
Инкотермс: что это за правила и что они регулируют
Законы стран сильно разнятся. Как покупателю из РФ договориться с продавцом из Индии? Да так, чтобы все четко знали свою ответственность и не вышло ситуации, в которой вы думали, что страховка груза на продавце, а он — ровно наоборот. Помогает Инкотермс.
Что такое Инкотермс
Это правила, которые регулируют отношения между продавцом и покупателем. В них прописаны условия поставки груза между разными странами.
В Инкотермс указаны трехбуквенные коды. Каждый обозначает свои аспекты перевозки:
- Распределение рисков и обязанностей: в какой момент ответственность за товар — на продавце, а в какой — на покупателе.
- Передачу груза: как и где продавец должен отдать его заказчику.
- Распределение платежей: кто платит за перевозку на разных этапах.
Без Инкотермс в каждой международной сделке приходилось бы детально описывать всю логистику, распределение ответственности и риски. Итог — потеря времени, недопонимание из-за разницы в правовых системах и в торговых нормах стран.
, в 2019 году в 79% всех международных исков предмет спора — поставки. Более трети дел — с участием сторон из Европы.
Российская фирма заказала крупную партию промышленного оборудования из Казахстана. Цена поставки — 4 000 000 ₽.
Компания договорилась с поставщиком, что тот привезет товар на границу.
После прохождения таможни отправитель пишет, что ждет оплату за все пошлины и таможенные сборы. Но заказчик уверен: эта обязанность лежит на продавце. К его расходам добавляется еще несколько сотен тысяч.
Впереди — судебные разбирательства, которые затянутся на полгода-год. Если бы компании заключили договор Инкотермс по базису DDP, оплата всех сборов точно была бы на поставщике.
Правила Инкотермс обновляют раз в 10 лет. Последние вышли в 2020 году. Пользоваться кодами из старых редакций можно, если это устраивает обе стороны.
В редакции 2020 года среди нововведений:
- учли возможность организации перевозки своим транспортом;
- уточнили порядок перехода рисков;
- ввели правила безопасности, связанные с доставкой;
- предусмотрели, кто оплачивает расходы, которые касаются безопасности, транспорта и так далее.
Правила Инкотермс нужны не только экспортерам/импортерам. Ими пользуются:
- Банки и страховщики — для оценки рисков.
- Таможенные органы — чтобы верно определить таможенную цену товаров и проконтролировать соблюдение правил.
Виды и отличия базисов
В Инкотермс-2020 11 базисов, которые делятся на четыре группы: от Е до D. С каждой следующей увеличивается число задач продавца.
Группа E
На продавце — минимум обязанностей, основные риски, затраты и ответственность — на покупателе.
EXW
Единственный базис группы. Продавец отдает товар покупателю в своих помещениях — на заводе или складе.
Задача продавца — передать груз.
Задачи получателя:
- принять товар на заводе/складе и загрузить в свой транспорт;
- пройти таможню в странах выезда/въезда;
- доставить и разгрузить товар.
Для каких доставок подходит: любой вид транспорта.
Кому выгоден: самый оптимальный базис для продавца, ведь его ответственность минимальна.
Пример
Возьмем реальный пример Высшего Арбитражного суда РФ. Стороны заключили договор Инкотермс «франко-вагон», по сути, это базис EXW. Отправитель за свой счет привозит груз на станцию и оставляет его в вагоне. Заказчик оплачивает выгрузку по прибытии и везет товар на свой склад.
Последний решил подать в суд: якобы согласно договору расходы по выгрузке и доставке до склада — на продавце. В итоге суд встал на сторону отправителя.
Другие примеры споров:
- Взыскание задолженности по контракту. Товар испортился на пути к получателю из-за нарушений условий транспортировки. Чья это вина? Зависит от выбранного базиса Инкотермс.
- Разногласия, связанные с толкованием терминов или редакцией Инкотермс (поэтому важно прописывать год документа, которым вы пользуетесь в договоре).
- Все, что имеет отношение к порядку взыскания аванса, к неустойке за поставку с опозданием и так далее.
- Разногласия по таможенному оформлению груза, а также касательно страховки.
Группа F
Отправитель проходит таможню в своей стране, а получатель отвечает за растаможивание и основную доставку.
Базис |
FCA |
FAS |
FOB |
Общее содержание |
Продавец отдает товар перевозчику контрагента |
Отправитель размещает поставку на причале рядом с кораблем |
Продавец доставляет груз на борт корабля |
Задачи продавца |
Пройти таможню на экспорт, загрузить товары в авто/самолет/судно заказчика |
Доставить заказ до борта и оплатить таможню на вывоз |
Оплатить таможню и пошлины на вывоз, доставить товар, погрузить его на судно |
Задачи покупателя |
Доставить в свою страну, оплатить пошлину на ввоз, разгрузить |
Все, что касается расходов по погрузке на судно, основной перевозке, разгрузке, оплате таможни в стране прибытия |
Доставить груз из порта в свою страну, оплатить таможню и пошлины на ввоз, разгрузить |
Виды доставок |
Все виды транспорта |
Только морские перевозки | |
Кому выгоден |
Всем, это один из наиболее универсальных базисов, ведь можно выбрать любой транспорт и место доставки товара |
Базис с такими условиями поставки используют редко. Нужно состыковать время доставки груза с моментом прибытия корабля в порт, это непросто. Хранить товар на контейнерном терминале дорого |
Оптимальный базис для морских перевозок |
Группа C
Продавец организует доставку и оплачивает ее до определенного пункта, но снимает с себя ответственность в момент передачи груза перевозчику.
