
Финансовый учет для малого бизнеса: как вести учет расходов и доходов
Контроль за финансами в бизнесе не терпит небрежного отношения. Строгий учет всех операций поможет увеличить прибыль компании или вовремя поменять курс и не растерять деньги. Расскажем, как и с помощью чего его вести.
Основа финучета
Финансовый учет для малого бизнеса держится на трех китах:
- ОПУ — отчет о прибылях и убытках;
- ДДС — отчет о движении денежных средств;
- управленческий баланс.
Поговорим о каждом подробнее.
ОПУ
- Для подсчета чистой прибыли
В нем отражены прибыль бизнеса и издержки на ведение предпринимательской деятельности: доходы, затраты, закупки у поставщиков, количество продаж.
ОПУ формируют за разные временные отрезки: неделю, месяц, квартал и так далее. Документ помогает разобраться, получает ли бизнес стабильную прибыль или назревает кассовый разрыв.
Так, сами по себе продажи не гарантируют, что бизнес приносит деньги. В кассе или на счету могут лежать деньги, но чьи они — покажет этот отчет.
Сергей, бизнесмен
Перед 1 сентября Сергей взял на реализацию у поставщика 10 коробок с тетрадями и 5 упаковок ручек, но не внес эту операцию в расходы. Он продал товар, выплатил зарплату сотрудникам и добавил им премию.
Через месяц позвонил поставщик и напомнил о задолженности. Запись в отчете о прибыли и убытках показала бы, кому принадлежат деньги.
ДДС
- Для контроля средств на счетах
Отчет показывает движение средств в бизнесе за выбранный период.
Все траты делят на категории: например, сбыт товара, аренда помещений, коммунальные платежи, выплаты сотрудникам, отгрузка товара и так далее.
В документе выделяют три части:
- операционная — основное направление бизнеса;
- инвестиционная — вложение в активы (покупка техники, инвентаря, развитие новых точек продаж) или доходы от их продажи;
- финансовая — оборот средств по кредитам.
Представим: в начале месяца на счету предпринимателя было 60 000 рублей, в кассе — еще 20 000. В середине месяца он оплатил аренду помещения — потратил 40 000 рублей, затем с ним с рассчитались клиенты — бизнесмен заработал 100 000 рублей.
В конце месяца в отчете будет 140 000 рублей, которые перейдут на начало следующего периода.
ДДС помогает не допустить кассового разрыва — ситуации, когда бизнес не может выплатить зарплаты сотрудникам, рассчитаться по коммунальным платежам. Тогда предприниматели вынуждены брать кредит или вкладывать личные средства.
Управленческий баланс
- Для контроля роста и развития бизнеса
Помогает узнать положение дел на конкретную дату. Отчет отображает:
- Активы баланса — оборудование, материалы, товар на складе, средства на счетах и в кассе: все, что может превратиться в деньги.
- Пассивы баланса — обязательства: кредит у банка, заем у друга, лизинг на автомобиль для бизнеса, товар от поставщика, налоги от государства.
Документ подскажет, откуда потенциально можно взять средства на срочные нужды фирмы.
Представим ситуацию: предприниматель собирается запустить новой линейки диванов. В балансе он увидит операцию по покупке партии стульев по выгодной цене. Если он сделает скидку, то к концу месяца распродаст товар и сможет вложить средства в продвижение нового.
Это основные документы для финансового учета в малом бизнесе. Для начала рекомендуем разобраться с шаблонами, а уже потом настраивать их под свою деятельность.
Как вести финансовый учет в бизнесе
Очень часто неопытные предприниматели игнорируют документацию и не фиксируют доходы и расходы, полагаясь на память. Рано или поздно это принесет проблемы и станет препятствием на пути к масштабированию бизнеса.
Рекомендуем выработать привычку все фиксировать и контролировать каждый рубль компании.
Начинающим предпринимателям с ограниченным ассортиментом хватит Excel или гугл-таблиц. Для более серьезных начинаний пригодятся сервисы для бухгалтерского и управленческого учета.
Как сократить расходы предприятия: шесть советов по уменьшению издержек производства
Читать статьюСервисы для управления деньгами
Несколько программ, которые облегчат вам жизнь:
- «ПланФакт»
Сервис автоматизирует ваши данные и быстро формирует три главных отчета: ОПУ, ДДС и управленческий баланс.
Цены: бесплатная демоверсия доступна в течение семи дней, далее предлагают пакеты от 1650 рублей в месяц.
Позволяет получать все данные о движении денежных средств компании. Наглядно показывает, сколько денег компания зарабатывает на самом деле: считает убытки, указывает на потенциальный рост.
У сервиса есть интеграция с 1С и приложениями банков.
Цены: от 4900 рублей в месяц за базовую версию и до 32 500 рублей — за расширенный пакет с отчетами KPI, трендовым анализом и дополнительными шаблонами.
Данные по всем счетам и юридическим лицам в одном месте.
Доступны все виды отчетов — для просмотра есть удобные виджеты. В сервисе легко следить за выполнением планов по продажам: все данные всегда под рукой — так легче принять верное решение.
Цены: пакет «Компания» обойдется в 1790 рублей в месяц, а «Бизнес Плюс» — в 5990 рублей.
Финансовый учет — сочетание отчетов о работе малого бизнеса. В нем есть данные обо всем: тратах, продажах, долгах. Анализ поможет спланировать здоровое будущее компании и потенциально вырасти до среднего или крупного бизнеса.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Идей и мыслей много: бюджет, дети, семья. Делюсь своим опытом, рассказываю истории людей.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
