Баннер
Глоссарий

Что такое обособленное подразделение

Лилия Исхакова
/ 11 октября 09:00
266
11 мин.

Представьте: вы открыли бизнес. Через некоторое время захотелось расшириться: обосноваться в другом городе или даже на соседней улице. Новые точки будут считаться обособленными подразделениями. Зачем они нужны и как их открыть? Давайте разбираться.

ОП
Хорошему бизнесу рано или поздно станет тесно. Открыть обособленное подразделение — способ расшириться. Источник: Shutterstock

Что называют обособленным подразделением

Обособленное подразделение (ОП) — это часть компании, которая работает в другом месте: не там, где находится главное предприятие. То есть вам не придется регистрировать новый бизнес — представительство целиком принадлежит главному офису, но находится в другой стране, городе или даже улице.

При этом над его процветанием будут трудиться ваши подчиненные — как минимум один.

Егор — владелец крохотной фабрики игрушек. В том же здании он открывает магазин, где сможет продавать товар. Так как маркет будет находиться по тому же адресу, что и фабрика, считаться ОП он не будет.

Дела идут хорошо, игрушки разлетаются как горячие пирожки. Егор решает, что пора расширяться: открывает еще один магазин игрушек в другом районе города. Новую точку он оформил как ОП.

Магазин — не единственный вариант ОП. Это может быть небольшой цех по производству вашего товара, представительский офис или даже целый завод. Главное, чтобы он выполнял два условия:

  1. Находился по адресу, который отличается от адреса главной компании.
  2. Имел хотя бы одно оборудованное рабочее место.

Если два пункта сошлись, можете смело считать новую точку обособленным подразделением.

Важно: ОП обязано просуществовать не меньше месяца. Если планируете арендовать помещение и открыть точку на две недели, как ОП оно не пройдет.

Какие статусы ОП бывают

ОП может быть офисом, магазином, складом или даже заводом. Если обобщить, то можно выделить два типа ОП:

  • представительство

Ничего не продает напрямую, но представляет интересы компании. Например, рекламирует товар, анализирует рынок, ищет партнеров и прочее.

  • филиал

Точки производства или сбыта товара. Как правило, выполняет часть функций главного офиса. Это может быть цех, торговое предприятие и так далее.

У обособленного подразделения может и не быть статуса. Разница в том, что оно не выполняет функции головной компании, как филиал, но при этом вполне может вести коммерческую деятельность. Сведения о таком ОП в ЕГРЮЛ не вносят.

Как открыть обособленное подразделение

Если вы индивидуальный предприниматель, открыть ОП не получится. У ИП нет права оформлять филиалы или представительства.

А вот у юрлица такое право есть. Для этого получите согласие от всех участников ООО на собрании или напишите о решении от себя лично, если вы единственный, кто управляет бизнесом. Документ составьте в свободной форме.

По решению оформите приказ. В нем отразите:

  • название новой точки;
  • деятельность, которой ОП будет заниматься;
  • адрес;
  • директора и работников ОП.

Не забудьте указать дату и прикрепить к приказу решение участников.

После издайте документ, который будет регламентировать работу подразделения, включающий описание ОП, правила, задачи, штат и прочее.

Важно: предприятие, которое работает по УСН, открыть филиал или представительство не может. Для этого придется перейти на общий режим уплаты налогов.

налоги
Можно обратиться в налоговую лично. Но куда проще и дешевле сделать это через личный кабинет ФНС. Источник: Shutterstock

Как поставить ОП на учет

Вы обязаны поставить ОП на учет в течение месяца с момента издания приказа о его создании.

С ОП без статуса все проще: заполните форму № С-09-3-1 и отправьте ее в налоговую по адресу основной компании.

Если речь о филиале или представительстве, то для начала внесите изменения в ЕГРЮЛ по форме № Р13014. Сделать это нужно в течение недели после издания приказа.

