Рекламный баннер
Бизнесу

Инкотермс: что это за правила и что они регулируют

Диана Сурнина
от Диана Сурнина / 18 июня 16:45
0
7.9 тыс.
13 мин.

Законы стран сильно разнятся. Как покупателю из РФ договориться с продавцом из Индии? Да так, чтобы все четко знали свою ответственность и не вышло ситуации, в которой вы думали, что страховка груза на продавце, а он — ровно наоборот. Помогает Инкотермс.

Документ описывает все виды международных перевозок. Источник: Shutterstock

Что такое Инкотермс

Это правила, которые регулируют отношения между продавцом и покупателем. В них прописаны условия поставки груза между разными странами. 

В Инкотермс указаны трехбуквенные коды. Каждый обозначает свои аспекты перевозки:

  1. Распределение рисков и обязанностей: в какой момент ответственность за товар — на продавце, а в какой — на покупателе.
  2. Передачу груза: как и где продавец должен отдать его заказчику.
  3. Распределение платежей: кто платит за перевозку на разных этапах. 

Без Инкотермс в каждой международной сделке приходилось бы детально описывать всю логистику, распределение ответственности и риски. Итог — потеря времени, недопонимание из-за разницы в правовых системах и в торговых нормах стран. 

, в 2019 году в 79% всех международных исков предмет спора — поставки. Более трети дел — с участием сторон из Европы.

Российская фирма заказала крупную партию промышленного оборудования из Казахстана. Цена поставки — 4 000 000 ₽. 

Компания договорилась с поставщиком, что тот привезет товар на границу. 

После прохождения таможни отправитель пишет, что ждет оплату за все пошлины и таможенные сборы. Но заказчик уверен: эта обязанность лежит на продавце. К его расходам добавляется еще несколько сотен тысяч. 

Впереди — судебные разбирательства, которые затянутся на полгода-год. Если бы компании заключили договор Инкотермс по базису DDP, оплата всех сборов точно была бы на поставщике.

Правила Инкотермс обновляют раз в 10 лет. Последние вышли в 2020 году. Пользоваться кодами из старых редакций можно, если это устраивает обе стороны. 

В редакции 2020 года среди нововведений

  • учли возможность организации перевозки своим транспортом; 
  • уточнили порядок перехода рисков; 
  • ввели правила безопасности, связанные с доставкой;
  • предусмотрели, кто оплачивает расходы, которые касаются безопасности, транспорта и так далее. 

Правила Инкотермс нужны не только экспортерам/импортерам. Ими пользуются: 

  1. Банки и страховщики — для оценки рисков. 
  2. Таможенные органы — чтобы верно определить таможенную цену товаров и проконтролировать соблюдение правил.
Ещё по этой теме

Фулфилмент: что это и как его открыть

Читать статью

Виды и отличия базисов

В Инкотермс-2020 11 базисов, которые делятся на четыре группы: от Е до D. С каждой следующей увеличивается число задач продавца. 

Группа E

На продавце — минимум обязанностей, основные риски, затраты и ответственность — на покупателе. 

EXW

Единственный базис группы. Продавец отдает товар покупателю в своих помещениях — на заводе или складе. 

Задача продавца — передать груз. 

Задачи получателя:

  • принять товар на заводе/складе и загрузить в свой транспорт; 
  • пройти таможню в странах выезда/въезда; 
  • доставить и разгрузить товар.

Для каких доставок подходит: любой вид транспорта. 

Кому выгоден: самый оптимальный базис для продавца, ведь его ответственность минимальна. 

Пример

Возьмем реальный пример Высшего Арбитражного суда РФ. Стороны заключили договор Инкотермс «франко-вагон», по сути, это базис EXW. Отправитель за свой счет привозит груз на станцию и оставляет его в вагоне. Заказчик оплачивает выгрузку по прибытии и везет товар на свой склад. 

Последний решил подать в суд: якобы согласно договору расходы по выгрузке и доставке до склада — на продавце. В итоге суд встал на сторону отправителя. 

Другие примеры споров: 

  1. Взыскание задолженности по контракту. Товар испортился на пути к получателю из-за нарушений условий транспортировки. Чья это вина? Зависит от выбранного базиса Инкотермс. 
  2. Разногласия, связанные с толкованием терминов или редакцией Инкотермс (поэтому важно прописывать год документа, которым вы пользуетесь в договоре). 
  3. Все, что имеет отношение к порядку взыскания аванса, к неустойке за поставку с опозданием и так далее. 
  4. Разногласия по таможенному оформлению груза, а также касательно страховки. 

Группа F

Отправитель проходит таможню в своей стране, а получатель отвечает за растаможивание и основную доставку. 

