Почему ребенок не хочет ходить в школу
В разном возрасте дети не хотят идти на уроки по разным причинам.
Первоклассники переживают кризис семи лет, адаптируются к новой жизни — урокам, строгим вопросам учителя. Они отказываются посещать школу из-за возросших требований. Ребенок должен научиться:
- соблюдать школьные правила;
- неподвижно сидеть на уроках;
- аккуратно и правильно выполнять учебные задания;
- ежедневно делать домашнюю работу.
Первокласснику нужно привыкнуть к учителям, ребятам в классе. Если не удастся быстро найти общий язык, ему будет тяжело в школе.
Добавьте к этому физические причины: ранние подъемы, короткий световой день, частые простуды. Детям, которые не ходили в садик, бывает тяжело подолгу находиться в коллективе.
Если проблемы с адаптацией серьезные, обратитесь к детскому психологу.
Переход в среднюю школу для пятиклассника — тоже стресс.
- Вырастают нагрузки — увеличивается количество уроков и предметов, меняются учителя, их становится больше, и с каждым надо налаживать контакт.
- Снижаются оценки — если в начальной школе были пробелы в знаниях, в пятом классе упадет успеваемость.
- Растут требования — учителя-предметники относятся к пятиклассникам так же, как и к старшеклассникам: учат их ответственно подходить к заданиям, самим добиваться пересдачи, если получили плохую оценку.
Ребенок, который испытывает трудности, начинает прогуливать. Он понимает, что в пятом классе контроль за посещаемостью не такой строгий — можно, например, не прийти на один урок, и есть шанс, что никто этого не заметит. Из-за этого пробелы в знаниях растут, а соблюдать дисциплину хочется все меньше.
Кроме того, ученики средней школы переживают переходный возраст. Сложные отношения, первые влюбленности, конфликты со взрослыми — все это усложняет учебу и может стать причиной прогулов. Дети активно ищут себя: меняют кружки и увлечения, пробуют запрещенное — курение, алкоголь. Это время протеста, в том числе и против школьных правил.
В старших классах давление увеличивается — ученики готовятся к выпускным экзаменам, поступлению, занимаются на курсах или с репетиторами. Причиной отказа ходить на занятия могут быть усталость, завышенные ожидания, моральное истощение.
Если школьник поменял класс или учебное заведение, ему зачастую непросто войти в сложившийся коллектив. Возможны буллинг, неприятие детьми и даже учителями новичка. В таком случае ему понадобится помощь родителей и школьной администрации.
Как помочь ребенку, если он не хочет ходить в школу
В разном возрасте причины разные, но первая помощь одна — поддержка семьи. Если ребенок знает, что в сложной ситуации его выслушают и помогут разобраться с затянувшимся конфликтом, позволят остаться дома на день, если стало слишком тяжело в школе, объяснят сложную тему без ругани и ворчания за двойку, это уже ощутимая опора.
Уроки, кружки и репетиторы — учеба порой выматывает и требует эмоциональных и материальных вложений. Оплачивайте путевки в лагерь, туры и билеты для семейного отпуска с Халвой в рассрочку или с выгодным кешбэком.
Лучшее вложение — в себя. Востребованные профессии и навыки дадут возможность заработать в любое время и в любом месте. Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. В рассрочку до 24 месяцев оплачивайте Халвой курсы иностранных языков, обучение топовым IT-специальностям, развитие творческих способностей и новых навыков. Выберите подходящую школу из сотен партнеров карты. Начинайте менять жизнь к лучшему уже сегодня!
Если ребенок с трудом привыкает к школе в первом классе, помогите ему: обсуждайте проблемы, объясняйте правила, помогайте с уроками, проводите время вместе.
Итак, что же делать? Сначала поговорите — выясните причину.
- Сложности с обучением
Бывает, что ребенок отстал по одной дисциплине, накопились пробелы, упала успеваемость. Он боится признаться в проблеме родителям из-за стыда или страха наказания.
Сегодня отслеживать успеваемость легко — в любой момент вы можете посмотреть оценки в электронном дневнике. Объясните, что замалчивать трудности бессмысленно.
Решить проблему можно двумя способами: дополнительно заниматься дома или нанять репетитора. Как только ребенок почувствует себя на уроке уверенно, успеваемость выровняется, а желание пропускать занятия пройдет.
- Трудности с общением
Уточните, с кем именно не удается выстроить отношения и почему. Поговорите о правилах вежливого общения, границах.