Базис |
CPT |
CIP |
CFR |
CIF |
Общее содержание |
Отправитель платит за перевозку до пункта назначения. Ответственность переходит к покупателю, когда товар попадает к перевозчику |
Аналогичен CPT, но продавец страхует посылку в пользу контрагента до места назначения |
Отправитель доставляет товар на борт судна, оплачивает расходы и , необходимые для доставки до порта назначения. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда груз попадает на борт судна |
Аналог CFR, но продавец обязан застраховать груз |
Задачи продавца |
Загрузить товар, оплатить таможню, пошлины и перевозку до места назначения |
Застраховать груз, оплатить таможню и пошлины на экспорт, погрузить товар в транспорт и привезти контрагенту |
Оплатить таможню и пошлины на вывоз, разместить товар на судне, доставить в порт назначения |
Оплатить морскую перевозку, экспорт и страхование груза на время основной перевозки, погрузить товар на корабль и доставить в порт |
Задачи покупателя |
Пройти таможню на импорт, разгрузиться |
Пройти таможню на ввоз, разгрузить |
Разгрузить корабль в порту прибытия, пройти таможню в своей стране, доставить товар до пункта назначения |
Принять товар в порту, забрать, оплатить таможню и доставить до конечной локации |
Виды доставок |
Любой транспорт, включая смешанные перевозки |
Любой транспорт |
Только морские перевозки | |
Кому выгоден |
Условия поставки базиса CPT удобны для продавцов со своим крупным транспортным парком, ведь им легко координировать отгрузки. Риски рано переходят к покупателю |
Покупателю, ведь обеспечивает дополнительную защиту за счет страховки, оплаченной продавцом |
Покупателю, который использует морскую доставку |
Покупателю, включает страховку до порта назначения |
Пример
В 2022 году суд рассматривал дело покупателя из Новороссийска, который заключил контракт CIF по Инкотермс 2010 года. Страхование груза — обязанность продавца. Он должен был выплатить 110% от цены товара при повреждении. Договор со страховой есть, груз прибыл в порт Новороссийска испорченным. Но отправитель отказался возмещать ущерб, дело попало в суд, и заказчик его выиграл.
Страховка вашего груза, увы, не в интересах продавца. Чтобы не переживать за сохранность товара и легко договориться с контрагентом, воспользуйтесь страхованием от Совкомбанка!
Подберите проверенную компанию с большим количеством услуг по страхованию бизнеса (сотрудников, транспорта, товаров, грузов, ответственности). Широкий выбор предпринимателям предлагает Совкомбанк Страхование. Разделим с вами риски!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Для бизнеса» на сайте sovcomins.ru
Группа D
Продавец несет максимум обязательств, отвечает за доставку до пункта назначения в стране покупателя, при этом риски и расходы тоже ложатся на него.
Все базисы группы подходят для любых видов транспорта.
Базис |
DAP |
DPU |
DDP |
Общее содержание |
Продавец доставляет партию на место в стране покупателя |
Отправитель отвечает за доставку товара до места назначения и его разгрузку |
На продавце максимум работы, включая доставку в пункт назначения, а также декларирование и оплату всех таможенных платежей в стране вывоза и ввоза |
Задачи продавца |
Оплатить таможню и пошлины на вывоз, доставить товар в пункт назначения |
Пройти таможню на вывоз, доставить до страны контрагента и выгрузить |
Делает абсолютно все, кроме разгрузки |
Задачи покупателя |
Пройти таможню в стране получения и разгрузить авто/корабль/самолет |
Принять товар, пройти таможню в своей стране |
Разгрузить товар |
Кому выгоден |
Покупателю, так как продавец организует почти всю доставку |
Покупателю, так как продавец занимается разгрузкой |
Лучший базис для покупателя. Но на практике, особенно при поставках в РФ, есть сложности: иностранное лицо редко может быть декларантом и плательщиком таможенных платежей |
Общая таблица с условиями поставки для всех базисов.
Помните, ни один базис не гарантирует абсолютной безопасности доставки груза до места назначения. Инкотермс — инструмент для четкого распределения обязанностей и рисков, но не замена договора купли-продажи или поставки.
Желаем бесперебойных поставок вашего товара на самых выгодных условиях!
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Если вас пугают инвестиции, банки и все, что с этим связано, — вы читали плохие статьи. Снимаю страхи качественными текстами.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
