидетельство о регистрации ТС в МРЭО после приобретения. Но при заключении договора лизинга фирма получила временное СТС, в котором указала себя собственником, а регион пребывания – по месту будущей эксплуатации, и передала документ арендатору.
Когда транспортный налог платит лизингополучатель
- Лизингодатель не зарегистрировал себя в качестве собственника ни после покупки ТС, ни после передачи его в долгосрочную аренду лизингополучателю. Последний оформил на себя временное СТС, а значит, в этой ситуации налоговое извещение придет именно ему.
Как выгоднее для лизингополучателя
На первый взгляд может показаться, что арендатору выгоднее, чтобы транспортный налог уплачивал лизингодатель. Однако, если вникнуть в суть, ситуация не настолько однозначна.
Во-первых, очевидно, что лизинговая компания не станет работать себе в убыток. Поэтому все безусловные расходы, в том числе налоги, лизингодатель постарается переложить на своих клиентов.
Это значит, что сумма транспортного налога будет растворена в ежемесячных лизинговых платежах, и в конечном итоге его заплатит арендатор ТС.
Во-вторых, доход лизингодателя облагается НДС (20%), а значит, эти расходы лизинговая компания также заложит в сумму задолженности. То есть ежемесячный платеж для арендатора может вырасти еще сильнее.