Баннер
Путешествия

МКАД: все о главной дороге Москвы, ее длина и история

Ольга Романова
/ 17 июля 2023 08:00
19 мин.

Для кого-то МКАД — обычная дорога, для других — тема для разговоров, а для третьих — предмет восхищения. Но если вы живете в другом регионе и не понимаете, почему ее так часто обсуждают, расскажем все о главной дороге Москвы.

мкад москва
МКАД — по-настоящему историческое сооружение

Что кроется за буквами МКАД

Практически каждый житель России наверняка слышал аббревиатуру МКАД. Но, наверное, не каждый может сходу назвать ее полную расшифровку. Это Московская кольцевая автомобильная дорога.

Она опоясывает город и, как принято считать, отделяет «трушную» Москву от Новой Москвы.     

Но на деле МКАД — это нечто большее, чем простая линия на карте. Несколько важных фактов:

  • это чуть ли не главная дорога столицы: благодаря ей можно попасть из одного района города в другой;
  • масштабы МКАДа впечатляют: дорога состоит из пяти полос в каждую сторону, а длина равна 108,9 км;
  • вам придется преодолеть 17,35 км от центра Москвы, чтобы доехать до кольцевой;
  • 1,36 млн машин ежедневно двигаются по 10 полосам. Меньше половины из них — с московскими номерами;
  • по всей протяженности Московской кольцевой дороги нет ни одного светофора, а разрешенная скорость 100 км/ч.

До 1984 года МКАД выполняла роль административной границы города. Но когда в территорию столицы начали включать другие участки, то физическая граница практически стерлась — она совпадает с новой лишь частично. Однако психологическая — осталась.

Москвичи, которые живут внутри кольца, порой сравнивают жизнь в столице и за МКАДом. Бытует мнение, что условия жизни в «замкадье» не самые благоприятные. Действительно ли это так, читайте ниже.

Историческая справка

При разговоре о кольце вокруг Москвы и о том, сколько километров оно составляет, нельзя не упомянуть об его истории. Тем более она действительно очень увлекательная. Можно даже сказать, что вместе с главной дорогой развивалась и сама столица.

Планы на строительство и военное время

Впервые планы будущего МКАДа институт «Союздорпроект» составил еще в 1937 году. И с тех пор их развитие шло быстрыми темпами. В 1939 году для трассы определили место и закрепили территорию, а в 1940 году шла активная подготовка к строительству. Но из-за войны начать работы так и не успели.

Все-таки планы не лежали без дела. Их частично использовали для строительства объездной дороги. В результате проложили 30 км нового направления, а 100 км старых участков отремонтировали.

Работы шли невероятными темпами. Очень скоро по новым линиям начали движение люди и военная техника. Построенный маршрут не совпадал с существующей МКАД, а после войны о ней на некоторое время забыли.

Факт дня
В Древней Спарте в качестве денег использовали металлические прутья, чтобы воровать было трудно, а брать взятки и стремиться к богатству — неудобно.

Бурное развитие 50–80-х

Александр Кубасов, директор уже знакомого нам «Союздорпроекта», возглавил строительство трассы, которое вновь началось в 1956 году.

Открытие первого участка от Ярославского шоссе до Симферопольского состоялось уже через четыре года, в 1960. Его длина была 48 км.

Еще через два года, в 1962, открыли все кольцо. Правда, его масштабы отличались от современного. Было всего четыре полосы (по две в каждом направлении), а ширина каждой проезжей части составляла 7 метров. Но даже такие размеры поражали. 

Интересный факт:

Изначально проект предусматривал восемь полос движения. Но машин в Советском Союзе тогда было мало, поэтому руководство страны решило, что четырех полос будет достаточно. Знали бы тогда они, что впоследствии дорогу придется расширять…

Чтобы водители могли пересекать Москву-реку, возвели два моста — Бесединский и Спасский. А всего построили семь мостов и 54 путепровода.

Кольцевая дорога была настоящей новинкой для автомобилистов. Например, впервые край трассы оградили рифлеными плитами. Это сделали для того, чтобы разбудить уставшего водителя, если тот ненароком съедет на обочину.

Дорога имела 33 двухуровневые развязки, которые вели из столицы в другие города. В 80-х на Симферопольском шоссе появилась трехуровневая. А вместо асфальта использовали заливной бетон.

С первых дней МКАД стала административной границей вокруг белокаменной. Даже ввели термин «Большая Москва», который как раз обозначал город в его новых пределах.

Но было ли все так хорошо?

Со временем дорогу стали ругать за частые аварии: не было разделительного ограждения, фонарей и пешеходных переходов. Количество машин постепенно увеличивалось, и трасса уже не справлялась с такой нагрузкой. Так появились знаменитые московские пробки. 

Реконструкции

Такая большая трасса требует постоянного обслуживания и ремонтов. К середине 2020-х она претерпела уже две крупные реконструкции.

1990 годы

Как ситуация складывалась к 1991 году?

Во-первых, водители были вынуждены двигаться не быстрее 40 км/ч. Причина проста — поток машин возрос настолько, что теперь движение по кругу МКАДа занимало до шести часов.

Для сравнения: раньше все кольцо можно было преодолеть примерно за час.

Во-вторых, чтобы хоть как-то «разгрузить» трассу, убрали зеленую полосу, которая разделяла дорогу. Это добавило немного места. Но, как говорится, эксперимент оказался неудачным.

«Дорога смерти» — вот как москвичи стали называть кольцо после всех преобразований. Дело в том, что аварии, без которых и раньше не обходилось, участились в несколько раз. Самые частые происшествия: лобовые столкновения и наезды на пешеходов, преимущественно ночью. Больше тысячи пострадавших в год и сотни погибших — вот печальная статистика того периода.

Масштабную реконструкцию больше нельзя было откладывать.

Ремонтные работы стали большим испытанием. Предстояло разработать колоссальный проект и подготовить бюджет. В результате для этого даже создали Дорожный фонд.

Ремонт разбили на два этапа:

  1. В ходе первого (1993–1994) на дороге появились освещение и барьерное ограждение, разделяющее направления движения.
  2. На втором этапе (1995) трассу расширили, теперь водители могли ездить по пяти полосам в каждую сторону.

Но расширение дороги повлекло за собой и другие преобразования. Возвели новые мосты, путепроводы и тоннели, изменили подземные конструкции и расчистили территорию около трассы. Конечно же, все это делали не просто так. Это требовалось не только для дополнительной безопасности и обслуживания движения, но и для соответствия международным стандартам магистралей высокого класса.

Колоссальный объем работ провели всего за четыре года (в два раза быстрее запланированного). На месте устаревшей и задыхающейся от машин дороги появилось современное и скоростное полотно, ведущее в столицу.

Личный автомобиль — это легко. Особенно, если купить его в кредит. У Совкомбанка есть множество выгодных программ автокредитования. Выбирайте самую подходящую, и автомобиль мечты скоро станет вашим.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С его помощью можно купить новое или подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

2010 годы

Казалось бы, с окончания последнего ремонта прошло не так много лет. Неужели МКАД опять нужно было преобразовывать?

Да, машин становилось все больше, и трасса, увы, снова перестала справляться с потоком, который ежедневно проезжал по ней.

авария на мкаде
Пробка или ДТП — привычное явление на МКАДе. Источник:  Lena Nester / Shutterstock.com

Руководство столицы вновь разработало план, включавший следующие изменения:

  • замена старых развязок формы «клеверный лист» на направленные съезды для увеличения скорости движения;
  • постройка дополнительных полос для разгона и торможения;
  • устранение неодинакового количества съездов и выездов;
  • строительство дублеров вдоль офисов и торговых площадей вдоль трассы.

