Каждому нужен близкий человек рядом: такой, чтобы понимал и поддерживал. Для малышей это родители, для подростков — друзья. Справиться с трудностями всегда проще, когда рядом есть надежный и верный товарищ.
Но у воспитанников детских домов настоящие друзья появляются редко — несмотря на то, что они постоянно находятся в окружении сверстников. Я расскажу, как взрослый человек может стать значимым человеком для ребенка из детского дома — наставником, старшим другом.
Я поделюсь историей одного наставничества длиной в три года. Забегая вперед скажу, что история продолжается — несмотря на расстояние.
Всероссийский проект
Наставничество — распространенная практика и в государственных учреждениях, и в частных компаниях. Так опытные коллеги помогают новеньким влиться в работу.
Схожий принцип работает и с воспитанниками детских домов, когда наставник помогает ребенку адаптироваться во взрослом мире после выпуска из учреждения.
Для этого новосибирский фонд «Солнечный город» в 2016 году создал проект «Наставничество». Сегодня в проекте участвуют 24 города России.
Проект соединяет взрослых и детей из детских домов, чтобы помочь подросткам лучше социализироваться и стать более подготовленными ко взрослой жизни.
Нельзя просто так, «с улицы» прийти в детский дом и сказать: «я хочу стать другом одному из ваших воспитанников», нужно пройти ряд бюрократических процедур. Проект избавляет от волокиты, поскольку с учреждениями договариваются региональные устроители проекта.
В Костромской области работает благотворительный фонд «Будущее Сейчас», который реализует программу «Наставник» с 2019 года.
Председателем попечительского совета благотворительного фонда «Будущее Сейчас» выступает Сергей Хотимский, совладелец ПАО «Совкомбанк», заместителем председателя попечительского совета — Дмитрий Гусев, председатель правления ПАО «Совкомбанк».
«После выпуска, с началом самостоятельной жизни у ребят из детских домов возникает просто огромное количество вопросов. Жизнь в детском доме очень не похожа на самостоятельную. Выпадает часть ступеней социализации, которые имеются у детей, воспитывающихся в семьях. Важно, что ребятам есть к кому обратиться за помощью», — говорит о необходимости развивать институт наставничества в детских домах Константин Ситников, директор благотворительного фонда «Будущее Сейчас».
Помимо фондов «Солнечный город» и «Будущее Сейчас», проектами наставничества занимаются и другие общественные организации и благотворительные фонды, например:
- «Старшие Братья Старшие Сестры»;
- «Арифметика добра»;
- «Хранители детства»;
- «Волонтеры в помощь детям-сиротам»;
- «Дети наши».
Отмечу, что у каждой организации свои программы наставничества, соответственно, свои особенности и подходы. Мой личный опыт — это опыт участия в проекте фонда «Солнечный город».
Начало моего наставничества
Не могу сказать, что решение стать наставником я принимала долго. Мне понадобилось всего несколько минут, чтобы заполнить анкету на участие.
Я почему-то не сомневалась совсем (спойлер: и ни разу не пожалела об этом решении).
В самом начале были мысли, что я не справлюсь, не смогу поддерживать регулярность общения: ведь необходимо быть на связи с подопечным.
На поверку оказалось, что совсем не сложно участвовать в жизни ребенка, приходить в детский дом, разговаривать, помогать и поддерживать.
Необходимо воспринимать ситуацию с наставничеством не как обязанность или вынужденную необходимость, а как естественную и неотъемлемую часть жизни. Словно так и должно быть.
Ведь когда у нас появляются новые знакомые, мы же не удивляемся этому факту? Вот и с наставничеством примерно так же, только ты не просто приятель, а старший друг. Значит, на тебе бо́льшая часть ответственности за происходящее, с тебя бо́льший спрос.
Обучение
За некоторое время до знакомства с ребенком все будущие наставники проходят обучение. Это необходимо, чтобы люди могли лучше разобраться в особенностях проекта, психологии ребят из детдомов — и в себе, конечно.
Я прошла два тренинга:
- «Правила проекта «Наставничество»;
- «Психология сиротства».
Отмечу, что уже на этапе первого тренинга из моей группы ушли несколько человек. Значит, поняли о себе что-то важное, не поддались ложным ожиданиям, не ввели в заблуждение организаторов и — самое главное — ребенка.
По окончании тренингов всех участников ждал итоговый разговор с психологом. Специалист определял, точно ли будущий наставник справится с непростой задачей.
Медицинские документы
По завершении психологических тренингов или во время их прохождения наставники собирают следующие медицинские документы:
- проведение реакции Вассермана (RW);
- молекулярно-биологическое исследование крови на вирусные гепатиты B и C;
- определение антител классов M, G (IgM, IgG) к ВИЧ-1 и ВИЧ-2 в крови;
- флюорография легких либо рентгенографическое исследование легких;
- заключение врачей: инфекциониста, фтизиатра, психиатра, нарколога.
Оперативно пройти всех специалистов можно в клиниках-партнерах карты «Халва» от Совкомбанка. Все необходимые справки будут на руках, а в качестве бонуса — денежный кешбэк и процент на остаток на карте.
Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары более чем в 250 000 магазинов-партнеров на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 12,5% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!
Помимо результатов анализов и заключений врачей, наставник предоставляет справку об отсутствии судимости.
Список может показаться внушительным, но это сознательное решение. Наставник ─ человек, который будет тесно общаться с ребенком, приходить к нему в детский дом. Значит, необходимо позаботиться о безопасности подопечного.
Кто такой наставник
По правилам проекта наставником может стать любой желающий старше 24 лет. По сути на этом (кроме медицинских документов) особые требования к наставникам заканчиваются.
Три основых типажа наставников обрисовала Наталья Батунова, ведущий психолог проекта «Наставничество» в Ивановской области, системный семейный психолог, психотерапевт:
- молодые люди в возрасте 24–27 лет без детей;
- люди 35–44 лет, воспитывающие детей-дошкольников;
- люди старше 45 лет, у которых нет детей или дети уже взрослые.
«Всех наставников объединяет большое количество сил (ресурсов), желание поделиться ими, сделать что-то хорошее, приобрести новый опыт», ─ говорит психолог Наталья Батунова.
Внимательно исследуйте свою мотивацию, оцените количество душевных и прочих ресурсов. Задайтесь вопросом: смогу ли я стать наставником? Никто, кроме вас, ответить на него не сможет.
Ребята в детских домах сильно отличаются от домашних детей. У воспитанников госучреждений за плечами разочарования и негативный опыт (особенно от общения со взрослыми), а также психологические травмы.
«В проект я пришла в 2020 году о чем не жалею! Мне нравится проводить время с моим другом Ваней. От общения с ним я получаю положительные эмоции и открываю себя с новой стороны.
Считаю, что каждый человек способен совершать добрые дела для тех, кому так необходима наша поддержка и помощь», ─ делится впечатлениями наставница Анна.
Воспитанники детских домов совсем иначе воспринимают действительность, они живут по другим правилам, нежели дети в семьях. И чаще всего воспитанники нуждаются в близком человеке, который «принадлежал» бы только им.
В учреждения часто приходят благотворители, организуют праздники, на регулярной основе бесплатно занимаются репетиторством. Одним словом, вниманием воспитанники детских домов не обделены, но это общее внимание, которое делится на всех.
Надежного взрослого, который обеспечивал бы стабильную привязанность и чувство базовой безопасности, у детдомовского ребенка нет.
Каждому нужен по-настоящему близкий человек. Любому ребенку такой значимый взрослый жизненно необходим. Именно им для воспитанника детского дома и должен стать наставник — хотя бы частично.
Важно понимать, что наставник:
- не воспитатель;
- не учитель;
- не родитель;
- не приятель.
Основная задача наставника ─ поддерживать, направлять, быть рядом. Нельзя допускать панибратства.
«У наставника должно быть достаточно свободного времени для встреч, переписки с ребенком. Члены семьи должны быть готовы, что их родственник будет уделять время ребенку из детского дома», ─ говорит психолог Наталья Батунова.
Как проходит наставничество
После завершения тренингов и беседы с психологом я дошла до этапа знакомства с младшим (так в проекте называют ребенка, у которых теперь есть наставник). Наставников подбирают детям старше 12 лет.
Психолог Наталья Батунова объясняет, чего чаще всего боятся наставники:
- «со мной ребенку будет скучно»;
- страх сделать что-то не так;
- страх, что подросток начнет игнорировать наставника;
- страх не совладать со своими эмоциями.
Были подобные сомнения и у меня. Не ошибается тот, кто ничего не делает ─ с таким убеждением я окончательно решилась начать.
Моей младшей стала прекрасная молодая девушка Тамара. Наше знакомство состоялось 12 июня 2020 года. Тогда действовали ковидные ограничения, в детские дома никого не пускали, поэтому первый раз встретились мы онлайн — через видеозвонок.
Так мы созванивались еженедельно, договариваясь о встречах через социальные сети. Когда ограничения сняли, я стала приходить к Тамаре в детский дом. Со временем мы начали ходить в кафе, кино, бассейн, просто на прогулки.
Стеснение с обеих сторон, длинные паузы, иногда неуместные вопросы ─ в начале общения было много неловкости, но ничего особенно пугающего.
Я старалась не пропускать встречи, чтобы не нарушать их регулярность. Постоянство общения — самое ценное для воспитанников детских домов. Они привыкли, что взрослые в их жизни спонтанно появляются и так же быстро пропадают. С наставником такого происходить не должно.
На этапе личных встреч наставник должен очень мягко, но грамотно выстроить границы. Случается, что младший быстро и сильно привязывается к наставнику, начинает воспринимать его как маму или папу.
В таких ситуациях включаются психологи проекта, помогают настроить верный тон в общении. Поддержка требуется и самим наставникам.
«После знакомства пары не оставляют без помощи, а сопровождают. Наставник всегда может обратиться к психологу за советом в выстраивании отношений.
Каким-то парам не требуется сильное вмешательство, а кого-то мы буквально ведем за руку. Это зависит и от личности самого наставника, и от особенностей ребенка, прежде всего — полученным им психологических травм и степени их тяжести», ─ рассказывает Анна Кожина, куратор проекта «Наставничество» в Ивановской области.
На регулярных супервизиях, когда встречаются наставники и организаторы, происходит обсуждение проблем, ситуаций и других вопросов, которые возникают в процессе общения с ребенком.
Я столкнулась с неожиданным вопросом: чем конкретно можно помочь ребенку? Теперь я точно знаю, что с материальной точки зрения воспитанники детских домов обеспечены полностью. Нет такого, что им чего-то не хватает, или у них нет вещей, одежды или обуви.
Чего нет у воспитанников детских домов, так это умения обращаться с деньгами и вещами, им не хватает элементарных навыков финансовой грамотности. Откладывать для воспитанников особенно тяжело.
У наставника есть уникальная возможность помочь ребенку и приучить его не тратить сразу все, а копить на что-то действительно стоящее. Хорошим инструментом станет вклад от Совкомбанка. Таким образом младший увидит, что деньги могут приносить доход, и научится ждать.
Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями — вы сможете подобрать подходящий вариант. Высокая ставка до 21% убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!
История продолжается
Случается, что пары в проекте разъединяются, но такие ситуации крайне редки. В подавляющем большинстве случаев наставник и младший в той или иной степени общаются длительное время.
Рассказывает Анна Кожина, куратор проекта «Наставничество» в Ивановской области:
«Каждый год мы проводим исследование, где опрашиваем детей, наставников, сотрудников учреждения: что изменилось в их жизни вместе с проектом?
Большинство детей отвечают, что в детском доме им стало легче находиться благодаря наставнику. Особенно результаты видны, когда ребенок выходит из детского дома в колледж и общежитие, а наставник часто оказывается единственным человеком, который его поддерживает в этот период.
Также дети отмечают помощь наставников в сферах учебы (помогают определиться с профессией, поддерживают) и здоровья (возят на обследования, включаются во взаимодействия с врачами, часто инициируют начало обследования, обращая внимание детского дома на проблемы со здоровьем у ребенка).
Сотрудники учреждений отмечают, что с наставниками дети становятся спокойнее, увереннее в себе, некоторые начинают лучше учиться.
Наставники отмечают, что «прокачивают» свои навыки. У некоторых благодаря пониманию подростковой психологии улучшились отношения со своими детьми, но главное ─ это появление друга».
Лично для меня наставничество по большому счету никогда не было временным проектом. Считаю, что подобные вещи заканчиваются, только если кто-то из двух не захочет прекратить общение. Со мной такого, по счастью, не произошло.
Сейчас я живу в другом регионе, но это не мешает нам с Тамарой поддерживать общение. Конечно, уже не так тесно, как было несколько лет назад, но такова жизнь.
Думаю, справедливо предоставить слово человеку, ради которого и затевался проект, ради которого я стала наставником.
«Мои ощущения от проекта «Наставничество» очень разнообразные. Когда мне только предложили участвовать, я была сначала под сомнением: участвовать ли мне вообще, потому что думала, что не найдется такого человека, который бы смог разделить со мной какие-то мои проблемы, переживания, радости и помочь мне встать на истинный путь, но решила все-таки поучаствовать.
Я бы очень сильно хотела, чтоб остальные ребятишки тоже участвовали в этом проекте, потому что это очень важно в жизни. У большинства детей нет такого человека, который бы мог их выслушать и поддержать, именно этот проект поможет им в их начинаниях», ─ говорит Тамара.
В завершение скажу, что наставничество дало мне точное понимание: взрослые, близкие для детей, могут только помогать, поддерживать и направлять. Учить должны учителя, а поучать ─ никто.