Ребенок не слушается родителей: почему так происходит и как правильно действовать
Ребенок наотрез отказывается выполнять просьбы, игнорирует указания или демонстративно поступает по-своему? В такие моменты легко впасть в отчаяние, рассердиться или, наоборот, опустить руки.
- Что значит «не слушается»
- Причины непослушания в разном возрасте
- Как действовать родителям
- Ответы на частые вопросы
Что значит «не слушается»
Прежде чем искать решение, важно разобраться, что означает непослушание.
Родион Чепалов
Психолог
Когда ко мне приходят родители с фразой «ребенок не слушается», я уточняю: не слушается кого, в какой момент и зачем. В психологии нет отдельного типа «непослушных детей» — есть те, которые по-своему реагируют на среду, требования и контакт со взрослыми.
Непослушание — не диагноз, а форма коммуникации. Очень часто это единственный доступный ребенку способ сказать: «Мне трудно», «Я устал», «Я не понимаю», «Со мной сейчас не считаются».
Итак, непослушание — не черта характера, а реакция на что-то. Родители говорят: «Мой ребенок непослушный!». Но это утверждение несправедливо и неконструктивно.
Дети могут не слушаться, потому что устали, голодны, возбуждены, испытывают тревогу, пытаются привлечь внимание, проверяют границы дозволенного или просто не поняли, что от них хотят. Задача взрослых — понять истинную причину такого поведения, а не вешать ярлык.
Кроме того, послушность не должна быть самоцелью. Некоторые родители стремятся к тому, чтобы ребенок беспрекословно выполнял все их указания, полагая, что это и есть показатель хорошего воспитания. Но это лишь формирует слепое повиновение, что не приведет ни к чему хорошему.
Широбокова Татьяна Сергеевна в научной статье «Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка» пишет:
«Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к ней нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей».
Важно вырастить самостоятельную, ответственную, мыслящую личность, способную принимать решения и делать выбор, а не просто исполнителя чужой воли. Чрезмерная концентрация на послушании может привести к тому, что вырастет человек, не способный к инициативе, не умеющий отстаивать свою точку зрения и не понимающий своих истинных желаний.
Причины непослушания в разном возрасте
Понимание причин тесно связано с возрастными особенностями развития. То, что нормально для двухлетки, будет странно для десятилетнего, и наоборот.
Два года
В этом возрасте ребенок активно осознает себя как отдельную личность. Появляется сильное желание делать все самостоятельно, даже если навыков для этого еще недостаточно. «Нет» становится любимым словом. Непослушание — проявление зарождающейся независимости, стремление к автономии и проверка границ. Малыш исследует мир.
Что делать:
- Предлагайте выбор из двух-трех допустимых вариантов («Ты наденешь красную или синюю футболку?»). Это важно делать постоянно, а не провести разово как эксперимент. У ребенка должно быть поле для самостоятельности, но в очерченных границах.
- Давайте посильные задания, где он может проявить себя («Положи игрушки в коробку», «Принеси нам всем ложки»).
Будьте последовательны и спокойны, когда говорите «нет» опасным вещам.
Пять лет
Дошкольник уже гораздо лучше понимает речь, активно развивается его фантазия и ролевые игры. Непослушание может быть вызвано желанием привлечь внимание (иногда негативное внимание лучше никакого), стремлением проверить границы социальных правил, попыткой отстоять точку зрения или просто увлеченностью игрой. В этом возрасте дети начинают осознавать причинно-следственные связи, поэтому им важно понимать «почему».
Что делать?
- Объясняйте причины требований и запретов. Вовлекайте ребенка в совместное обсуждение правил. Поощряйте его инициативу и самостоятельность.
- Уделяйте достаточно внимания, чтобы у него не возникало потребности добиваться его плохим поведением.
- Помогайте ему развивать эмоциональный интеллект, проговаривая его чувства.
Десять лет
Это возраст предподросткового периода, когда начинает формироваться самосознание, усиливается влияние друзей и ребенок ищет свое место в мире.
Непослушание может быть связано с желанием большей свободы и независимости, проверкой родительского авторитета, несогласием с правилами, которые кажутся несправедливыми, или попыткой вписаться в коллектив сверстников.
Что делать?
- Установите доверительные отношения. Будьте готовы к диалогу и компромиссам, не отмахивайтесь от предложений и просьб. Обсуждайте правила вместе, давая ребенку возможность высказаться и обосновать свою позицию.
- Дайте больше свободы и ответственности в тех областях, где он готов к этому. Например, в этом возрасте ребенок может самостоятельно выбирать себе гардероб, ходить без сопровождения на кружки и занятия.
- Поддерживайте его интересы и увлечения. Важно быть для него не только родителем, но и наставником, к которому можно обратиться за советом.
В этом возрасте уже можно учить ребенка финансовой грамотности. Откройте счет с современным удобным приложением и обсудите правила обращения с деньгами.
Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Как действовать родителям
Родион Чепалов
Психолог
Что делать родителям, если дети не слушаются? В первую очередь — сменить оптику: не «как заставить?», а «что сейчас происходит с ребенком?». Работают не крики и наказания, а ясные границы и контакт. Баланс — это когда взрослый говорит: «Я вижу, что ты злишься, давай подумаем, что с этим можно сделать».
Я часто предлагаю родителям простой тест: если бы с вами так разговаривали начальник или старший партнер, вы стали бы сотрудничать или сопротивляться? Дети реагируют так же.
Ищите баланс: как держать контроль, но не давить, как быть авторитетом, но при этом уважать личность ребенка. Это непросто, но есть несколько базовых советов:
- Будьте последовательны и предсказуемы. Четкие и неизменные правила дают детям ощущение безопасности и понимание, чего от них ожидают. Не должно быть сегодня «можно», а завтра за то же самое «нельзя».
- Слушайте и сопереживайте. Постарайтесь понять истинную причину сопротивления. Может быть, ребенок устал, расстроен, обижен или просто не может сформулировать свои потребности.
- Предлагайте выбор. Это дает ребенку ощущение контроля и самостоятельности.
- Используйте естественные и логические последствия, а не наказания. Объясняйте, к чему приведет проступок и почему так делать неправильно. Криком вы, возможно, быстрее добьетесь послушания в этот конкретный момент, но в следующий раз велика вероятность похожей ошибки, ведь логическая цепочка не выстроена.
- Хвалите за хорошее поведение. Замечайте и поощряйте, когда ребенок поступает правильно, даже если это кажется мелочью. Положительное подкрепление работает гораздо эффективнее, чем постоянная критика.
- Будьте примером. Дети учатся, наблюдая за нами. Если хотите, чтобы ребенок был вежливым, контролировал свои эмоции, не кричал, то и сами должны демонстрировать такое поведение.
- Проводите время вместе. Часто плохое поведение — способ привлечь внимание. Регулярное искреннее общение и совместные занятия снижают потребность в таком способе взаимодействия.
- Отступайте. Есть вещи, которые не имеют принципиального значения (какую футболку надеть, с какой стороны стола сидеть). В таких ситуациях дайте ребенку возможность самому решать. Это показывает, что его мнение ценят.
- Позаботьтесь о себе. Уставшие и раздраженные родители менее терпеливы и эффективны. Найдите время для отдыха и восстановления.
Лариса Верчинова
Психолог благотворительного фонда «Мы рядом»:
Воспитание — это не дрессировка на послушание. Это строительство безопасных, но гибких границ, внутри которых ребенку можно расти, ошибаться и учиться. Когда он чувствует вашу поддержку — необходимость в хроническом непослушании отпадает сама собой. Потому что он доверяет вам и миру, который вы для него создаете.
Будьте терпеливы, внимательны и последовательны, и вы обязательно найдете ключи к пониманию своего чада.
Ответы на частые вопросы
Разберем самые частые ситуации.
Ребенок постоянно говорит «нет» на любую просьбу. Это нормально?
Да, это может быть проявлением становления личности и желания независимости, особенно в определенные возрастные периоды (например, в кризис трех лет). Предложите ограниченный выбор, признайте его чувства («Я понимаю, ты не хочешь сейчас убирать игрушки»), но при этом твердо обозначьте границу («Но мы должны сделать это до ужина»).
Ребенок начинает истерить и кричать, когда я ему отказываю или прошу что-то сделать. Как реагировать?
Главная задача — помочь ему успокоиться. Оставайтесь спокойным, даже если это сложно. Не пытайтесь спорить, читать нотации или угрожать в этот момент. Можно предложить объятие (если его принимают) или просто дождаться, пока пик эмоций пройдет. Обсуждать правила и последствия лучше после того, как ребенок успокоится.
Это нормально, что ребенок постоянно проверяет границы дозволенного?
Абсолютно нормально. Дети познают мир, в том числе и правила взаимодействия в нем, путем проверки границ. Это их способ понять, что можно, а что нельзя, и насколько вы последовательны в своих требованиях.
Ребенок игнорирует мои просьбы. Что делать?
Важно убедиться, что ребенок вас слышит и видит. Возможно, он занят и ему нужно несколько секунд, чтобы переключить внимание. Подойдите к нему, установите зрительный контакт, говорите четко и коротко, используя позитивные формулировки («Пожалуйста, убери игрушки» вместо «Не разбрасывай игрушки»).
Список источников
- Научная статья «Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка» (дата обращения: 18.12.25).
- Научная статья «Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения» (дата обращения: 18.12.25).
- Научная статья «Наказание с точки зрения его эффективности» (дата обращения: 18.12.25).

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Меня считают неудобным другом, но я уверена, что это признаки настоящей дружбы

Что такое профдеформация и какие есть у меня и моих коллег