Индивидуальный предприниматель – это физлицо (не только гражданин РФ), занимающееся предпринимательской деятельностью и имеющее соответствующую регистрацию.
Без регистрации заслуги и труды предпринимателя, пусть речь идет о социальных проектах или инициативах, считаются незаконными. За это могут оштрафовать или привлечь к уголовной ответственности.
Перед тем, как зарегистрироваться в качестве ИП, запомните, что предприниматель отвечает по взятым обязательствам личным имуществом. Объясняется это тем, что гражданин при регистрации ИП не теряет статус физлица.
ИП подойдет вам, если:
- доход от частной деятельности приносит более 2,4 млн рублей;
- деятельность связана с оформлением сотрудников, перепродажей товаров;
- нет планов по расширению оборотов деятельности через привлечение партнеров или инвесторов;
- не хотите в будущем продавать бизнес.
С чего начинается процедура открытия ИП
Прежде всего у вас должно появиться желание работать на себя и видение, как это сделать. Это предполагает, что вы знаете, в какой сфере и как работать.
Желательно заранее предусмотреть, будете ли вы нанимать сотрудников, нужен ли интернет-магазин, найти поставщиков. С ними не обязательно сразу договариваться о поставке товаров. Достаточно просто знать, как выйти на них.
Также заранее изучите, понадобиться ли вашему бизнесу лицензия. Для этого просто поищите в интернете, например, «нужна ли ИП лицензия на продажу фруктов».
Мы также рекомендуем узнать, может ли ИП вести деятельность в конкретной сфере. Часть видов деятельности доступна только юридическим лицам, например, авиаперевозки, деятельность ломбардов или изготовление оружия и их частей. Вести бизнес в банковской или страховой сферах тоже могут лишь юрлица.
С судимостью запретов на открытие ИП нет. Однако с ней не получится:
- открыть туристические и детские лагеря, горные турбазы;
- вести врачебную или стоматологическую практику, открыть медцентр;
- открыть кинозал.
Перечня сфер, где человеку запрещено работать как ИП, нет. Придется изучать законодательство, регулирующее выбранную отрасль.
Подбираем ОКВЭД
Когда ограничений на работу в качестве ИП нет, то можно подбирать вид деятельности. Для любого из них в ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) предусмотрен числовой код. Можно подобрать занятие на любой вкус.
В дальнейшем это понадобится налоговой, чтобы определить, какую работу ведут предприниматели и какая деятельность приносит основные доходы. К тому же для некоторых видов экономической деятельности полагаются льготы. Выбор кода влияет и на режимы налогообложения и масштабы бухгалтерской и налоговой отчетности.
Сразу при регистрации ИП можно указать несколько ОКВЭД. Но все равно нужно выбрать основной. При желании позднее вы расширите или сократите этот список. Главное, вовремя об этом сообщить в ИФНС, в которой предприниматель стоит на учете. Если этого не выполнить, бизнесмена ждет штраф, сумма достигает 10 тысяч рублей.
Выбираем налоговый режим с умом
Индивидуальные предприниматели имеют ряд послаблений, в отличие от юрлиц. Поэтому определите, к какой системе налогообложения привести бизнес. В России насчитывается 6 режимов:
- УСН – упрощенная система налогообложения, она же – упрощенка;
- ПСН – патентная система налогообложения;
- ЕСХН – единый сельхозналог;
- НДП – налог на профессиональный доход;
- ОСНО – общая система налогообложения;
- АУСН – автоматизированная упрощенная система налогообложения.
Для удобства выбора системы сравните основные аспекты налоговых систем в таблице.
ВИД НС |
Условия работы |
Налоговые и иные отчисления |
|
УСН – популярна среди предпринимателей и представителей малого бизнеса |
100 и меньше сотрудников и доход ниже 164,4 млн рублей в год |
Предприниматель платит 6% от доходов или 15% с разницы «доходы минус расходы» |
Отчисления в ПФР и ФФОМС делает за себя и сотрудников |
У предпринимателя 101-130 сотрудников и доходы не превышают 219,2 млн рублей в год |
8% от доходов или 20% с разницы «доходы минус расходы»* |
||
ПСН – дешевле УСН, но распространяется всего на 80 различных видов деятельности |
У предпринимателя работают до 15 человек, а доход не выше 60 млн рублей. Может использоваться на 1-12 месяцев |
Для новых предпринимателей на ПСН до конца 2023 года действуют налоговые каникулы с нулевой ставкой |
Необходимо платить страховые взносы |
ЕСХН** |
Пользоваться могут только предприниматели, получающие более 70% доходов от выращивания сельскохозяйственных культур и продажи сельхоз продукции |
Оплачивается 6% с разницы «доходы минус расходы» |
|
НПД |
У предпринимателя нет сотрудников, а доходы не превышают 2,4 млн рублей в год. Запрещается перепродажа товаров и агентская деятельность |
4% с доходов уплачивается, если работа ведется с физлицами, 6% – с юридическими. |
– |
ОСНО – самая сложная система с наибольшей отчетностью и полноценным бухучетом |
Нет ограничений по числу сотрудников и уровню дохода |
Платятся все налоги и производятся все виды отчислений |
|
АУСН*** – действует с начала второго полугодия 2022 года в 4 регионах: Москве и Московской области, Татарстане и Калужской области |
Не более 5 сотрудников, а годовой доход не превышает 60 млн рублей |
8% с доходов и 20% с разницы «доходы минус расходы» |
Взносы за себя и сотрудников отменены |
*Выбор вида УСН зависит от деятельности, которую ведет предприниматель. Например, процент с дохода больше подходит тем, у кого минимальные расходы, или существуют сложности с их подтверждением.
На него стоит обратить внимание тем, кто занимается консультированием по различным вопросам: юридические конторы, маркетинговые агентства, риелторы. «Доходы минус расходы» идеальны для бизнеса, деятельность которого сопряжена с постоянными расходами. Их нужно подтверждать.
Такой режим удобен тем, кто постоянно перепродает товары или имеет собственное производство, расходные материалы или сырье для которого покупают у других организаций.
Имейте в виду, когда ваш годовой доход превысит отметку в 219,2 млн рублей, пользоваться упрощенкой будет невозможно.
**Предпринимателям на ЕСХН разрешено не пользоваться онлайн-кассами на рынках и ярмарках, если их площадь не превышает 15 кв.м.
*** Автоматический расчет налогов проводится ежемесячно. Для этого анализируют поступления в онлайн-кассы и банковские счета. При поступлении наличного платежа данные о них вносит сам предприниматель. Пока доступна только для новых предпринимателей.
Добавим, что предприниматель может пользоваться несколькими налоговыми режимами одновременно. В частности, отлично сочетается УСН и ПСН.
Перейти на патент можно, например, по одному ОКВЭД, где есть такая возможность. Однако совмещать два вида УСН: «доходы» и «доходы минус расходы» не получится, так как они в одной налоговой системе. Она распространяется на всю деятельность организации, а не на конкретную деятельность.
Не хотите нанимать бухгалтера в штат, а сами не справляетесь с налоговой отчетностью? У клиентов Совкомбанка есть простой выход из такой ситуации — онлайн-отчетность в ФНС.
Собираем документы для регистрации ИП и выбираем, как это сделать
Итак, мы определили вид деятельности и то, в какой налоговой системе работать. Теперь предстоит собрать документы и зарегистрироваться. Это можно сделать несколькими путями:
- сделать все самостоятельно;
- обратиться в банк;
- попросить помощи у юристов;
- обратиться к нотариусу.
Наименее затратно сделать все самому или обратиться в банк. На сегодня открытие ИП через банковские сервисы – наиболее простой и удобный способ. На сайте банков есть разделы для бизнеса, где можно скачать все документы и открыть счет.
Удобный сервис Совкомбанка позволяет ИП получить заявление о регистрации, заявление о применении УСН и инструкции по оплате государственной пошлины.
Обращаясь к юристам, вы оберегаете себя от ошибок при сборе или оформлении документов. Однако вы увидите, что это не так сложно, как кажется. К нотариусу вовсе придется прийти 2 раза.
Повторный поход нужен, чтобы забрать свидетельство о регистрации вас в качестве ИП. К тому же стоимость услуг этих специалистов сильно разнится от города к городу.
Для регистрации ИП нужен пакет бумаг:
- квитанция об оплате госпошлины (800 рублей);
- заявление о регистрации ИП по форме №Р21001;
- копия паспорта;
- копия свидетельства ИНН.
Рекомендуем с этими бумагами сразу подготовить уведомление о применении специального налогового режима по форме № 26.2-1 в двух экземплярах. Его не обязательно подавать сразу. Сделать это можно в течение 30 дней с даты регистрации ИП.
Но если потом забудете это сделать, то автоматически станете работать в рамках ОСНО. А здесь и повышенные налоги, и сложное ведение бухгалтерии.
Для регистрации документы можно подать через сайт ФНС или портал «Госуслуги». Этот способ недоступен, если у заявителя нет квалифицированной электронной подписи. Получить ее можно только в налоговой.
Другой путь – отнести бумаги в налоговую или в МФЦ лично. Там же у вас проверят, правильно ли собраны и оформлены все бумаги. К тому же в МФЦ не нужно платить госпошлину и не потребуется электронная подпись.
Документ, подтверждающий, что вы ИП, в случае правильного заполнения бумаг придет уже через 3 рабочих дня на электронную почту. От бумажных справок налоговая отказалась.
После регистрации налоговая самостоятельно передаст сведения о новом ИП в ПФР и ФФОМС. Вскоре придет электронное письмо о регистрации в этих фондах. Чтобы у вас могли работать люди, придется зарегистрироваться в Фонде социального страхования. Сделать это нужно не позднее 30 дней с момента оформления первого сотрудника.
Не хватает денег, чтобы пополнить оборотные средства или исполнить контракты? «Легкий кредит» от Совкомбанка поможет решить эти проблемы. Оформите за пару кликов и получите индивидуальную сумму на срок до двух лет.
Еще траты
Если зарегистрироваться как ИП можно бесплатно, то в начале работы, без учета закупки оборудования или расходных материалов, могут появиться новые расходы.
Дополнительные траты складываются из:
- покупки лицензии (при необходимости для конкретного вида деятельности) – 7 500 рублей;
- заказа печати (не обязательное условие) – минимум 400 рублей;
- открытия расчетного счета (нужен, когда цена одного договора больше 100 тысяч рублей);
- заказа кассовой техники – 10-30 тысяч рублей;
- регистрации кассовой техники;
- работы оператора фискальных данных (посредник между предпринимателем и налоговой) – более 3000 рублей в год;
- оформления квалифицированной электронной подписи (необходима при работе с системами маркировки) – 1400-3000 рублей.
Отдельные предприниматели работают без этого, но приходится соответствовать множеству условий. Все же расходы на кассовый аппарат предпринимателю лучше предусмотреть заранее.
Эта лишь малая часть хлопот, с которыми столкнется бизнесмен. До полной отладки всех процессов придется уделять делу слишком много времени. Имейте это в виду и заранее взвесьте все за и против в вопросе организации бизнеса. Помните, что за свой бизнес индивидуальный предприниматель отвечает имуществом, а за нарушения полагаются штрафы.
Оценивайте риски и начинайте собственное успешное дело!