Логотип компании
35Просмотры

Воображаемый друг у ребенка: что это, нормально ли и как реагировать родителям

Ваш малыш вдруг накрывает стол для невидимого гостя, оживленно болтает с пустым углом комнаты и сердится, если вы случайно «сядете на его приятеля». Наверняка первая реакция — паника: что происходит? Вариант нормы, говорят психологи. Рассказываем.

Для детей нормально придумывать персонажей, сюжеты и целые миры. Источник: tomeqs / Shutterstock / FOTODOM

Вымышленный друг — кто он

Так называют персонажа, которого придумывает ребенок — а затем выстраивает с ним полноценные отношения.

Это может быть человек, животное, фантастическое существо и даже оживший предмет. Чаще всего такие друзья появляются в период расцвета фантазии и активного развития ролевой игры.

Мнение эксперта
Фото Светлана Берцец

Светлана Берцец

Детский психолог


«Воображаемый друг — это норма для детей с трех до семи-восьми лет. Обычно роль персонажа уменьшается с началом школы. Но иногда придуманный приятель задерживается — как правило, если ребенок одинок, есть сложности в семье и ему не с кем разделить эмоции и мысли.

В самом факте появления таких друзей нет ничего плохого — они развивают воображение, творческое начало, помогают детям справляться с трудными чувствами».

Как видите, это не отклонение, а инструмент, который позволяет ребенку отрабатывать новые модели поведения:

  • Тренирует социальные навыки. Разыгрывая разные сценарии с вымышленными персонажем, малыш учится строить диалог, разрешать конфликты, делиться и договариваться.
  • Развивает эмоциональный интеллект. Друг может злиться, грустить или бояться — а ребенок учится понимать, называть и проживать собственные чувства.
  • Объясняет, как работают правила и границы. Часто придуманный персонаж становится «проводником» родительских установок. Например, малыш встает на позицию взрослого, более старшего и объясняет правила поведения, принятые в семье: мыть руки перед едой, чистить зубы по утрам, убирать игрушки. Для ребенка важно оказаться в ситуации, когда он опекает кого-то слабее, чем он сам.
  • Помогает в сложных ситуациях — например, справляться со страхами, скукой, одиночеством.
Ещё по теме

Кризис трех лет у ребенка: признаки и что с этим делать

Читать статью

Как вести себя родителям

Главное правило — сохранять спокойствие и не мешать. Ваша реакция может как поддержать развитие фантазии, так и напугать ребенка и заставить его замкнуться.

Что можно делать

Примите «гостя». Не отрицайте его существование, не высмеивайте ни друга, ни ребенка. Если вам сказали, что стул уже занят, просто сядьте на другой.

Проявляйте вежливый интерес, но не педалируйте тему. Можно спросить: «Как твой друг?» или «А что он думает по этому поводу?». Но не навязывайте общение и не напоминайте, если вымышленный персонаж отошел на второй план.

Наблюдайте. Разговоры вашего ребенка с другом для вас может стать окном в его внутренний мир, вы сможете узнать о страхах и переживаниях.

Ещё по теме

Когнитивное развитие ребенка: что это такое и как развивать мышление, память и внимание

Читать статью

Чего делать нельзя

Высмеивать, обесценивать или пугать недопустимо. Фразы вроде «Прекрати эту ерунду, никого тут нет!», «Вот пусть твой друг тебе и помогает!» заставят ребенка чувствовать себя непонятым и одиноким.

Не берите инициативу на себя. Не начинайте первыми говорить о персонаже, не придумывайте для него истории и не ищите, если ребенок об этом не просит.

Не обвиняйте друга в проделках. Лужа сока на полу? Это сделал не невидимый проказник, а реальный человек (или питомец), и ответственность должна оставаться на нем.

Диагностировать психическое расстройство может только медик. В большинстве случаев воображаемый друг — безобидная ролевая игра.

Придуманный друг может дать поддержку и помочь пережить ситуации, с которыми ребенку сложно справиться. Источник: Motortion Films / Shutterstock / FOTODOM

Когда насторожиться 

В редких случаях уход в вымышленный мир может быть тревожным сигналом.

Мнение эксперта
Фото Светлана Берцец

Светлана Берцец

Детский психолог


О придуманном друге не стоит беспокоиться, пока игра остается в определенных рамках. Но важно увидеть, когда она выходит за них.

Вот признаки, при которых лучше обратиться к специалисту:

  • ребенок не отличает фантазию от реальности. В норме он осознает, где фантазия, а где настоящий мир, и в целом предпочитает реальность;
  • отказывается от общения с живыми людьми в пользу воображаемых;
  • замыкается в себе, а поведение резко меняется. Он становится агрессивным, плаксивым, тревожным, если придуманные друзья запугивают, наказывают, дают какие-то указания или запрещают что-то делать и говорить;
  • регрессирует — отказывается делать то, что уже умеет, делает шаг назад в своем развитии. Например, лепечет и разговаривает как малыш, писает в кровать.

Ответы на самые частые вопросы

Что беспокоит родителей?

Воображаемый друг — это нормально или нет

В большинстве случаев это нормальный этап развития. Придуманный приятель, который готов разделить чувства ребенка и поддержать его, часто появляется у детей в возрасте трех – семи лет. После восьми он остается рядом в исключительных случаях.

Когда фантазия и игры плавно переходят в реальные интересы, появляются первые карманные деньги. Хорошо, когда родители могут дать ребенку не просто наличные, а современный финансовый инструмент, который легко контролировать.

Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет.

Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru

Получить стикер

Как избавиться от воображаемого друга

Не нужно высмеивать или объяснять, что на самом деле никакого воображаемого друга не существует. В норме ребенок отличает выдумку от реальности, и для него общение с приятелем — часть игры.

Когда обратиться к специалистам

В некоторых случаях не будет лишним проконсультироваться с психологом. Вот что может насторожить:

  • ребенок предпочитает воображаемого друга реальным сверстникам;
  • вы заметили резкие изменения в поведении. Например, ребенок часто замыкается, боится, злится или отказывается делать то, что уже умеет;
  • малыш путает реальность и вымысел, не может выйти из роли, и это мешает обычной жизни.

Воображаемый друг — не призрак, а проекция богатого внутреннего мира маленького человека, который учится творить, дружить и справляться с эмоциями. Вымышленные персонажи, как правило, исчезают, когда в жизни вчерашнего дошкольника наступает новый этап, круг общения расширяется, появляются настоящие приятели. Ребенок просто перерастает эту стадию.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Семья
26 нояб.

Практикую безопасную ложь детям: что в этом хорошего

Практикую безопасную ложь детям: что в этом хорошего
57Просмотры
Читать полную статью
27 нояб.
Обучение

Читательский дневник: что это, как заполнять

60Просмотры
Читать полную статью
27 нояб.
Жизнь

Алименты на ребенка в разных странах: сколько платят, какие есть законы и исключения

47Просмотры