Логотип компании
91Просмотры

Виды памяти у человека: что это и как они работают

Память — способность мозга, без которой невозможно представить повседневную рутину и развитие личности. Она позволяет хранить опыт, учиться на ошибках, узнавать близких, ориентироваться в жизни. 

В статье рассказали, какие виды памяти у человека существуют.

Иногда, чтобы что-то вспомнить, приходится залезать в чертоги разума. Источник: нейросеть

Что такое память

Память — это не хранилище, а непрерывный процесс; не библиотека с полками, а живая, динамичная нейронная сеть. Ее задача — не просто накапливать информацию, а делать нас теми, кто мы есть: обеспечивать непрерывность опыта, учиться и адаптироваться к миру. 

Благодаря этой фундаментальной способности мы храним информацию о событиях, сказанных словах, действиях и переживаниях. Понимаем настоящее и предвидим будущее.

На физическом уровне — это способность нервной системы изменяться под воздействием опыта и сохранять эти изменения во времени. Каждое новое воспоминание оставляет след — нейронный ансамбль, или . Это не «файл» в конкретной клетке, а уникальный комплекс связей между множеством нейронов, который активируется при вспоминании.

Ещё по теме

Таблица Шульте: что это и для чего нужна

Читать статью

Виды памяти по времени

Один из ключевых способов классифицировать память — по тому, как долго она хранит данные. Рассмотрим четыре основных вида.

Мгновенная

Удерживает «сырые» сенсорные данные ровно столько, сколько длится воздействие: зрительный образ, звук, прикосновение. Представьте, что мельком увидели лицо человека в толпе. На долю секунды этот образ фиксируется в сознании — и тут же исчезает. 

Информация задерживается всего на две-три секунды. Затем передается дальше или стирается. Без нее люди воспринимали бы мир как разрозненные кадры.

Кратковременная

Вступает в игру, когда нужно удержать информацию чуть дольше — например, запомнить телефонный номер до того, как его записать. Ее ресурс ограничен: в среднем она удерживает пять – семь единиц информации (цифр, слов, образов) в течение 20–30 секунд. 

Если не повторять данные или не придать им смысл, они быстро исчезнут. Это похоже на буфер обмена в компьютере: информация хранится временно, пока человек решает, что с ней делать дальше — использовать сразу или отправить в «архив».

Оперативная

Это «рабочий стол» сознания. Она хранит информацию столько, сколько нужно, чтобы выполнить конкретную задачу. Например, когда решаете математический пример в уме, запоминаете начало фразы, чтобы понять ее смысл целиком. 

Срок хранения варьируется от нескольких секунд до часов, но как только решили задачу, большая часть данных стирается. 

Главное отличие от кратковременной памяти — направленность на действие: оперативная существует, чтобы помочь нам что‑то сделать прямо сейчас.

Долговременная

Это хранилище, где информация может оставаться днями, годами или даже всю жизнь. В отличие от предыдущих видов, ее объем практически неограничен. 

Сюда попадают знания, навыки, события — все, что мы сочли важным или многократно повторили. Однако доступ к этим данным не всегда мгновенный: иногда нужно время или подсказки, чтобы «достать» нужное воспоминание. 

Долговременная память делится на два типа:  

  • декларативная — факты, события, имена — то, что можно осознанно вспомнить и рассказать;  
  • процедурная — навыки: например, езда на велосипеде или игра на пианино — то, что мы делаем «на автомате».
«Я же помнил об этом пару секунд назад. Как так быстро все забыл?!» Источник: нейросеть

По характеру воспоминаний

Не все знания и навыки мы извлекаем из «архива» осознанно. Одни воспоминания всплывают по нашему желанию, другие управляют поведением незаметно. 

Рассмотрим четыре ключевых вида памяти, различающихся по тому, как она хранит и извлекает информацию.

Эксплицитная (осознанная)

Выделять ее в особый тип предложил канадский психолог Эндель Тульвинг в 1972 году. По его словам, осознанная память — то, что мы привычно называем «вспоминанием». 

Она позволяет намеренно воспроизводить факты, события, понятия. Например, когда человек рассказывает историю из детства, перечисляет столицы стран или объясняет правило русского языка.

Тульвинг разделил ее на два подвида:

  • эпизодическую — хранит личные переживания и события (например, как впервые поехали на море);
  • семантическую — содержит обобщенные знания о мире (например, что Вена — столица Австрии).

Ключевая особенность: чтобы воспользоваться ею, нужно сознательно сосредоточиться на поиске информации.

Имплицитная (неосознанная)

Впервые ее изучил немецкий психолог Герман Эббингауз. Позже ее исследовали Элизабет Уоррингтон и Артур Ребер

Имплицитная память работает без участия нашего внимания. Она хранит навыки, привычки и условные реакции, которые проявляются в действиях, а не в размышлениях. Например, когда человек:

  • едет на велосипеде, не задумываясь о балансе;
  • вслепую набирает текст на клавиатуре;
  • автоматически замедляет шаг перед ступенькой, о которую когда‑то споткнулся.

Именно благодаря ей формируются устойчивые привычки — полезные и вредные.

Ещё по теме

Полный гид по трекерам привычек: зачем нужны и с чего начать

Читать статью

Ретроспективная

Отвечает за хранение информации о прошлом. Это архив пережитых событий, усвоенных знаний и накопленного опыта. Она включает:

  • воспоминания о конкретных эпизодах жизни;
  • выученные факты и понятия;
  • отработанные двигательные навыки.

Без нее невозможно обучение: люди не смогли бы применять усвоенные знания, чтобы решить текущие задачи. Она похожа на библиотеку: у каждого воспоминания есть свое место и его можно извлечь при необходимости.

Проспективная

Это способность помнить о будущих намерениях. Она помогает не забыть:

  • принять лекарство в 18:00;
  • позвонить коллеге завтра утром;
  • забрать ребенка из сада в 17:30.

В отличие от ретроспективной, она ориентирована не на прошлое, а на предстоящие действия. Ключевая особенность — зависимость от контекста: люди чаще вспоминают о планах, когда видят связанные с ними сигналы: например, часы, напоминание в телефоне или знакомое место. 

Она важна для повседневной рутины — без нее даже простые дела «рассыпались» бы на части.

Ещё по теме

Семь причин планировать год в феврале

Читать статью

По характеру запоминаний

Когда человек вспоминает что‑то, в голове оживают не просто «голые» факты — а целые пласты опыта: образы, чувства, движения, смыслы. 

Именно на их основе психологи выделяют следующие подвиды памяти. Каждый отвечает за свой тип информации и работает по‑своему.

Образная

Хранит то, что воспринимается через органы чувств. Это зрительные картины (как выглядит море на закате), звуки (мелодия любимой песни), запахи (аромат свежескошенной травы), вкусы (кислота лимона) и тактильные ощущения (тепло шерстяного одеяла). 

Особенность: она не копирует реальность, а воссоздает ее в виде представлений — иногда чуть искаженных, с усиленными или ослабленными деталями. Например, вспоминая детский праздник, человек может ярче запомнить блеск гирлянд, чем лица гостей. Такой вид памяти особенно развит у детей и людей творческих профессий.

У зрительной есть особый подвид — фотографическая (эйдетическая) память — способность запоминать и воспроизводить увиденное. У человека как будто встроенный фотоаппарат в глазах: он делает кадры и в точности отправляет их в «мозговой архив». 

Эмоциональная

Фиксирует не события сами по себе, а сопровождающие их переживания. Она сохраняет то, как мы чувствовали себя в определенной ситуации: радость от неожиданного подарка, стыд за неловкую фразу, тревогу перед важным выступлением. 

Эти «эмоциональные метки» работают как сигналы: приятные воспоминания побуждают повторить опыт, а болезненные — предостерегают от ошибок. 

Именно благодаря ей люди способны сочувствовать: вспомнив собственное горе, мы лучше понимаем чужую боль. Интересно, что эмоции могут «перекрашивать» воспоминания — со временем страх может смениться ностальгией, а обида — иронией.

Иногда кажется, что больше нет места для воспоминаний. В таких случаях стоит задуматься о тренировке памяти. Источник: нейросеть

Двигательная (моторная)

Отвечает за запоминание и воспроизведение движений. Она позволяет ездить на велосипеде, завязывать узлы, играть на гитаре или печатать на клавиатуре, не задумываясь над каждым действием. 

Хранит не только последовательность движений, но и их скорость, амплитуду, усилие. Особенность — в автоматизме: однажды освоенный навык остается с человеком, даже если он долго не практиковался. Например, научившись плавать в детстве, спустя годы можно вспомнить технику, едва оказавшись в воде. 

Формируется очень рано — уже в первые месяцы жизни, когда ребенок учится хватать предметы или переворачиваться.

Словесно‑логическая

Хранит не образы или ощущения, а смыслы: понятия, идеи, причинно‑следственные связи. Благодаря ей мы запоминаем содержание книги, правила грамматики, аргументы в дискуссии или схему метро. 

Работает в двух режимах:

  • дословное запоминание — например, цитаты из стихотворения;
  • смысловое усвоение — пересказ идеи своими словами.

Часто эти режимы не совпадают: кто‑то легко учит тексты наизусть, но затрудняется объяснить их суть, а кто‑то, наоборот, схватывает смысл, но не может воспроизвести точные формулировки. 

Словесно‑логическая память лежит в основе обучения: она позволяет не просто накапливать факты, а выстраивать из них систему знаний.

Память можно и нужно тренировать. Пройдите курсы у профессиональных нейропсихологов, чтобы узнать, как это сделать. Ищите тренинги в центрах-партнерах Халвы и оплачивайте обучение в рассрочку.

Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра.

Оформляйте Халву и оплачивайте в рассрочку без переплат курсы иностранных языков и обучение топовым IT-специальностям.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

По степени волевого контроля

В зависимости от участия воли и целенаправленных усилий выделяют два основных вида — произвольную и непроизвольную. Их работа определяет, как и почему мы сохраняем в голове те или иные сведения.

Произвольная

Это сознательное, целенаправленное запоминание и воспроизведение информации. Мы задействуем ее, когда ставим перед собой четкую задачу: выучить материал к экзамену, запомнить список покупок, освоить новые термины. 

Для этого требуются волевые усилия: сконцентрировать внимание, повторять, осмыслить связи между элементами.

Особенности произвольной памяти:

  • конкретная цель — «мне нужно запомнить это»;
  • специальные приемы: конспектирование, , структурирование информации;
  • осознанный контроль — человек понимает, что именно запоминает и зачем.

Например, студент, готовясь к зачету, повторяет определения, выстраивает логические цепочки, проверяет себя — все это работа произвольной памяти. 

Ее эффективность во многом зависит от мотивации: чем важнее цель, тем лучше удерживается информация.

Непроизвольная

Действует без специального намерения и волевых усилий. Мозг запоминает что‑то «сам собой» — просто потому, что это оказалось в поле внимания. 

Так, можно неожиданно вспомнить мелодию, которую слышали мимоходом; лицо человека, встреченного в метро; фразу из случайного разговора; детали пейзажа во время прогулки.

Особенности:

  • нет предварительной установки на то, чтобы запомнить;
  • зависит от силы впечатления (яркие, необычные, эмоционально окрашенные события запоминаются лучше);
  • воспроизводится спонтанно (воспоминание возникает неожиданно, без сознательного поиска).

Непроизвольная память особенно активна в детстве, но и у взрослых она играет важную роль: через нее усваивают огромный объем информации о мире, не прилагая специальных усилий. 

Например, маршрут до работы, интонации близких, особенности поведения коллег — все то, что становится частью нашего повседневного опыта.

Наш мозг — одна большая нейросеть. Источник: нейросеть

FAQ

Ответили на популярные вопросы.

Как работает память?

В 1968 году психологи Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин предложили модель, которая стала одной из наиболее влиятельных в когнитивной науке. Они представили память в виде системы из трех взаимосвязанных блоков, каждый со своими функциями, емкостью и временем хранения информации.

Мозг обрабатывает информацию последовательно: сначала она попадает в сенсорный регистр, улавливающий мимолетные впечатления (до 2-3 секунд), затем — в кратковременное хранилище с ограниченной емкостью (15–30 секунд), где происходит осознание, и далее — в долговременную память с практически неограниченным объемом и временем хранения данных.

Можно ли развить память во взрослом возрасте?

Да. Например:

  1. Регулярно разгадывайте кроссворды, изучайте что-то новое, чтобы формировались новые нейронные связи. 
  2. Занимайтесь физическими нагрузками, чтобы улучшилось кровообращение в мозге. 
  3. Используйте мнемонику, чтобы научиться запоминать еще больше информации. 
  4. Высыпайтесь — во сне мозг переводит кратковременные воспоминания в долговременные.

Почему мы иногда «вспоминаем» то, чего не было?

Мозг не сканер: он не копирует произошедшее, услышанное, увиденное с точностью до 100%. Иногда появляются пробелы, которые он достраивает на основе эмоций, текущих знаний, стереотипов, чужих рассказов. Это называется конфабуляцией.

Итак, память — не единый механизм, а сложная многоуровневая система, в которой разные виды и формы работают сообща. Она не хранит точную копию реальности — она динамична, подвержена искажениям и зависит от контекста, эмоций и личного опыта.

Список источников

  1. An historical perspective on Endel Tulving's episodic-semantic distinction, Louis Renoult, Michael D. Rugg (дата обращения: 08.12.2025).
  2. Memory; a contribution to experimental psychology, Hermann Ebbinghaus (дата обращения: 08.12.2025).
  3. The Selective Impairment of Semantic Memory, Elizabeth K. Warrington (дата обращения: 08.12.2025).
  4. Implicit learning and tacit knowledge: An essay on the cognitive unconscious, Arthur S. Reber (дата обращения: 08.12.2025).
  5. Human Memory: A Proposed System and its Control Processes, R. Atkinson, R. Shiffrin (дата обращения: 08.12.2025).

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Новости
04 сент.

В Минспорте поддержали введение единой спортивной формы в школах

В Минспорте поддержали введение единой спортивной формы в школах
200Просмотры
Читать полную статью

Приметы, чтобы сдать экзамен: популярные ритуалы и суеверия студентов

194Просмотры
Читать полную статью
08 дек.
Семья

Развивающие игры для детей до года: подборка по месяцам

70Просмотры