Логотип компании
7 769Просмотры

Характеристика на сотрудника с места работы: как ее написать и как получить

При переходе на другую должность у работника иногда запрашивают характеристику. Ведь важно получить информацию не только от самого соискателя, но и от других людей. Разбираемся, как получить характеристику и что там обычно пишут.

Характеристика на работника помогает оценить, насколько хорошо он работал на предыдущем месте. Источник: Shutterstock

Что такое характеристика на сотрудника

Характеристика — это документ, где описывают профессиональные и личные качества работника, суть выполняемых им обязанностей и достигнутые результаты. 

В каких случаях запрашивают характеристику:

  • когда это предусмотрено политикой компании;
  • когда должность очень ответственная — к примеру, главный врач больницы; 
  • когда сотрудник хочет работать в иностранной компании. За рубежом характеристики с предыдущего места работы запрашивают чаще, чем в России;
  • есть сомнения по резюме. Работодателю важно убедиться, что работник соответствует вакансии, у него достаточно опыта и квалификации. Если, к примеру, на позицию нужен человек с пятилетним опытом, а у сотрудника только три, работодатель может запросить характеристику, чтобы понять, стоит ли рисковать;
  • есть сомнения в объективности отзывов о кандидате. Некоторые соискатели оставляют контакты лояльного лица — обычно коллеги, с которым он раньше хорошо общался. У работодателя могут закрасться сомнения, а все ли настолько хорошо, как он говорит. 

Характеристику запрашивают с текущего и/или предыдущего места работы. В крупных компаниях ее готовит непосредственный руководитель или HR. В маленьких фирмах — директор или его заместитель.

Ещё по теме

Со скольких лет можно работать в России

Читать статью

Почти у всех HR-менеджеров есть шаблон, в который вписывают нужные качества и навыки сотрудника. Или просят его самостоятельно написать характеристику и принести на подпись. Руководитель может внести правки, если с чем-то не согласен.

Какой бывает производственная характеристика

Есть два вида: внешняя и внутренняя.

Если вы еще нигде не работали, то можете запросить характеристику из учебного заведения или места прохождения практики.

Внутреннюю характеристику используют в организации, внешнюю — передают третьим лицам. Источник: Shutterstock

Содержание

Образец характеристики на сотрудника с места работы обычно включает:

  • фамилию, имя, отчество, дату рождения, уровень образования;
  • должность, стаж, трудовые обязанности;
  • наличие курсов повышения квалификации, аттестаций, конкурсов;
  • оценку релевантных навыков. К примеру, для юристов это уровень владения справочно-правовыми системами вроде «Консультант Плюс»;
  • оценку личных качеств: например, работоспособности и исполнительности;
  • примеры успешного или неудачного выполнения рабочих задач и проектов.

Внизу должны стоять дата, подпись и должность подписанта. 

Обычно в бумаге указывают, для кого конкретно ее пишут, или оставляют общую формулировку: «по месту требования».

Примеры

Характеристики с места работы бывают разные. Пример отрицательной характеристики:

«Константин Калиниченко работал в должности руководителя отдела кадров. Несколько раз неправильно оформил увольнение сотрудников, после чего суд восстановил их в должности, а компания понесла значительные материальные потери. 

Неоднократно опаздывал на работу, иногда выглядел неопрятно. 

Кадровые документы передавал с запозданием, нарушая положения трудового законодательства. Занимаемой должности не соответствовал». 

Пример положительной характеристики:

«Константин Калиниченко работал в должности руководителя отдела кадров. Наладил процессы взаимодействия с сотрудниками, в том числе по выдаче доверенностей, вел график отпусков, участвовал в разработке кадровых документов компании. Быстро отвечал на любые запросы сотрудников по кадровой части. 

Стоит отметить высокий уровень компетентности, работоспособности и исполнительности К. Калиниченко. Сотрудник полностью соответствовал занимаемой должности».

Строй карьеру в крупнейшем частном банке России

Работа в Совкомбанке — это возможности для самореализации и достойная заработная плата; это интересные проекты и неформальное общение; это ДМС для сотрудников и детей и коворкинг на море. Хотите так же? Ищите подходящие вакансии в вашем городе и присоединяйтесь к команде мечты!

Изучите все условия в разделе СОВКОМ/People на сайте банка sovcombank.ru

Хочу вакансию

Что делать, если не согласен с характеристикой

Оспорить характеристику, с которой вы не согласны, проблематично. Можно попросить работодателя удалить сведения, которые не соответствуют действительности, но только в том случае, если у вас есть доказательства. 

Если он откажется, отстаивать правоту придется в суде. Это займет несколько месяцев и потребует затрат на юриста.

Обжаловать характеристику нет смысла. Лучше потратить силы на отработку возражений нового работодателя. Источник: Shutterstock

Оцените замечания в ваш адрес и максимально подробно разъясните их на собеседовании на новую должность. Если критика была необоснованной, докажите, что вы хороший сотрудник и что негатив на предыдущем месте был связан с конфликтом или личной неприязнью. 

А еще составьте сильное резюме, чтобы новый работодатель сфокусировался на ваших достоинствах, а не недостатках.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Новости
13 мар. 2024

Упаковщики, официанты и операторы call-центров хотят получать больше

Упаковщики, официанты и операторы call-центров хотят получать больше
144Просмотры
Читать полную статью
19 нояб.
Новости

Четырехдневная рабочая неделя в России: мнение россиян и бизнеса

146Просмотры
Читать полную статью
02 дек.
Бизнесу

Кто такие стейкхолдеры и почему не стоит с ними конфликтовать

104Просмотры