Как в случае с ОП без статуса, документ отправьте в налоговую по месту основной компании. Не забудьте приложить к форме заранее заверенные копии:

  • свидетельства регистрации основной компании;
  • ее устава, в который уже внесли сведения о новом ОП;
  • приказа, нормативного акта, документа о сотрудниках нового подразделения.

Если планируете завести отдельный расчетный счет, из которого работники ОП будут получать зарплату, заполните форму по КНД 1112536. Сделать это нужно в течение месяца с момента, как наймете людей.

Связаться с налоговой можно очно, в том числе и через представителя. В этом случае придется оплатить госпошлину. Через ЛК ФНС и Госуслуг, МФЦ, заказное письмо или нотариуса услуга бесплатная.

Если в планах открыть целую сеть подразделений, проще создавать новые точки одновременно. Тогда смело направляйте документы в налоговую одним письмом. Иначе уведомляйте о каждом ОП по отдельности.

Как организовать бухгалтерию и налоги в ОП

Бухгалтерия ОП тесно связана с бухучетом головной компании: все отчеты сдает последняя. Договоры, счета, чеки, накладные ОП отдает от лица основного офиса, приписывая свой КПП — код, дополняющий ИНН компании.

Что касается налогов, ОП не дает декларации на доход. За нее это делает головная компания.

Отдельную для налоговой по месту регистрации ОП составляют только в том случае, если сама точка (не филиал и представительство) расположена в другом регионе. Общую же сдают по месту регистрации головной компании.

Само ОП выплачивает только ту часть налогов, которая идет в региональный бюджет. Остальные налоги ложатся на плечи главной компании. Причем это касается и удержаний с зарплаты сотрудников.

ликвидация
На ликвидацию ОП нужно получить согласие участников ООО. Источник: Shutterstock

Как закрыть ОП

По действиям ликвидация очень похожа на открытие ОП, но со знаком минус.

Как в случае с открытием, проведите собрание с участниками ООО и получите их согласие. Либо зафиксируйте ваше личное решение, если вы единственный участник.

После выпустите приказ о ликвидации. Укажите в нем дату, название ОП, ответственных за закрытие, указания главному бухгалтеру и прочее.

На уведомление налоговой у вас будет три дня. Каналы все те же: очно, через МФЦ, личный кабинет Госуслуг и так далее.

Филиал и представительство закрывают через форму № Р13014, ОП — № С-09-3-2.

Увольте работников, переведите их в другое ОП или головной офис. Не забудьте рассчитаться по налогам.

Что стоит запомнить

Обособленное подразделение относится к компании, но находится по другому адресу. Чтобы считаться ОП, на точке должно быть минимум одно рабочее место.

Владельцем обособленного подразделения может быть только юридическое лицо.

Открыть новую точку хоть несложное, но весьма затратное занятие. Если вашему бизнесу пора расширяться, не бойтесь вложиться в дело. Тем более прямо сейчас Совкомбанк предлагает разнообразные варианты кредитования. Все пройдет быстро и без лишней возни с документами.

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.

Чтобы зарегистрировать ОП, нужно заполнить форму № С-09-3-1.

Оно может считаться филиалом, если будет выполнять часть коммерческих задач главной компании, или представительством, если рекламирует предприятие или анализирует рынок (представляет интересы компании, но ничего не продает).

Если планируете присвоить статус — забудьте о предыдущей форме, заполните заявление № Р13014.

В любом случае отправьте форму и все соответствующие документы в налоговую.

Бухучет и налоговые декларации на прибыль за ОП сдает головная компания. 

Ликвидировать ОП можно только с согласия всех участников ООО. Для этого пригодятся формы С-09-3-2 или Р13014.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Подпишитесь на дайджест

Отберем самые полезные материалы и доставим вам на почту. Все о покупках, сбережениях и тонкостях мира финансов

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
266
Лилия Исхакова
Лилия Исхакова
Знаю, как трудно найти исчерпывающий ответ на интересующий вопрос. Я собрала и обработала всю полезную информацию за вас.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер