ФАС выступила с инициативой запретить внутри страны договоры с привязкой к валюте или мировым товарным индексам. По сути, запрет касается «валютной оговорки», с помощью которой привязывали цену к иностранной валюте и так страховали риск ослабления рубля.
Соответствующий законопроект разрабатывается и уже согласован с Минфином.
О каких изменениях речь
Законопроект предполагает следующие нововведения в ГК РФ.
- Исключить возможность использовать «валютные оговорки» в контрактах и договорах внутри России.
Правительство предполагает, что это позволит избежать увеличение себестоимости продукции, но не все уверены, что запрет сдержит рост цен. - Запретить возможность привязывать цены внутрироссийских контрактов к валюте, биржевым или внебиржевым показателям.
Это позволит уйти от зависимости от иностранных индикаторов и валюты. - Ввести срок для приведения в соответствие с новыми требованиями ранее подписанных договоров и контрактов. На это дается 30 дней с момента вступления в силу закона.
Изменения затрагивают договоры внутри страны. Они не касаются внешнеэкономических сделок, хотя с апреля Россия уже начала вести расчеты за поставку газа с некоторыми странами в рублях.
Если инициатива будет принята, изменение будет внесено в ГК РФ. Это означает, что данная мера не будет являться временной. Условия расчетов внутри страны изменятся навсегда, вернее, до следующей поправки.
Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.
«Валютные оговорки»
«Валютные оговорки» широко применялись после дефолта 1998 года. Так страховали риск, связанный с колебанием курса валют.
«Валютная оговорка» — прописанное в договоре условие, по которому определяется цена сделки. Она не затрагивает вопрос оплаты, так как все расчеты на основании ст. 317 ГК РФ производятся только в рублях.
Оговорка касается цены сделки. В таких договорах нет фиксированной цены, зато есть алгоритм ее расчета.
- Валюты платежа и обязательства (цены сделки) могут не совпадать. В документе прописывается, что цена, например, устанавливается в евро, а оплата происходит в рублях. Цена контракта считается по курсу евро.
- Валюты могут не совпадать, но курс фиксируется и не привязывается к курсу ЦБ. В этом случае обязательна запись о цене партии товара и о курсе, по которому производится оплата. Например, цена партии 8000 евро, где 1 евро равен 92 рублям.
- Валюты могут не совпадать, но сумма платежа не привязывается к курсу, а устанавливается в определенных рамках: задается верхнее и нижнее значения. Это называется «валютным коридором» или «валютной вилкой». Пределы должны быть прописаны. Например, оплата считается в евро по курсу ЦБ, но не меньше 85 рублей и не больше 97 рублей за 1 евро.
- Валюты могут совпадать, но сумма платежа определяется курсом на определенный момент. Это может быть день подписания документа, выставления счета или проведения оплаты. В договоре делается запись, что цена товара и платежа установлена в рублях, но валютой оговорки является евро. Это означает, что если курс евро к рублю меняется, то меняется и сумма платежа.
Цену сделки можно фиксировать не только в валюте, но и привязывать к биржевым и внебиржевым показателям. По сути, критерий для расчета может быть собственный. Важно, что он согласован всеми участниками сделки.
Любой бизнес нуждается в подушке безопасности. Специальный депозит от Совкомбанка поможет защитить накопления от инфляции. Закажите обратный звонок на сайте банка и подключите депозит онлайн.
Суть изменений
Перевод внутренних договоров на рубли в условиях санкционного давления должен способствовать стабилизации экономики. Правительство заявляет, что это поможет сдержать рост цен.
Но надо понимать, что это усложнит экономическое взаимодействие между контрагентами. Кроме того, придется расторгать и пересматривать уже действующие долгосрочные контракты, что потянет за собой дополнительные издержки для бизнеса. Предлагаемый ФАС период перехода на новые контракты очень мал, вряд ли предприниматели уложатся в 30 дней.
Возникает вопрос, как будут проверять. И тут нет ответа, так как органы валютного контроля не мониторят внутрироссийские сделки между резидентами РФ.
Кого затронет
Законодательные изменения в первую очередь затронут сферу промышленности и недропользования. Так, цена металлов по традиции привязывалась к показателям на Лондонской бирже металлов.
Кроме того, запрет на «валютные оговорки» затронет арендные договоры.
Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий LEGAL TO BUSINESS, рассказывает: «Большинство крупных торговых центров включают в арендные договоры такие оговорки. При аренде недвижимости «валютные оговорки» встречаются, либо когда торговые центры принадлежат иностранной компании, либо по причине наличия валютных кредитов, либо как экстраординарное условие для пересмотра ставки арендной платы».
Запрет может коснуться тех, кто поставляет товары из-за рубежа, например, оборудование или мебель. У этого бизнеса не будет возможности застраховать курсовые риски таким образом. Но ведь как-то страховать будут. То, что без страховки работать никто не собирается, подтвердили представители столичного бизнеса, которых мы опросили.
Наталья Шувалова, кандидат экономических наук, бизнес-тренер и предприниматель, считает, что «данная инициатива приведет к разрыву долгосрочных контрактов и переходу на краткосрочные договоры. Бизнес будет минимизировать риски другими экономическими инструментами, например, пересмотром цен каждый день, полной предоплатой, дополнительными наценками. А это может привести к росту и так больших издержек и к ускорению темпов инфляции, поскольку бизнес все свои возможные риски заложит в цену товара».
Светлана Гузь также считает, что продавец будет страховать свои риски требуя стопроцентную предоплату и включения иных условий для корректировки цены контракта.
Олег Бородин, основатель и управляющий партнер франшизы «Фамильная пекарня», отмечает, что в своей работе привязку договоров к иностранной валюте он встречал только на этапе закупки импортного оборудования. И тогда в договорах все риски валютных колебаний перекладывались на конечного покупателя: поставщик получал деньги по текущему курсу и отправлял их зарубежному производителю. Запрет на такую валютную привязку цены сделки ведет к тому, что риск перекладывается на поставщика, который, конечно, заложит его в стоимость товара. Данная законодательная инициатива, по мнению Олега, напрямую касается нефтегазовой и металлургической отрасли. Малый бизнес не ожидает существенных изменений.
Таким образом, бизнес уверен, что риск падения рубля будут страховать в любом случае. Если «валютные оговорки» запретят, работать придется по 100% предоплате или будет увеличена цена. Также есть вероятность, что от долгосрочных контрактов многие перейдут к краткосрочным.