В 2012–2014 гг.:

  • отремонтировали развязки на Ленинградском, Дмитровском и Можайском шоссе с Волгоградским проспектом;
  • построили новую развязку с улицей Подольских курсантов.

Общие изменения:

  • построили новые остановки и проезды для общественного транспорта, подземные и надземные пешеходные переходы, посты ДПС и светофоры;
  • реконструировали старые и построили новые съезды и эстакады;
  • благоустроили и озеленили обочины;
  • выделили новые полосы для автобусов и ввели новые маршруты.

Преобразования были настолько масштабными, что всех и не перечислить. Планы предусматривали комфортную обстановку не только для автомобилистов, но и для пешеходов, которые пользуются общественным транспортом.

Что есть на МКАДе

Московская кольцевая начинается с нулевого километра, где шоссе Энтузиастов пересекает трассу М-7. Каждый съезд пронумерован по часовой стрелке начиная с этого места.

МКАД — это не просто дорога. Вдоль нее множество объектов: автозаправки, мосты, торговые центры, в которых можно найти развлечение на любой вкус.

Таблица с некоторыми объектами

Объект

Описание

Километр

«РИО»

семейный развлекательный торговый центр

2 км и 82 км

аутлет «Белая Дача»

центр распродаж

11 км

«Нефтьмагистраль»

АЗС

12 км

«Лукойл»

АЗС

28 км

«Вива»

торговый центр

35 км

«Ека»

АЗС

39 км

«Роснефть»

АЗС

74 км

ТрансАЗС

АЗС

90 км

XL

торговый центр

92 и 94 км

Teboil

АЗС

105 км

 

Не обязательно даже ехать в Москву, если нужно что-то купить. Вдоль трассы вы найдете и мебель, и садовый инвентарь, и спортивные товары, и развлечения (боулинг, кинотеатры и т. д.), даже парки аттракционов.

Поэтому оформляйте карту «Халва» и отправляйтесь на шопинг: зарабатывайте кешбэк и покупайте все необходимое в беспроцентную рассрочку.

Бывает ли шопинг выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процента на остаток собственных средств до 15%. А самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!

Оправдывает ли себя дорога

МКАД — главная транспортная артерия Москвы. Но, к сожалению, дорога не всегда справляется с ежедневной нагрузкой. В новостях часто можно встретить сообщения о ремонте то тут, то там, а также о поисках идеального решения по увеличению автомобильного потока.

Выделяют несколько причин постоянных пробок:

  • замена развязок типа «клевер» на съезды существенно не изменила ситуацию;
  • у аварийного транспорта нет специальных стоянок;
  • дорогу часто используют как единственный способ добраться из одного района в другой — между некоторыми просто нельзя добраться напрямую;
  • пешеходы часто пересекают трассу в неположенных местах: надземных и подземных переходов недостаточно, лифты для маломобильных граждан не всегда работают;
  • водителям фур тяжело двигаться по зимней дороге, особенно на въездах и выездах различных участков МКАДа;
  • периодические остановки движения ТС из-за проезда официальных кортежей;
  • торговые центры и офисы, которыми обросла трасса, увеличивают число автомобилей.

Жизнь за пределами МКАДа

Районы, которые МКАД отделяет от столицы, активно застраивают новыми домами. Множество людей решают переехать в «ближнее замкадье» или Новую Москву по различным причинам: кто-то хочет жить вдалеке от городской суеты, некоторые, наоборот, хотят переехать из регионов ближе к столице, а для других это единственный доступный вариант купить жилье.

У жизни за МКАДом есть много плюсов и минусов, о них можно спорить бесконечно. Но почему же некоторые все же решают переехать именно туда?

  • Более доступные цены на жилье

Думаем, не стоит упоминать о невероятной стоимости квадратных метров в Москве, а вот за пределами кольцевой дороги ситуация уже совсем другая.

Мы решили сравнить цены на «новостройки». Если зайти на один популярный сайт продажи жилой недвижимости, то однокомнатная квартира 50 кв. м в Пресненском районе (недалеко от Дома Правительства) ЦАО стоит 45 млн рублей, другая квартира с такими же параметрами в Даниловском районе ЮАО почти вдвое дешевле, но все еще запредельно дорого — 25 млн рублей.

Стоит выехать на несколько км за МКАД, цены сразу становятся ниже. Сколько стоит «однушка» 50 кв. м в ЖК прямо за кольцевой дорогой? Почти 12,5 млн рублей. Хотите еще дешевле? Двигаемся вдоль Киевского шоссе, ближе к аэропорту «Внуково». Там за 50 квадратов придется отдать «всего» 10,4 млн рублей.

  • Благоприятная экологическая обстановка

Если открыть экологическую карту Москвы, то мы и правда увидим, что районы, лежащие за кольцом, окрашены преимущественно в желтый и зеленый цвета. Это значит, что экологическая обстановка там неплохая.

А вот районы самой столицы оцениваются как «приемлемые», «удовлетворительные» и «неблагоприятные». Конечно, мы о качестве воздуха. 

  • Разнообразие жилья

За МКАДом строятся не только многоэтажки, но и уютные таунхаусы или коттеджи.

сколько км от мкад
Пример домов, которыми застраивают территории за МКАДом

На первый взгляд все кажется не так уж и плохо. Но какими бы привлекательными ни были перспективы, вы можете столкнуться с возражениями. Например, кто-то не хочет долго добираться до столицы. Некоторые люди не хотят видеть стройку из окон. А другим важно отправить ребенка в определенную московскую школу.

Конечно, это только мнения. Кто-то переезжает по зову сердца, а кто-то — по обстоятельствам. Поэтому спрос на жилье за МКАДом всегда будет.

В любом случае, если вы задумались о покупке жилья, то в Совкомбанке найдете выгодные предложения по ипотеке. Выбирайте нужный объект, программу кредитования и приобретайте жилье.

Хотите оформить ипотеку, но голова идет кругом от разных условий, документов, процентных ставок? Совкомбанк предоставляет кредит на максимально выгодных условиях. Ипотечные программы помогут купить квартиру мечты людям с разными запросами и материальными возможностями. Простая система оформления документов и широкие возможности позволят сделать мечту ближе.

Оформить ипотеку

Дорога сегодня и ее перспективы

Несмотря на все неудобства и заторы на дороге, МКАД остается одной из самых передовых трасс в стране.

Ее строительство в далеких 50-х стало настоящей инновацией в сфере автодорог для СССР. Технологии, которые впервые применили для создания кольцевой, стали использовать для других дорожных полотен.

Вдоль всего круга появилось множество магазинов и центров, предлагающих разнообразный сервис.

И, конечно же, дорога связывает город, например, с Новой Москвой. Благодаря этому сотни тысяч людей без труда могут добраться в нужный пункт назначения.

Что же ждет кольцевую дорогу в будущем?

Ответить на этот вопрос сложно. Практически все эксперты согласны с тем, что дальнейшие реконструкции и увеличение числа полос не помогут.

Возможно, создадут дополнительную кольцевую трассу. Например, новым МКАДом может стать МБК, которое проходит по Московской области. Предполагается, что оно возьмет часть движения, проходящего мимо столицы, на себя.

Некоторые полагают, что исправить ситуацию поможет строительство дорог-дублеров внутри и снаружи кольца.

Так или иначе МКАД — давно уже не просто дорога. За все время существования она помогла миллионам людей добраться до дома, пережила масштабные изменения и даже внесла свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Трасса всегда будет неотъемлемой частью Москвы и России.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Любите подарки и скидки?

Предлагаем подписаться на еженедельную подборку акций от партнеров карты рассрочки «Халва».
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
Ольга Романова
Ольга Романова
На стороне финансовой грамотности. Люблю изучать новое и писать об этом. Уверена: банки — это не страшно!
Баннер