Если ребенка обижают одноклассники, решайте проблему вместе с классным руководителем. В каких-то случаях разумно перейти в параллель или вовсе поменять школу.
- Проблемы со здоровьем
Постоянные жалобы на головные боли, усталость, боль в животе — сигнал неблагополучия. Возможно, ребенок просто хочет остаться дома, тогда надо выяснить почему. Возможно, для этого есть реальные физиологические причины. Если одни и те же жалобы повторяются, обратитесь к врачу.
В любом возрасте соблюдайте три правила: не игнорируйте, не обесценивайте, не усиливайте давление.
«Я разрешаю своим детям оставаться дома, если они приболели. Отсидеться пару дней в тепле, попить чай с медом, подлечить насморк.
Когда я вижу, что ребенок очень устал от нагрузок, не высыпается, тоже могу пойти навстречу и оставить дома на день — выспаться и позаниматься домашними делами: поиграть, посмотреть фильм, сходить в парк.
Когда один из сыновей столкнулся с буллингом — ситуация зашла слишком далеко и требовала участия взрослых. До момента, пока все не успокоилось, я оставила его дома.
В нашей школе ребенок может пропустить два дня по заявлению от родителей. Если пропусков больше, нужна справка от педиатра».
Ответственность родителей, если ребенок не посещает школу
У детей есть право учиться — это один из пунктов конвенции о правах ребенка. В России они обязаны получить общее образование — в школе или на семейном обучении. Если вы выбрали очное обучение, ребенок должен посещать занятия. Пропускать можно по уважительной причине, например по болезни.
Если ребенок пропускает занятия часто, а родители не передают справки или заявления, классный руководитель обязан подать сигнал школьной администрации о возможном неблагополучии.
Что происходит дальше:
- Социальный педагог или другой ответственный представитель школы посещает семью — изучает условия жизни ученика.
- В специальный документ — карту «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине», вносят информацию о разговоре с родителями и условиях жизни, намечают сроки и мероприятия профилактической работы.
- Если ситуация не нормализуется, школа обращается в органы опеки и комиссию по делам несовершеннолетних.
- В течение трех дней семью посетит представитель опеки. Они проверяют, соблюдаются ли права ребенка: есть ли полноценная еда, каковы условия жизни, как с ним обращаются.
Такие меры принимают, если ребенок много и часто пропускает уроки без уважительной причины. Справка от врача — официальный документ, который позволит избежать вопросов.
«Что делать, когда ребенку не удается справиться с трудностями, а утро, когда нужно отправляться в школу, становится мучением для всей семьи?
Необходимы доверительный разговор и принимающая включенность. Дайте ребенку понять, что вы хотите помочь, а не наказать.
Что делать в разных ситуациях:
- В школе дети получают опыт социализации, развивают эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки. Если ребенку трудно знакомиться, он стесняется одноклассников, ему нужна помощь. Обсудите с ним, что вы могли бы предпринять. Если же дело в буллинге, привлекайте учителей и администрацию школы.
- Часто дети не хотят идти в школу в определенный день, когда в расписании стоит трудный предмет. Обсудите, что поможет улучшить успеваемость. Возможно, достаточно будет вашей похвалы и присутствия рядом, чтобы приободриться. Или требуется помощь учителя-предметника.
- У ребенка конфликт с учителем, который может быть надуманным или реальным. Ваша задача — разобраться в ситуации, позволив ребенку оценить свои возможности для самостоятельного решения проблемы. И только после этого идти в школу.
- Иногда не подходит школьная программа. Но перед тем, как менять ее или профиль, подумайте о том, что некоторым детям лучше быть успешными в обычном классе, чем двоечниками в элитном.
- Некоторые дети высоко чувствительны: им сложно переносить шум, жесткую дисциплину, большое количество социальных контактов, они остро реагируют на несправедливость, с трудом контролируют эмоции. Создайте безопасную спокойную среду, где они могли бы отдохнуть. Некоторым из них больше подойдет обучение в небольших группах.
- Школьные уроки, дополнительные занятий, домашние задания, время на сон и еду — проанализируйте нагрузку ребенка. Возможно, от каких-то занятий придется отказаться».
Что бы ни было причиной пропусков, главное — дайте понять ребенку, что вы на его стороне, готовы помочь и поддержать.
Надеемся, ваш ребенок будет ходить в школу без негатива, а если и пропускать, то редко, просто чтобы отдохнуть.