Базис

FCA

FAS

FOB

Общее содержание 

Продавец отдает товар перевозчику контрагента 

Отправитель размещает поставку на причале рядом с кораблем

Продавец доставляет груз на борт корабля 

Задачи продавца

Пройти таможню на экспорт, загрузить товары в авто/самолет/судно заказчика

Доставить заказ до борта и оплатить таможню на вывоз

Оплатить таможню и пошлины на вывоз, доставить товар, погрузить его на судно

Задачи покупателя

Доставить в свою страну, оплатить пошлину на ввоз, разгрузить 

Все, что касается расходов по погрузке на судно, основной перевозке, разгрузке, оплате таможни в стране прибытия

Доставить груз из порта в свою страну, оплатить таможню и пошлины на ввоз, разгрузить

Виды доставок

Все виды транспорта

Только морские перевозки

Кому выгоден

Всем, это один из наиболее универсальных базисов, ведь можно выбрать любой транспорт и место доставки товара

Базис с такими условиями поставки используют редко. Нужно состыковать время доставки груза с моментом прибытия корабля в порт, это непросто. Хранить товар на контейнерном терминале дорого

Оптимальный базис для морских перевозок

Базис FCA используют в 40% всех международных сделок. Источник: Shutterstock

Группа C

Продавец организует доставку и оплачивает ее до определенного пункта, но снимает с себя ответственность в момент передачи груза перевозчику.

Базис

CPT

CIP

CFR

CIF

Общее содержание

Отправитель платит за перевозку до пункта назначения. Ответственность переходит к покупателю, когда товар попадает к перевозчику

Аналогичен CPT, но продавец страхует посылку в пользу контрагента до места назначения

Отправитель доставляет товар на борт судна, оплачивает расходы и , необходимые для доставки до порта назначения. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда груз попадает на борт судна

Аналог CFR, но продавец обязан застраховать груз

Задачи продавца

Загрузить товар, оплатить таможню, пошлины и перевозку до места назначения

Застраховать груз, оплатить таможню и пошлины на экспорт, погрузить товар в транспорт и привезти контрагенту

Оплатить таможню и пошлины на вывоз, разместить товар на судне, доставить в порт назначения

Оплатить морскую перевозку, экспорт и страхование груза на время основной перевозки, погрузить товар на корабль и доставить в порт 

Задачи покупателя

Пройти таможню на импорт, разгрузиться

Пройти таможню на ввоз, разгрузить

Разгрузить корабль в порту прибытия, пройти таможню в своей стране, доставить товар до пункта назначения

Принять товар в порту, забрать, оплатить таможню и доставить до конечной локации

Виды доставок

Любой транспорт, включая смешанные перевозки

Любой транспорт

Только морские перевозки



Кому выгоден

Условия поставки базиса CPT удобны для продавцов со своим крупным транспортным парком, ведь им легко координировать отгрузки. Риски рано переходят к покупателю

Покупателю, ведь обеспечивает дополнительную защиту за счет страховки, оплаченной продавцом

Покупателю, который использует морскую доставку

Покупателю, включает страховку до порта назначения

Пример

В 2022 году суд рассматривал дело покупателя из Новороссийска, который заключил контракт CIF по Инкотермс 2010 года. Страхование груза — обязанность продавца. Он должен был выплатить 110% от цены товара при повреждении. Договор со страховой есть, груз прибыл в порт Новороссийска испорченным. Но отправитель отказался возмещать ущерб, дело попало в суд, и заказчик его выиграл. 

Страховка вашего груза, увы, не в интересах продавца. Чтобы не переживать за сохранность товара и легко договориться с контрагентом, воспользуйтесь страхованием от Совкомбанка! 

Подберите проверенную компанию с большим количеством услуг по страхованию бизнеса (сотрудников, транспорта, товаров, грузов, ответственности). Широкий выбор предпринимателям предлагает Совкомбанк Страхование. Разделим с вами риски!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Для бизнеса» на сайте sovcomins.ru

Стать клиентом

Группа D

Продавец несет максимум обязательств, отвечает за доставку до пункта назначения в стране покупателя, при этом риски и расходы тоже ложатся на него.

Все базисы группы подходят для любых видов транспорта. 

Базис

DAP

DPU

DDP

Общее содержание

Продавец доставляет партию на место в стране покупателя

Отправитель отвечает за доставку товара до места назначения и его разгрузку

На продавце максимум работы, включая доставку в пункт назначения, а также декларирование и оплату всех таможенных платежей в стране вывоза и ввоза

Задачи продавца

Оплатить таможню и пошлины на вывоз, доставить товар в пункт назначения

Пройти таможню на вывоз, доставить до страны контрагента и выгрузить 

Делает абсолютно все, кроме разгрузки

Задачи покупателя

Пройти таможню в стране получения и разгрузить авто/корабль/самолет

Принять товар, пройти таможню в своей стране

Разгрузить товар

Кому выгоден

Покупателю, так как продавец организует почти всю доставку

Покупателю, так как продавец занимается разгрузкой

Лучший базис для покупателя. Но на практике, особенно при поставках в РФ, есть сложности: иностранное лицо редко может быть декларантом и плательщиком таможенных платежей

Несмотря на то, что Инкотермс — не международный договор, таможни и суды учитывают положения документа, рассматривая споры. Источник: Shutterstock

Общая таблица с условиями поставки для всех базисов.

«ПРД» — продавец, «ПКП» — покупатель. Источник: архив Совкомбанка

Помните, ни один базис не гарантирует абсолютной безопасности доставки груза до места назначения. Инкотермс — инструмент для четкого распределения обязанностей и рисков, но не замена договора купли-продажи или поставки

Желаем бесперебойных поставок вашего товара на самых выгодных условиях!

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
7.9 тыс.
Диана Сурнина
Диана Сурнина

Если вас пугают инвестиции, банки и все, что с этим связано, — вы читали плохие статьи. Снимаю страхи качественными текстами.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно